Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 771
Скачиваний: 9
В настоящее вре мя российское социа льно-обеспечительное законода тельство представляет соб ой иерархическую (вертик альную) систему, состо ящую из федера льного законодате льства и законода тельствасубъектов Р Ф.
Отраслевая (горизон тальная) плоскость социа льно-обеспечительного законода тельства является наиб олее близкой к структуре отра сли права социал ьного обеспечения, поско льку общеизвестно, чт о соотношение сист емы права и системы законода тельства проявляется ка к соотношение содер жания и фор мы. Системообразующим факт ором структурирования социа льно-обеспечительного законода тельства при рассмо трении его в этой плоск ости являются пред мет правового регулир ования и сфе ра публичных интер есов государства в обеспечении материа льными благами нуждаю щихся граждан.
К сожалению, ка к уже говор илось, отсутствие кодифицир ованного нормативного право вого акта н е позволяет гово рить о существ овании общей час ти в струк туре системы социа льно-обеспечительного законода тельства. Тем н е менее, опреде ленные предпосылки дл я ее формир ования все ж е имеются. Та к, федеральный зак он от 16 ию ля 1999 г. «О б основах обязате льного социального страхо вания» отчетливо показ ывает, что федера льное социально-обеспечи тельное законодательство дол жно развиваться в рамках дв ух самостоятельных сис тем: социально - страх ового и государс твенного социального обеспе чения. В свя зи с эт им перед законод ателем будет сто ять задача н е столько п о дальнейшему расши рению массива разли чных нормативных прав овых актов (зако нов и подзак онных актов) в сфере социал ьного обеспечения, скол ько по перес мотру уже прин ятых актов в целях подго товки законодательства к его кодифи кации. [6]
Структура социа льно-обеспечительного законода тельства формируется п о предметному приз наку, то ес ть основанием дл я объединения нормат ивных предписаний в соответствующую гру ппу является опреде ленный вид социа льно-обеспечительных отнош ений (например, пенси онное законодательство, законода тельство о социа льном обслуживании и др.) ил и вид отнош ений, производных о т социально-обеспечи тельных.
В отли чие от особе нной части отра сли, в струк туре особенной час ти социально-обеспечи тельного законодательства не т таких обособ ленных групп нормат ивных актов, кото рые регулировали б ы трудовой ст аж, установление юридич еских фактов.
Выводы по главе 2
Подводя ит ог, можно отме тить, что в данной гла ве были опред елены особенности и система социал ьного обеспечения Рос сии в усло виях трансформации эконо мики и обосн ована их взаимо связь с высш ими общечеловеческими ценно стями социального госуда рства, а та к- же предст авлен в компл ексе понятийный аппа рат системы социа льной защиты ка к института государс твенной социальной поли тики страны. Так им образом, в ходе исслед ования нами бы ло установлено, чт о система учреж дений социального обслуж ивания граждан сего дня разделена н а два осно вных сектора – государс твенный и негосудар ственный. Государственный сек тор это – облас тные, муниципальные, райо нные управления и отделения стацион арного социального обслуж ивания граждан пожи лого возраста и инвалидов. Негосудар ственными формами стацион арного социального обслуж ивания занимаются общест венные объединения, в том чис ле профессиональные ассоц иации, благотворительные и религиозные органи зации. В росси йской истории мож но выделить шес ть основных эта пов становления мод ели (системы) социа льной деятельности, связа нных с корен ными изменениями в ее содер жании, принципах и методах: 1 эт ап – с 1551 п о 1725 гг. – эт ап формирования и реализации ид еи государственного призр ения; 2 этап – с 1725 по 1796 г г. – этап формир ования системы (мод ели) общественного призр ения при Пет ре I и Екате рине II; 3 этап – с 1796 по 1917 г г. – это эт ап совершенствования сист емы (модели) обществ енного призрения и частной благотвори тельности; 4 этап – с 1917 по 1918 г г. – этап возв рата к мод ели государственного призр ения; 5 этап – с 1918 по 1991 г г. – этап станов ления и реали зации советской мод ели социальной деятел ьности; 6 этап – с 1991 г. п о настоящее вре мя – это формир ование современной росси йской модели социа льной деятельности, пере ход от сист емы социального обеспе чения к бол ее широкому поня тию – социальная защ ита». Сейчас в России дейст вует довольно мно го негосударственных общест венных и благотвор ительных организаций, кото рые помогают уязв имым категориям насел ения (инвалидам, пожи лым людям, неизл ечимо больным, дет ям-сиротам, неблагоп олучным семьям). В сфере социа льной помощи насел ению общественные и благотворительные органи зации не конку ренты государству, а является ег о партнерами. Неправител ьственным социальным служ бам и органи зациям может п о праву принад лежать ведущая функ ция в предост авлении социальных усл уг на уро вне общины. К негосударственному сект ору относятся общест венные, благотворительные, религи озные организации ил и фонды и физические ли ца, деятельность кото рых связана с предоставлением социа льных услуг. Управ ление этим сект ором осуществляется в порядке, опреде ленном законодательством и соответствующими уста вами. Эти органи зации зачастую перв ыми принимают н а себя реше ние новых социа льных проблем. Благо даря своей мобиль ности, творческим подх одам они спос обны помочь те м, кто в беде, и одновременно пом очь в предост авлении им социа льных услуг. Р Ф сегодня нужда ется в повыш ении эффективности социа льных программ. В России учас тие на рын ке социальных усл уг и дос туп негосударственных общест венных организаций к государственному финанси рованию слишком огран ичены. Для отечест венных негосударственных органи заций не созд ано благоприятных усло вий для вых ода на рын ок социальных усл уг и получ ения заказа о т государства н а их предост авление. Привилегии п о финансированию социа льных услуг в нашей стр ане пока сознат ельно имеют государс твенные учреждения. Дл я альтернативных негосудар ственных поставщиков сущес твуют различные трудн ости как финан совые (налоги, прин ципы распределения бюдж ета), так и нефинансовые (несовер шенное законодательство о деятельности неправител ьственных организаций, благотвор ительной деятельности, лицензи рование и т.д.). По ка эти препят ствия устранить н е невозможно что бы создать благопр иятные условия дл я участия НП О на рын ке социальных усл уг и прив лечь бюджетные сред ства для и х финансирования. Поэт ому организации гражда нского общества мог ут требовать о т государства расши рение прав относи тельно своего учас тия. Чтобы оптимиз ировать систему предост авления социальных усл уг, нужно вве сти новые механ измы взаимодействия государс твенного и негосудар ственного секторов, прив лечь ресурсы и потенциал НП О, которые уж е предоставляют социа льные услуги. Общест венный сектор Рос сии способен сего дня взять н а себя значит ельную часть функ ций по предост авлению социальных усл уг для насел ения. Законодательство предост авляет право негосудар ственным организациям участв овать на рын ке социальных усл уг, привлекать бюдже тные средства дл я такой деятел ьности и полу чать плату з а услуги. Эт о означает, чт о социальные усл уги могут бы ть предметом куп ли-продажи, а система социа льных услуг буд ет развиваться п о законам рыно чных отношений. Поэт ому нужно грам отно разработать норма тивно-правовую ба зу, внедрить сист ему тендерных заку пок на социа льные услуги и разработать станд арты их предост авления. Это позв олит НПО укре пить свою финан совую стабильность и устойчивое разв итие, кадровый, професси ональный потенциал, а тем, кт о в бе де, вовремя полу чить помощь
Заключение
Подводя ит ог работы, мож но сказать, чт о под социа льным обеспечением в настоящее вре мя следует пони мать форму выраж ения социальной поли тики государства, направ ленной на государс твенное обеспечение опреде ленных категорий граж дан из сред ств госбюджета и специальных внебюд жетных государственных фон дов в слу чае наступления собы тий, признаваемых госуда рством на дан ном этапе сво его развития социа льно значимым, с целью выравн ивания социального полож ения этих граж дан по сравн ению с остал ьными.
Сущность социал ьного обеспечения наиб олее рельефно проявл яется в ег о функциях: экономи ческой, политической, демограф ической, реабилитационной и других.
Комп лекс отношений п о социальному обеспе чению не явля ется однородным. В нем мож но выделить матери альные отношения п о распределению государс твенных внебюджетных фон дов социального назна чения и перераспр еделению части государс твенного бюджета. К ним относ ятся: - отношения п о материальному обеспе чению в стар ости, при наступ лении инвалидности, в случае пот ери кормильца, пр и временной нетрудосп особности, при безраб отице; - отношения п о материальной подде ржке материнства и детства, пом ощи семье в содержании и воспитании дет ей; - отношения п о предоставлению дене жной помощи малои мущим лицам; - отнош ения по оказ анию бесплатной медици нской помощи и лечения в рамках базо вых федеральной и муниципальных прог рамм обязательного медици нского страхования; отнош ения по беспла тному социальному обслуж иванию инвалидов, преста релых и дру гих слоев насел ения в пред елах установленных государс твенных перечней и пр.
В предмет отра сли права социал ьного обеспечения вхо дят также отнош ения, возникающие в связи с реализацией указа нных материальных отнош ений. Это - отнош ения по правоприме нительной деятельности. Содерж анием указанных отнош ений является устано вление юридических фак тов, вынесение реше ний по вопр осам социального обеспе чения. Процедурные отнош ения могут: - предшес твовать материальным отнош ениям (например, п о установлению юридич еских фактов); - сущест вовать одновременно с ними (напр имер, по измен ению группы инвали дности); - приходить н а смену одн им и порож дать другие (напр имер, при пере ходе с одн ой пенсии н а другую).
Рассма тривая структуру социал ьного обеспечения, мож но выделить следу ющие его ви ды:
- государственные пен сии (трудовые и социальные);
- посо бия;
- социальные усл уги;
- социальные выпл аты и посо бия.
Финансируются дан ные виды социал ьного обеспечения и з государственного бюдж ета (бюджетные ассигн ования) и и з государственных внебюд жетных фондов, а именно: и з Пенсионного фон да Российской Федер ации, Фонда социал ьного страхования, Государс твенного фонда занят ости, Фонда обязате льного медицинского страхо вания.
Все ви ды социального обеспе чения направлены н а оказание пом ощи населению пр и ограничении ли бо потере трудоспо собности, при прекра щении трудовой деятел ьности, в ситуа циях требующих внеш ней помощи, а также п о оказанию усл уг, смягчающих диспро порции в усло виях жизни насел ения.
Система пра ва социального обеспе чения представляет соб ой совокупность объек тивно взаимосвязанных прав овых институтов и норм, располо женных в опреде ленной структурированной последова тельности в соотве тствии со специ фикой регулируемых общест венных отношений.
В настоящее вре мя не сущес твует единого кодифицир ованного нормативного ак та, что объясн яется рядом объект ивных причин: противо речиями переходного пери ода; сложной экономи ческой ситуацией в стране; отсутс твием единой конце пции социального обеспе чения в нов ых социально-экономи ческих условиях; боль шим разнообразием отнош ений по социал ьному обеспечению; посто янным реформированием орга нов управления социа льным обеспечением.
Н а современном эта пе экономических реф орм государство в России оказа лось неспособным полно стью выполнять св ои обязательства п о финансированию социа льной сферы в целом и системы социа льной защиты в частности. Эт о обуславливает невозмо жность обеспечения социа льных гарантий, вып лат и льг от населению в объеме, предусмо тренном федеральным законодат ельством, делает актуа льным поиск пут ей реформирования сущест вующей системы социа льной защиты. Недоста точное ее финанси рование сопряжено с «непрозрачностью» схе мы прямых и обратных дене жных потоков н а уровне «бюд жет региона - бюджет Росси йской Федерации», чт о приводит к дефициту инфор мации о бюдже тных возможностях сист емы социальной защ иты и затру дняет ее планир ование и разв итие. Кроме это го нельзя забы вать об отсут ствии четких социа льных приоритетов в рассматриваемой сфе ре. Но в будущем, пров одя дальнейшее реформи рование социального законода тельства, которое н е прекращается и посей де нь, возможно прив едет к то му, что вс е функции социал ьного обеспечения буд ут реализованы в полной ме ре.
Список используемой литературы
Норма тивно-правовые ак ты:
- Конституция Росси йской Федерации: офици альный тек ст. - М.: Айр ис Пресс, 2020. - 62 с.
- ФЗ Р Ф "О государс твенном пенсионном обеспе чении в Росси йской Федерации" о т 15.12.2001 № 166-ФЗ (ре д. от 01.10.2019). Р Г. № 247.20.12.2001.
- ФЗ Р Ф "О государс твенных пособиях гражд анам, имеющим дет ей" от 19.05.1995 № 81-Ф З (ред. о т 01.12.2019). РГ. № 99.24.05.1995.
- Ф З РФ "О б основах обязате льного социального страхо вания" от 16.07.1999 № 165-Ф З (ред. о т 03.08.2018). РГ. № 139.21.07.1999.
Кни ги и моног рафии:
- Барщевский, М.Ю. Вс е о пенс иях и льго тах / М.Ю. Барщевский. - М: Юрист, 2019. - 192 с.
- Кобзева, С.И. Источ ники права социал ьного обеспечения Рос сии: монография / С.И. Кобз ева. - М.: Прос пект, 2019. - 246 с.
- Челно кова, Г.Б. Социальное законода тельство, направленное н а защиту о т бедности в России / Г.Б. Челно кова. - М.: Прос пект, 2019. - 104 с.
Ста тьи:
- Гонтмахер, Е. Эволюция сист емы социальной подде ржки населения / Е. Гонтмахер, В. Трубин. // Проб лемы теории и практики управ ления. 2017. №6. С.24-27.
- Звер ева, Н.В. Проблема реформи рования системы льг от в Рос сии / Н.В. Зверева. // Вест ник Московского ун иверситета. Се р.6. Экономика. 2016. №2. С.4-7.
- Иванова, Р.И. Пред мет и мет од советского пра ва социального обеспе чения / Р.И. Иванова, В.А. Тара сова // Советское госуда рство и пра во. 1978. № 8. С.31-38.
- Кома рова, С.В. Современные проб лемы пенсионной сфе ры. / С.В. Комарова. // Фина нсы. 2015. №3. С.15-17.
- Сила кова, О. Социа льное обеспечение гаранти ровано основным Зако ном РФ / О. Силак ова. // Власть суде бная. 2015. № 2 (12). С.62-66.
- Соглас ование интересов работ ников, работодателей и государства в регулировании труд овых отношений: Сбор ник статей / По д ред.П.Н. Зюк ова. - Спб.: Юри стъ, 2018. - 214 с.
- Шайхат динов, В.Ш. Социальное обеспе чение - на уров ень правового госуда рства / В.Ш. Шайхатдинов. // Прав овое государство: тео рия и прак тика. Общественно-полит ический и научно-прав овой журнал. 2015. № 2. С.12-20.