Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя положения Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что гарантии проявляются в юридических способах и средствах защиты и охраны прав и свобод личности.

На основании этого в конструкции осуществления правового статуса человека существенное место предоставляется юридическим гарантиям, которые устанавливают условия и порядок воплощения в жизнь и защиты прав и свобод человека.

В юридических изданиях неоднозначно решается вопрос о соотношении правового статуса личности и юридических гарантий.

Некоторые юристы и философы в свое время замечали, что юридические гарантии не являются составными элементами правового статуса личности, потому что гарантии по отношению к правам и свободам выражаются в облике внешней стороны, а также внешних условий их осуществления, то есть выходят за пределы своего статуса.

Основываясь на Конституции РФ, Л.Д. Воеводин анализировал юридические гарантии как один из элементов правового статуса личности. Он объясняет свое мнение тем, что Конституция РФ обобщает гарантии в одну главу с правами и свободами личности, а имеющиеся в ней положения дают характеристику правового статуса личности и гражданина РФ[17].

Но закрепленные гарантии в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ не входят в состав правового статуса. Нормы-гарантии находятся и в других положениях Конституции, и в других нормативно правовых актах.

Есть еще и международно-правовые условия и различные средства, которые гарантируют исполнение прав и свобод гражданина в России. Отделяя понятия правого положения и правого статуса личности, с точки зрения Н.В. Витрука, гарантии правого статуса и его основных элементов (права, свободы, обязанности и законные интересы личности), напрямую обеспечивают его исполнение и защиту, а также входят в структурный элемент правого положения личности[18].

Автор считает, что гарантии не входят в основу правового статуса личности, хоть и состоят с ним в определенной связи.

На наш взгляд, по отношению к правовому статусу личности юридические гарантии играют роль в качестве связующего звена, которое соединяет права и свободы с их реальным осуществлением.

Следовательно, полагаясь на мнения авторов, которые в состав правового статуса личности не зачисляют юридические гарантии, то стоит отметить, что их связь неразрывна и допускается возможность сделать права и свободы эффективными и результативными для личности на практике.


Как замечает Б.С. Эбзеев, что главной ролью гарантий становится обеспечивание действенной «жизнедеятельности» прав, свобод и обязанностей личности. Очевидно, что неразрывная связь между правовым статусом гражданина и его юридических гарантий не вызывает никаких сомнений. Правовой статус личности, не оснащенный гарантиями, имеет формальный характер[19].

Можно выделить следующие основные признаки юридических гарантий реализации статуса личности в Российской Федерации как правовых средств, от действительности которых зависят степень реализации прав и свобод, исполнение ими обязанностей и законность привлечения их юридической ответственности.

Во-первых, юридические гарантии прав и свобод определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно- политических организаций и должностных лиц по решению вопросов, связанных с реализацией правового статуса личности, наделению данных органов и должностных лиц необходимыми полномочиями.

Во-вторых, обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями, применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе.

В-третьих, установление ответственности как государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека.

В-четвертых, обязанность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушение прав и свобод личности, возмещать им причиненный моральный и материальный ущерб, добиваться привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Итак, в механизме реализации юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие элементы: информирование человека и гражданина о его правах, свободах и обязанностях; выделение круга вопросов, связанных с точным установлением оснований принадлежности личности соответствующего права и обязанности, их объема, конкретного содержания и пределов использования; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе соблюдения, охраны и защиты прав и свобод; установление органа (лица), от действия которого зависит реализация прав и свобод личности; непосредственное совершение действий, связанных с реализацией статуса личности в соответствии с законодательством; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод, восстановление нарушенного права конкретного лица.


Эти гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и осуществляются регулируемой надлежащими нормативными актами деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественно-политических организаций и граждан.

2. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1. Общесоциальные гарантии: экономические, социальные, политические и духовные или культурные

Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют два вида гарантий прав личности – это общие (общесоциальные) и специальные (или же – специально-юридические).

Критерием такой классификации является характер общественных отношений.

Также существует мнение, что третью группу составляют организационные гарантии, так как они не могут быть определены в качестве подвида общих или специальных гарантий[20].

Соответственно, общесоциальные гарантии – это лишь собирательное наименование, так как данный вид гарантий включает в себя экономические, социальные, политические и духовные или культурные гарантии прав. Если говорить о природе общесоциальных гарантий, то они представляют собой суммарное выражение огромного количества показателей, которые тем или иным образом могут охарактеризовать общество (уровень развития демократии, степень легитимности конкретного политического института, уровень безработицы, доход на душу населения и т.д.).

Данные показатели, наверное, невозможно объединить в единую конструкцию, так как в настоящее время не существует методологического подхода с конкретным инструментарием, позволяющим объединить достижения всех наук об обществе воедино, да ещѐ и отображать подобного рода показатели в режиме реального времени. Также следует учитывать, что гарантии должны оказывать положительное влияние на индивидов, которые реализуют свои субъективные права.


Социальные гарантии прав личности представляют собой некие общие, положительные условия существования индивидов, в целом обеспечивающие благосостояние общества и отдельных его представителей.

Под социальным благосостоянием понимается «ощущение гражданами безопасности, психологического и материального комфорта, развитие индивидуальных способностей и качеств, свободу предпринимательства и т.п.»[21]. К сожалению, очень сложно сказать, что именно является положительным, а что – отрицательным в социальной сфере, а тем более определить, как к этому относится конкретно взятый человек.

Политические гарантии прав личности напрямую зависят от политического режима, который существует в конкретном государстве. Если говорить о демократическом политическом режиме, то необходимо обращаться к характеристике политической системы, в том числе с аксиологической точки зрения.

Например, если политические силы «играют» в игру за власть с целью проведения социально значимых преобразований, то можно описать политическую систему, в которой они существуют, как социопримирительную. Также можно обратить внимание на возможности использования индексов демократии, при помощи которых появляется возможность констатировать наличие процесса консолидации демократии или же «охлаждение» демократических начал и постепенное движение в сторону авторитаризма. Наиболее благоприятные условия для реализации субъективных прав появляются при наличии политического плюрализма, единой национальной идеи, эффективного функционирования гражданского общества.

Экономические гарантии прав личности присутствуют в том случае, если в государстве признаются и в равной степени защищаются все формы собственности, когда состояние национальной экономики позволяет говорить о наличии широких материальных возможностей у индивидов для свободного осуществления своих субъективных прав. Немаловажную роль играет единство экономического пространства на территории государства, рост ВВП, наличие условий для добросовестной конкуренции и эффективных механизмов борьбы с монополизацией рынков и т.п.

Духовные (культурные, идеологические) гарантии прав личности во многом зависят от уровня правовой культуры большинства населения. В данном случае можно говорить о необходимости наличия уважительного отношения к закону и органам государственной власти и местного самоуправления, о наличии собственной гражданской позиции по ключевым политико-правовым вопросам, общем уровне сознательности и образованности граждан. Особую роль для реализации прав личности играет уровень образованности населения. Если люди не знают о своих правах, не ценят их и не собираются отстаивать в случае посягательства на данные права со стороны третьих лиц, то говорить о гражданской зрелости данного общества не приходится.


Как отмечал Р. Иеринг: «Борьба за право есть обязанность управомоченного по отношению к самому себе»[22]. По сфере действия гарантии прав личности можно классифицировать на внутригосударственные и международные.

Международные гарантии в таком случае также будет представлять собой систему различного рода условий или же мер политического, организационного, правового и социально-экономического характера, но с тем дополнением, что для их реализации требуются коллективные усилия мирового сообщества.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что поскольку право является центральным элементом нормальной основы основ конституционного строя, следовательно, юридические гарантии производны от общих гарантий, политических, экономических, социально-нравственных.

2.2. Специально-юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина

Особо выделяются юридические гарантии, с помощью которых в законе закрепляются те средства, которые обеспечивают возможность правомерной их реализации, охраны прав и свобод человека в обществе.

Под специально-юридическими гарантиями В.С. Нерсесянц понимал «систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, институциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определѐнных прав и соответствующих им обязанностей»[23].

Можно предположить, что под институциональными гарантиями в данном определении понимаются именно правовые институты, а не включение в качестве дополнительного элемента организационных гарантий в разряд юридических.

Некоторые исследователи считают, что специально-юридические гарантии по своей сути представляют собой такие же правовые нормы, только отличающиеся по функциональному назначению. Их задача – обеспечить действие других норм, которые предоставляют субъектам права их субъективные права[24].

В попытке определить место гарантий по отношению к другим правовым явлениям Н.И. Матузов рассматривает их как один из составных элементов правовой системы[25].

А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев включают их в правовой статус личности как отдельный элемент[26].