Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 787
Скачиваний: 9
В о-первых, эт о общая экономи ческая природа указа нных отношений, поско льку они нос ят распределительный хара ктер. Предоставление матери альных благ субъе ктам рассматриваемых отнош ений достигается перераспр еделением валового внутре ннего продукта с целью выравн ивания личных дохо дов граждан и предупреждения и х обнищания.
В о-вторых, ка к это подчерк ивалось еще В.С. Андре евым, одним и з субъектов все гда является государс твенный либо дру гой уполномоченный ил и допускаемый госуда рством орган, кото рый обязан ли бо вправе предос тавить социальное обеспе чение. Другим субъе ктом всегда явля ется гражданин (ли бо семья), надел енный определенным объе мом правомочий. Кр уг таких субъе ктов (граждан) посто янно трансформируется и не явля ется постоянным, поско льку система социал ьного обеспечения - од на из сам ых динамичных социа льных систем. В то ж е время мож но выделить и таких «класси ческих» субъектов, ка к пожилых граж дан, нетрудоспособных (врем енно или посто янно), женщин -мате рей, семьи с детьми, безраб отных, граждан с доходом ни же прожиточного мини мума в дан ном регионе, дет ей-инвалидов.
В-третьих, специ фика объекта отнош ений - это все гда материальное бла го, предоставляемое гражд анину в поря дке его социал ьного обеспечения. При чем форма так ого блага мож ет быть разли чной (в ви де денежной выпл аты: пенсии, посо бия, компенсации, субс идии; в ви де социального обслуж ивания бесплатно ли бо на льго тных условиях пут ем предоставления медици нской помощи и лечения, лекарст венной помощи, санат орно-курортного лече ния, содержания дет ей в детс ких учреждениях, социа льной помощи н а дому, содер жания в учрежд ениях социального обслуж ивания, профессионального обуч ения и трудоуст ройства инвалидов, обеспе чения их технич ескими средствами реабил итации и д р.; в ви де льготы (п о проезду н а транспорте, п о оплате усл уг ЖКХ, лекарст венной помощи и др.).
Специ фика объекта отнош ений определяет и х имущественный хара ктер.
В-четве ртых, специфика жизне нных обстоятельств, призна ваемых социально важн ыми, с кото рыми связано возникн овение, изменение и прекращение отнош ений, входящих в предмет пра ва социального обеспе чения. Перечень так их обстоятельств опред елен путем и х законодательного закреп ления, он закр ытый и расширит ельному толкованию н е подлежит. Эт и обстоятельства назыв аются социальными риск ами.
В-пят ых, жесткое законода тельное нормирование предоста вляемых гражданам вид ов социального обеспе чения, которые н е могут бы ть изменены субъе ктами отношений н и в стор ону их ухудш ения, ни в сторону улучш ения, если он и финансируются з а счет бюдже тных средств ли бо средств внебюд жетных фондов социал ьного страхования. [16]
Рассм отрим, какие ж е конкретно ви ды отношений регули руются правом социал ьного обеспечения ка к отвечающие указа нным выше призн акам. Таких отнош ений достаточно мно го. Их многоо бразие обусловлено те м, что в праве социал ьного обеспечения н е существует един ого отношения (ка к, например, в трудовом пра ве трудовое отнош ение), в кото ром гражданин мо г бы реализ овать свои пра ва сразу н а несколько вид ов социального обеспе чения или да же на вс е. С уче том разнообразия отнош ений они мог ут быть классифи цированы по и х объекту н а две гру ппы: а) матери альные отношения; б) процедурно-процесс уальные, объективно необхо димые для функцион ирования материальных отнош ений. Пользуясь мето дом научной абстр акции, внутри каж дой из указа нных групп отнош ений можно продо лжить их классиф икацию. Так, в зависимости о т того, предоста вляется социальное обеспе чение в дене жной либо в натуральной фор ме, материальные отнош ения подразделяются н а отношения, возник ающие по пов оду денежных вып лат, и отнош ения, возникающие в связи с предоставлением гражд анам социального обеспе чения в «натура льной форме». Конкр етный вид материа льного отношения все гда определяется сам им видом социал ьного обеспечения: эт о отношения пенси онные, отношения п о поводу: посо бий, субсидий, компен саций, страхового обеспе чения пострадавших о т несчастных случ аев на произв одстве и професси ональных заболеваний, медици нской помощи и лечения, социал ьного обслуживания, предост авления льгот п о системе социал ьного обеспечения. В тех случ аях, когда видо вой признак обеспе чения носит компле ксный характер, появл яется основание дл я классификации отнош ений на подв иды. Так, напр имер, пенсионные отнош ения — это науч ная абстракция, поско льку единого пенсио нного отношения н е существует. Он о всегда подразд еляется на подв иды в зависи мости от ви да назначаемой пен сии: пенсионное отнош ение в свя зи с пенс ией по стар ости, пенсией з а выслугу ле т, пенсией п о инвалидности, пенс ией по слу чаю потери корми льца. Это реал ьно существующие отнош ения, субъектами кото рых являются ли ца, достигшие пенсио нного возраста; ли ца, имеющие специа льный стаж раб оты в опреде ленных должностях, профе ссиях, с особ ыми условиями тру да; граждане, призн анные инвалидами; сем ья, потерявшая корми льца. Аналогичная классиф икация характерна дл я отношений и по пов оду пособий, субс идий, компенсаций, «натура льных» видов социал ьного обеспечения. В реально сущест вующем отношении гражд анин реализует пра во на конкр етный вид: посо бия (по време нной нетрудоспособности, п о беременности и родам, п о уходу з а ребенком д о достижения и м возраста 1,5 ле т, по безраб отице и д р.); субсидии; компен сации; медицинской пом ощи (в ви де лечения, лекарст венной помощи, санат орно-курортного лече ния); социальной усл уги (полного ил и полустационарного обслуж ивания, социальной пом ощи на до му, содержания дет ей в детс ком учреждении, профессио нального обучения и трудоустройства инва лида, обеспечения инва лида техническими средс твами реабилитации); льг оты. [17]
Процедурные и процессуальные отнош ения в зависи мости от и х объекта классифи цируются на отн ошения п о поводу: а) установления юридич еских фактов; б) реализации пра ва на то т или ин ой вид социал ьного обеспечения; в) защиты наруше нного права.
Так им образом, пред мет права социал ьного обеспечения - эт о сложный комп лекс общественных отнош ений как материа льного, так и процедурно-процессу ального характера, возник ающих в свя зи с распред елением части вало вого внутреннего прод укта путем предост авления гражданам разли чных социальных вып лат, бесплатной ли бо со скид кой медицинской и лекарственной пом ощи, социального обслуж ивания, а так же льгот с целью поддер жания их полноц енного социального стат уса. [19]
2.2 Особенности метода права социального обеспечения
Мет од правового регулир ования - это спос обы воздействия отра сли права н а определенный ви д общественных отнош ений, являющийся предм етом ее регулир ования. Он все гда определяется предм етом правового регулир ования: конкретное содер жание общественных отнош ений данного ви да обусловливает своеоб разие способов юридич еского воздействия. [20]
В научной и учебной юридич еской литературе обы чно выделяют дв а основных мет ода правового регулир ования. Один и з них назыв ается авторитарным (импера тивный метод), а другой - мето дом автономии (диспози тивный метод). Автори тарный метод (импера тивный) - это так ой способ право вого регулирования, пр и котором ли цу или лиц ам – участникам правоот ношений предоставляется ли шь один стр ого определенны й вариант повед ения, при эт ом нормами пра ва точно опреде ляются порядок возникн овения и прекра щения, характер, объ ем и содер жание прав и обязанностей сто рон -участников общест венных отношений, урегулир ованных с помо щью данных но рм права. Импера тивный метод шир око применяется в тех отра слях, характерной особен ностью которых явля ется то, чт о одной и з сторон в возникающих правоотн ошениях является государс твенный орган ли бо другой, уполном оченный государством орг ан.
Суть друг ого метода право вого регулирования - мет ода автономии, ил и диспозитивного мет ода заключается в том, чт о нормами пра ва устанавливаются н е запреты ил и предписания определ енного поведения, а лишь пред елы, в кото рых участники общест венных отношений самосто ятельно устанавливают св ои взаимные пра ва и обязан ности. Данный мет од регулирования примен яется главным обра зом в так их отраслях россий ского права, гд е стороны - участ ники правоотношений высту пают как равноп равные субъекты. [15]
Импера тивный и диспози тивный методы примен яются в сочет ании и явля ются как б ы «сквозными» дл я всех отра слей права. В то ж е время он и не мог ут в пол ной мере учиты вать специфику общест венных отношений, регули руемых нормами конкр етной отрасли пра ва, которая детерми нирует необходимость использ ования определенного мет ода, характерного дл я регулирования име нно данной совоку пности отношений (т.е. пред мета отрасли).
Спо соб разрешения данн ого противоречия бы л предложен С.С. Алекс еевым, которы й обратил вним ание на т о, что ана лиз метода право вого регулирования дол жен учитывать н е только хара ктер волевых предпи саний законодателя (предпи сание, запрет, дозво ление), но и выявлять дру гие признаки прие мов правового регулир ования. Концептуально так ие признаки бы ли обоснованы Л.С. Яви чем. Развив дан ную концепцию, С.С. Алек сеев более чет ко сформулировал и х конструкцию. К числу так их признаков отне сены следующие:
- хара ктер способов формир ования содержания пр ав и обязан ностей субъектов;
- хара ктер оснований возникн овения, изменения и прекращения правоот ношений;
- характер общ его юридического полож ения субъектов; 4) хара ктер юридических ме р воздействия.
Проб лема метода право вого регулирования общест венных отношений в общей тео рии права - од на из дискусс ионных, что предоп ределило е е дискуссионность и в пра ве социального обеспе чения, о че м свидетельствует отсут ствие единства взгл ядов среди уче ных на дан ную проблему. [5]
Впер вые проблема мет ода правового регулир ования отношений в сфере социал ьного обеспечения бы ла исследована В.С. Андре евым. Он выде лял три специфи ческие черты, раскры вающие, по ег о мнению, особен ности метода дан ной отрасли и отражающие особен ность самого пред мета регулирования.
В о-первых, вс е входящие в предмет отнош ения имеют алимен тарный характер, при чем предоставлять обеспе чение обязано госуда рство в ли це его орга нов управления ил и учреждений ли бо по поруч ению государств а профсоюзы ил и органы колх озов.
Во-вто рых, одним и з субъект ов таких отнош ений выступает гражд анин или сем ья, а дру гим - органы госуда рства или п о его поруч ению профсоюзы ил и органы колх озов.
В-трет ьих, посредством эт их отношений осущест вляется обеспечение з а счет сред ств таких общест венных фондов потреб ления, как фон ды для нетрудос пособных, ассигнования н а содержание дет ей в детс ких учреждениях, н а медицинское обслуж ивание и лече ние. [7]
В одн ой из после дних своих раб от В.С. Андреев отказы вается от ран ее применяемого и м термина «алимен тарный», обосновывая так ой отказ те м, что дан ный термин подве ргся критике с о стороны уче ных.
Дальнейшей разраб откой проблемы мет ода права социал ьного обеспечения заним ался целый ря д авторов, одн ако анализ осно вных точек зре ния, высказанных уж е на соврем енном этапе, хо тя и свидетел ьствует о сближ ении позиций, н о еще н е позволяет констат ировать, что най ден единый под ход к концепту альному обоснованию опреде ления метода пра ва социального обеспе чения.
Итак, чт о же след ует понимать по д методом пра ва социального о беспечения.
Мет од права социал ьного обеспечения - эт о совокупность прие мов и спос обов правового регулир ования общественных отнош ений по социал ьному обеспечению граж дан, специфика кото рых объективно обусло влена распределительным харак тером этих отнош ений. Данная совоку пность охватывает ка к общеправовые и межотраслевые при емы регулирования, та к и при емы, специфичные дл я данной отра сли права.