Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие, сущность и содержание правового статуса личности
2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1. Общесоциальные гарантии: экономические, социальные, политические и духовные или культурные
2.2. Специально-юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
3.1. Проблемы реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина и пути их преодоления
3.2. Повышение роли омбудсмена как «гаранта» правового статуса личности
А.А. Югов, апеллируя к законодательной практике, обращает внимание на то, что не только средства и условия, но и отдельные субъективные права личности выступают гарантией его прав и свобод[27].
В юридической литературе встречается мнение, что специально-юридические гарантии есть не что иное как специальные правовые средства, которые призваны именно обеспечить существование других норм права. Но ничего специального в этих нормах нет, по своей правовой природе они ничем не отличаются от любой иной нормы права[28].
Другой аспект заключается в их исторической и идеологической ценности. Так, правовые гарантии на территории постсоветского пространства самого раннего периода было принято обозначать как нечто специфическое, что обеспечивает свободу личности, возможности реализации еѐ субъективных прав и их защиты от прессинга государственной «машины».
В настоящее же время большинство исследователей не пытаются противопоставить права личности и функционирование государственного механизма, а пытаются найти некий компромисс.
Н.С. Витрук, не давая определения тому, что собой представляют юридические гарантии, сразу же переходит к их разделению на два направления: гарантии, обеспечивающие реализацию прав личности, и гарантии, обеспечивающие охрану и защиту прав личности.
В частности, к первой категории гарантий Н.С. Витрук относит: 1) конкретизацию пределов прав и обязанностей; 2) установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация; 3) определение процессуально-процедурной формы реализации прав.
Ко второй группе относятся конституционный и конвенциональный контроль; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения, профилактики, средства пресечения нарушений в области прав и свобод личности; меры юридической ответственности. Далеко не все согласны с такой трактовкой специально-юридических гарантий, поэтому ряд исследователей предлагает не отождествлять юридические гарантии с другими правовыми явлениями, такими как меры правовой охраны и защиты прав личности, мерами юридической ответственности[29].
Фактически в данном случае под гарантиями понимаются лишь те средства в лице правовых норм, которые позволяют индивиду реализовать свои личные права. Представляется, что для осуществления комплексной защиты прав личности без анализа мер юридической ответственности, мер пресечения и предупреждения и т.д., а также изучения процессуальных форм их реализации представление о специально- юридических гарантиях будет неполным.
Специально-юридические гарантии можно подразделить на несколько уровней: международные, конституционные, законные и подзаконные.
Такая классификация зависит от того, где именно закреплена та или иная норма, признанная гарантией прав личности. Например, к числу международных гарантий можно отнести право обращения граждан РФ в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ), так как 30 марта 1998 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, присоединившись к Совету Европы, поэтому с данного момента юрисдикция ЕСПЧ распространяется и на РФ.
Специальные конституционные гарантии можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии[30].
Перечислим содержащиеся в Конституции РФ[31] специальные гарантии внесудебного характера:
– запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
– обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), то есть защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны;
– предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами;
– запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ);
– становление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
К числу специальных судебных гарантий относят:
– равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);
– соблюдение подсудности, то есть рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ);
– гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ);
– гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);
– обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49 Конституции РФ); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ); недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ) и ряд иных гарантий.
Конституция РФ также устанавливает пределы осуществления прав личности, что также является важной гарантией свободной реализации каждым его прав и свобод. Так, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свободы других лиц».
Данное положение получает своѐ развитие и на уровне отраслевого законодательства, например, согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ: «не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу»[32]. В то же время необходимо отметить, что существуют и пределы защиты прав личности, ведь защита прав зачастую может быть связана с существенным их ограничением.
В РФ правовой статус человека и гражданина обеспечивается налагаемым запретом на противоправное ограничение основных прав и свобод. Конституция РФ, выступая основным юридическим гарантом правового статуса личности, утверждает в части 2 статьи 55 запрет на издание законов, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина. Конституционные гарантии также включают в себя запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54), который конкретизируется, например, в ст. 10 Уголовного кодекса РФ[33].
Также имеется мнение, что как на конституционном, так на отраслевом уровне одной из основных гарантий прав личности могут выступать принципы той или иной отрасли права, так как именно через призму этих принципов можно проверять положения конкретных статей нормативно-правовых актов на соответствие общим представлениям о должном осуществлении правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений[34].
Гарантии прав личности представляют собой систему общих и специальных мер, признаваемых, осуществляемых и поддерживаемых обществом и государством с целью предоставления личности возможности беспрепятственно реализовывать свои права, которые создают общий фон социально-культурных и политических условий, на функционирование всей системы в целом.
Невозможно определить, какой именно вид гарантий выступает основным, поэтому, как указывает Л.И. Глухарева, «все гарантии, в том числе и юридические, сами по себе в разрозненном виде малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе действия совокупного механизма, связывающего все элементы в единое целое»[35].
В то же время в современных условиях нормативно-правовое регулирование проникает во все сферы жизни общества, поэтому основную роль играет соблюдение баланса между различного рода правами со стороны разнородных субъектов права. Период открытого притеснения прав и свобод личности со стороны властных структур завершился, поэтому в настоящее время именно активное использование и защита своих прав посредством имеющихся процессуальных форм будет служить основной гарантией устойчивого развития и утверждения прав личности в современном обществе.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что юридические гарантии правового статуса личности в России многочисленны и разнообразны. Их объединяет общее свойство: все они выражены и закреплены в праве.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
3.1. Проблемы реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина и пути их преодоления
На сегодняшний день существует проблема некорректно налаженных, неотрегулированных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод, обязанностей личности и, следовательно, отсутствия контроля за данным процессом, а также ответственности за их нарушение на практике.
Помимо этого, юристы подчеркивают, что ресурс юридических гарантий применяется далеко не в полном объеме[36].
Причиной тому являются как их некорректная теоретическая разработанность, так и дефицит унифицированных положений правотворческих структур касательно понимания субъективного права, свобод и обязанностей. Это вызывает не только длительные споры и обсуждения среди теоретиков права, но и порой двойственность положений субъектов правоприменительной деятельности.
Вследствие динамики и эволюции различных сфер жизни общества, наблюдается ряд противоречий гарантий правового статуса личности. К примеру, нет обеспечения системных действий правовых норм, нарастающего влияния международного права; не вовремя устанавливается правовое регулирование новых экономических, социальных и иных явлений развития общества.
Остается нерешенной проблема несистематического характера новых внедрений и изменений в действующем законодательстве. Для создания устойчивого законодательства, имеющего четко и эффективно действующую конструкцию гарантий прав и свобод личности, нужно положить основу на новые принципы общественного и государственного строя.
К таким принципам относятся: свободы гражданского общества, демократия и правовое государство и другие. Эти основополагающие начала очень важны, прежде всего, для развития средств, методов и способов обеспечения воплощения в жизнь личностью своих прав и свобод[37].
Основным направлением в модернизации юридических гарантий правового статуса личности является формирование системы органов публичной власти и других структур как на федеральном, так и на местном уровнях. Их деятельность должна быть систематизирована и направлена на снабжение реального действия законов, контроля качества их исполнения, надзора, а также на воплощение в жизнь нормативно-правовых актов всеми участниками правовой деятельности согласно с целями правового регулирования и учетом интересов личности и государства.
Н.В. Витрук, делая заключение о серьезной разнице между нашей действительностью и юридическими нормами относительно прав и свобод личности в настоящий момент в России, рекомендует ввести системную и последовательную черту для создания всесторонних юридических гарантий реализации, охраны и защиты прав и свобод личности принимая во внимание особенности избранного российским обществом и государством собственного пути прогрессивного развития[38].
Это должно способствовать достижению оптимизированного сочетания государственных, общественных и личных интересов в регулировании на законодательном уровне правового статуса личности, практике его реализации, защиты и обоюдной ответственности как человека, так и общества и государства.
Особо значимой и самостоятельной ветвью в увеличении действенности правового статуса личности является усовершенствование качества социальной среды, рост положительной ответственности, инициативы индивида как обладателя прав и свобод.