Файл: Игра как метод воспитания (Общие требования игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Обучающие игры важны также для нравственно-эстетического воспитания детей. Развивающая функция заключается в гармоничном развитии личности ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум учащегося неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей, наглядно – образного и логического мышления детей. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный процесс, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через игры. Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игр, ориентированный на обучение.

1.3. Требования игр

При проведении игры учителю необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила – выполнить, которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.


Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

Основные требования к игре:

  1. Игра должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
  2. Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  3. Иметь познавательное значение.
  4. Активизировать общественную деятельность учащихся.
  5. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
  6. Создавать условия для детского творчества.

Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.

Таким образом, какая бы игра не проводилась, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.

1.4. Условия использования игры как воспитательного метода

Любой метод, даже самый совершенный, можно использовать как во благо, так и во вред. И даже самые благие намерения не смогут обеспечить полезность применения метода: необходимо владеть знаниями и умениями пользования методом соответствующим образом, чтобы его применение приносило определенную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения определенных правил. Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». [6] Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:


1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению

духа.

3. Игра не должна создавать опасность для жизни, здоровья и приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением учителя.

«Известный советский педагог А.С. Макаренко считал, что правильно организованные игры способствуют воспитанию детей и подростков. По его мнению, игры - средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитываются активность, инициатива, чувство коллективизма». [11]

При строгом соблюдении и выполнении этих условий игра становится серьезным делом, то есть развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

«Украшением игры, по Я. Коменскому, являются:

подвижность тела;

жизнерадостность духа;

порядок;

игра с толком и по правилам;

победа доблестью, а не хитростью».[11] Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.

«Ю.В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

-удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных

их разрешений в ходе игры;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль». [4]

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

В играх могут быть реализованы следующие потребности учащихся:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- потребность в ином;

- власть;

- самоопределение через пробы деятельностей;


- самоопределение через ролевое экспериментирование.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать основные требования, которые учитель должен учитывать при организации уроков физической культуры:

1. Вовлечение в игру учащихся, а не ее навязывание.

2. Смысл, содержание и правила игры должны быть понятны каждому участнику.

3. При подборе игр необходимо учитывать, что бы игровые действия совпадали со смыслом и содержанием поведения учащихся в реальных ситуациях и возможностью перенесения их в реальную жизнедеятельность.

4. Во время игре каждый ее участник должны действовать согласно принятым в обществе нормам нравственности, основанными на общечеловеческих ценностях и гуманизме.

5. В процессе и по окончании игры не должно происходить унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и рационально - физической сфер ее участников.

7. При организации игры следует обеспечивать каждому учащемуся

возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать

учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации

соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в

установлении связи, содержания игры с содержанием практической

жизненной деятельности или с содержанием учебного курса.

Однако, это лишь некоторые, наиболее общие и важные требования. Для отдельных видов спортивных и подвижных игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои требования и правила.

9. Игры не должны быть сверх меры воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не рекомендуется привлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и какие – либо ценности, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Выводы к главе 1. Об обучающих возможностях игр известно еще с древнейших времен. В процессе игровой деятельности, каждый ученик старается проявить наиболее полно и иногда неожиданно свои способности.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения физических, эмоциональных и умственных сил ребенка. Для детей игра - прежде всего увлекательное и одно из любимых занятий на уроке. Этим качеством игра и привлекает учителей, в том числе и учителей физической культуры. На уроках физической культуры, используя игры, учитель может одновременно обучать учащихся двигательным действиям и техническим умениям с разной физической подготовленностью.


Осуществив анализ психолого-педагогической литературы, мы пришла к следующим выводам:

- игра как метод обучения наиболее качественно и эффективно повышает мотивацию к изучению и усвоению предмета физическая культура;

- игра является средством активизации познавательной деятельности детей, способствующим ее актуализации;

- игра обеспечивает развитие речемыслительной деятельности и формирования коммуникативного характера обучения учащихся.

В результате исследования нами были выделены правила применения игр: 1. Игры должны быть интересными;

2. Игра должна развивать тело и дух человека;

3. Игра должны быть безопасной;

4. Игра не должна надоедать;

5. Процесс игры регулирует учитель.

Глава 2. Особенности проведения и применения игр на уроках.

2.1 Анализ педагогической деятельности при проведении игр.

Анализируя опыт своей педагогической деятельности, в качестве учителя физической культуры в МБОУ «Вешенская СОШ», пришла к выводу, что всем школьникам в большей степени нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Поэтому можно предположить, что творчески мыслящему учителю физической культуры грех не пользоваться этой неистребимой человеческой склонностью к игровой деятельности в благих профессиональных целях, мастерски и грамотно вставляя ситуационно подходящие подвижные и спортивные игры в свои уроки.

Вспоминая, как играющие учащиеся бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Игровой азарт, душевный подъем, неудержимое стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление невероятной смелости, силы, быстроты, ловкости, смекалки и целого ряда других физических способностей. Победа, одержанная в игре, усиливает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности неокрепшего детского организма. При этом подвижные и спортивные игры формируют навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям в процессе игры.