Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 779
Скачиваний: 9
В зависимости о т специфики собы тия, с кото рым связано предост авление пенсионного обеспе чения, нормы пра ва дифференцированы п о видам пен сий, в свя зи с че м институт пенсио нного обеспечения явля ется комплексным, т о есть состо ящим из относи тельно самостоятельных предм етных подинститутов, нор мы которых регул ируют конкретные ви ды пенсионных отнош ений (по пов оду пенсий п о старости, п о инвалидности, п о случаю пот ери кормильца, з а выслугу ле т, социальных пен сий). Кроме это го, элементами данн ого комплексного инсти тута являются так же институты функцион ального значения, регули рующие порядок обращ ения за пенс ией, ее устано вления, исчисления, перера счета, индексации, валори зации и выпл аты всех вид ов пенсий.
Самостоя тельным комплексным инсти тутом Особенной час ти является инст итут социальных посо бий. Предоставление гражд анам социальных посо бий осуществляется з а счет сред ств разных финан совых источников и различными орга нами (в то м числе и работодателем). Прав овые нормы, регули рующие отношения п о предоставление гражд анам того ил и иного ви да пособия, хо тя и содер жатся в разли чных нормативных прав овых актах, одн ако имеют общ ие цели: гаранти ровать застрахованным в случаях, предусмо тренных законом, компен сацию полностью ил и частично утраче нного заработка, ли бо оказать гражд анам материальную подде ржку в свя зи с наступ лением соответствующего социал ьного риска. [17]
Струк тура данного компле ксного института сост оит из прос тых, регулятивных, предм етных институтов, нор мы которых регул ируют соответствующий ви д отношений, обуслов ленный конкретным вид ом пособия. Эт о институты посо бий: по безраб отице; по време нной нетрудоспособности; п о беременности и родам; пр и рождении ребе нка; институт пособия женщ инам, вставшим н а учет в медицинские учреж дения в ран ние сроки береме нности; пособия п о уходу з а ребенком д о достижения и м возраста полутора ле т; пособия н а ребенка военносл ужащего, проходящего воен ную службу п о призыву; посо бия на ребе нка до дости жения им возр аста 16 лет (учащ имся - 18 лет); посо бия на дет ей приемной сем ье; пособия н а погребение и др.
Нар яду с так им классическим элеме нтом национальной сист емы социального обеспе чения как сист ема пособий н а современном эта пе четко обозна чилось формирование сист емы и ин ых социальных вып лат населению (в виде дополни тельной государственной социа льной помощи, су бсидий, компен саций, материнского капи тала и д р.). Правовые нор мы, регулирующие отнош ения по предост авлению гражданам так их выплат, обра зуют соответствующие предм етные регулятивные инсти туты, которые обеспе чивают цельное, относи тельно законченное регулир ование указанных отнош ений. В т о же вре мя они обла дают признаками, позвол яющими отгранить и х от инсти тутов, регулирующих отнош ения по пов оду предоставления разли чного вида посо бий. Такие приз наки связаны, пре жде всего, с общим целе вым назначением вс ех иных дополни тельных социальных вып лат, которое мож ет быть опред елено как предупр еждение обнищания насел ения. Достижени е указанной це ли гарантируется госуда рством: 1) предоставлением гражд анам в соотве тствии с Консти туцией РФ (с т.39) в допол нение к «класси ческим» видам социал ьного обеспечения ин ых социальных вып лат; 2) принятием н а себя юридич еского обязательства п о финансированию расх одов на так ие выплаты з а счет сред ств бюджета стр аны; 3) дополнительные социа льные выплаты п редоставляются кажд ому как чле ну общества, бе з какой ли бо связи с его труд овой деятельностью; 4) законод ательно закрепляется конкр етная цель каж дой из указа нных выплат. [19]
С учетом сказа нного, есть вс е основания «собр ать» названные вы ше предметные регуля тивные институты в новый компле ксный институт в структуре.
Ос обенной час ти отрасли - «ин ые дополните льные социальные выпл аты населению».
Следу ющий институт Особе нной части - инст итут обеспечения постра давших от несча стных случаев н а производстве и профессиональных заболе ваний, содержание кото рого составляют прав овые нормы, устанавл ивающие круг ли ц, подлежащих данн ому виду обеспе чения, виды обеспе чения, размер страх овых выплат, а также пра ва и обязан ности субъектов страхо вания. Данный инст итут является прос тым, предметным и регулятивным, обеспеч ивающим цельное и относительно законч енное регулирование общест венных отношений.
Структ урным элементом Особе нной части явля ется и компле ксный институт медици нской помощи и лечения. Компле ксный характер данн ого института обусл овлен тем, чт о в ег о содержание включ аются нормы, регули рующие отношения н е только п о предоставлению гражд анам отдельных вид ов медицинской пом ощи (первичной, неотл ожной, скорой, специализ ированной, включая высокотехн ологичную медицинскую пом ощь, и дру гие), но и нормы, регули рующие отношения в связи с предоставлением санат орно-курортного лече ния и беспл атной (либо с о скидкой) лекарст венной помощи. В структуре это го института сформир овались соответствующие прос тые регулятивные инсти туты, нормы кото рых гарантируют реали зацию в многооб разных видовых общест венных отношениях конститу ционного права граж дан на охр ану здоровья. [18]
Доста точно сложным компле ксным институтом Особе нной части счита ется институт социал ьного обслуживания. В его струк туру входят взаимосв язанные группы но рм, регулирующие отнош ения по предост авлению различных вид ов социального обеспе чения в неден ежной форме. В составе указа нного комплексного инсти тута сформировались предм етные, регулятивные инсти туты, нормы кото рых регулируют отдел ьные виды отнош ений, возникающих в связи с реализацией гражд анами права н а конкретный ви д социального обслуж ивания: стационарное обслуж ивание; полустационарное обслуж ивание; социальная пом ощь на до му; социальная и консультативная пом ощь; профессиональное обуч ение и трудоуст ройство инвалидов; обеспе чение инвалидов технич ескими средствами реабил итации; протезно-ортопед ическая помощь; социа льное обслуживание дет ей. Каждый и з перечисленных прос тых институтов име ет свою струк туру, в кото рой выделяются гру ппы норм, устанавл ивающие: круг субъе ктов; объем предоста вляемого «натурального» обеспе чения по кажд ому из вид ов социального обслуж ивания; условия предост авления обеспечения (беспл атно, с части чной оплатой). [15]
В структуру Особе нной части отра сли права социал ьного обеспечения кро ме институтов, регули рующих сложный комп лекс материальных общест венных отношений, традиц ионно включаются специализ ированные институты, прав овые нормы кото рых регулируют проце дурно-процессуальные отнош ения: по пов оду установления юридич еских фактов, реали зации права н а тот ил и иной ви д социального обеспе чения, разрешения жал об и спо ров. Процедурные отнош ения обеспечивают функцион ирование материальных социа льно-обеспечительных отнош ений. Например, устано вление группы инвали дности (факт посто янной нетрудоспособности) явля ется одним и з юридических фак тов, влияющих н а возникновение мно гих материальных отнош ений (по пов оду пенсии п о инвалидности, предост авления лекарственной пом ощи, санаторно-курор тного лечения, стацион арного социального обслуж ивания и д р.).
В свя зи с обращ ением гражданина в компетентный орг ан по пов оду реализации пра ва на то т или ин ой вид социал ьного обеспечения меж ду ним и указанным орга ном возникает процед урное отношение, регули руемое нормами соответс твующего института.
Проце дурно - процессуальные отнош ения возникают п о поводу защ иты нарушенного пра ва в свя зи с обращ ением гражданина с жалобой ил и спором н а действия соответс твующего органа (должно стного лица). Специ фикой этих отнош ений является т о, что он и регулируются н е только норм ами права социал ьного обеспечения, н о и норм ами гражданского процессу ального и администр ативного права.
В Конституции Р Ф (ст. 46) закре плено положение о том, чт о решени я и дейс твия (или бездей ствие) органов государс твенной власти, орга нов местного самоупр авления, общественных объеди нений и долж ностных ли ц могут бы ть обжалованы в суд. В связи с этим сущест венно сократилось колич ество обращений граж дан с жало бами на дейс твия соответствующего орг ана (должностного ли ца) в вышест оящий орган, а в акт ах, регулирующих отнош ения в сфе ре социального обеспе чения, появились нор мы, закрепляющие пра во гражданина в случае спо ра по вопр осам, возникающим и з социально-обеспечи тельных правоотношений, обращ аться непосредственно в суд. Ана лиз норм п о защите наруш енных прав показ ывает, что в настоящее вре мя нет объект ивных предпосылок дл я формирования особ ого единого спос оба защиты социа льно-обеспечительных пр ав, отличного о т того, кото рый установлен Консти туцией РФ. Одн ако в науч ных целях вс е правовые спос обы защиты, исполь зуемые гражданами пр и реализации пра ва на социа льное обеспечение, необх одимо рассматривать н е в сист еме отрасли, а в рам ках системы нау ки и учеб ной дисциплины права социал ьного обеспечения. [1]
Вопр осы структурирования сист емы отрасли посто янно являются предм етом научных диску ссий, поскольку законод ателем, как уж е говорилось, та к и н е решена пр облема кодифи кации данной отра сли. Например, продо лжает оставаться дискусс ионной проблема отсут ствия в сист еме права социал ьного обеспечения инсти тута ответственности субъе ктов социально-обеспечи тельных отношений. Прин ятие кодифицированного ак та позволило б ы решить н е только дан ную проблему, н о и лега льно закрепить струк туры Общей и Особенной час тей отрасли.
О т системы отра сли следует отли чать систему социа льно-обеспечительного законода тельства. Система пра ва, являясь прав овой категорией, слу жит для выраж ения подразделений, свя зей и един ства правовых но рм, их внутр енних взаимозависимостей и системы в целом, яв ляясь сист емой содержания пра ва. Система законода тельства, также явля ясь правовой катег орией, представляет соб ой совокупность нормат ивных правовых акт ов - (форм) источ ников права и служит внеш ней формой выраж ения права. Дл я системы законода тельства характерна св оя собственная струк тура, элементами кото рой являются: нормат ивный акт (минима льный компонент), инсти туты законодательства (в том чис ле комплексные), подот расли и отра сли законодательства (в том чис ле и компле ксные), отраслевые и комплексные нормат ивные массивы. [6]
Социа льно - обеспечительное законода тельство - это н е просто совоку пность нормативных прав овых актов, а их дифференц ированная система, кото рая основана н а принципах суборд инации и скоординир ованности ее структ урных элементов. Суборд инация всех структ урных элементов, вход ящих в сист ему законодательства, проявл яется, в иерархи ческом (вертикальном) распол ожении нормативных акт ов, тогда ка к скоординированность наиб олее очевидна пр и рассмотрении элеме нтов законодательства чер ез призму ег о отраслевой (горизон тальной) структуры.