Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 781
Скачиваний: 9
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно. [6]
Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:
• необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
• осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
• установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
• закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно-распределительная; политическая; социально-реабилитационная; демографическая; защитная. Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. [16]
Экономическая функ ция социального обеспе чения заключается в полном ил и частичном замещ ении заработка ил и другого источ ника средств существ ования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспо собностью или поте рей кормильца, части чном возмещении дополни тельных расходов пр и наступлении опреде ленных жизненных обстоят ельств, а так же оказании минима льной денежной ил и натуральной пом ощи малоимущим гражд анам.
Социально-реабилит ационная функция напра влена на восстан овление общественного стат уса нетрудоспособных граж дан и дру гой социально мен ее защищенной час ти населения, позвол яющего им ощущ ать себя полноц енными членами обще ства.
Поскольку сущес твует какая-ли бо область отнош ений между люд ьми, постольку сущес твует и специа льная отрасль пра ва, которая регул ирует отношения в этой обла сти, следовательно, социа льное обеспечение ка к деятельность и как совоку пность общественных отнош ений регулирует осо бая отрасль пра ва — право социал ьного обеспечения.
В самостоятельную отра сль оно выдел илось в кон це 1960-х — нач але 1970-х г г., а д о этого врем ени отношения п о социальному обеспе чению рассматривались в рамках администр ативного, гражданского, трудо вого и колхо зного права. [17]
В понятие социал ьного обеспечения н е включается пра во на беспл атное образование и обеспечение жил ьем по прич ине отсутствия собы тий, с кото рыми связывается социа льное обеспечение.
Исх одя из привед енного выше опреде ления, к сист еме социального обеспе чения в соврем енной России след ует относить вс е виды пен сий, пособий, компенса ционных выплат, социа льное обслуживание, медици нскую помощь, санат орно-курортное лече ние, а так же различные льг оты для отдел ьных категорий граж дан.
Понятие социал ьного обеспечения тес но увязывается с понятием социа льной защиты, по д которой поним ается конкретная социа льная политика госуда рства, стремящаяся право выми мерами обесп ечить удовлетворительное ил и безбедное существ ование тем груп пам населения, кото рые находятся в особо слож ном материальном полож ении и неспо собны без внеш ней поддержки улуч шить его. [7]
Взаимо связь социальной защ иты и социал ьного обеспечения бол ее объективно выявл яется на ба зе международного опы та правового регулир ования обеих эт их общественных катег орий.
Необходимо так же отметить, чт о систему социал ьного обеспечения след ует рассматривать ка к составную час ть государственной сист емы социальной защ иты населения, кото рая помимо социал ьного обеспечения вклю чает гарантии п о охране тру да, здоровья и окружающей приро дной среды, минима льной оплате тру да и дру гие меры, необхо димые для норма льной жизнедеятельности чело века и функцион ирования государства.
П о источникам и способам формир ования специальных социа льных фондов, а также в зависимости о т органов, осущест вляющих социальное обеспе чение, и соответс твующей нормативной ба зы выделяют разли чные роды, ви ды и фор мы социального обеспе чения. [18]
Таким обра зом, понятие «социа льная защита» значит ельно шире поня тия «социальное обеспе чение», так ка к последнее вхо дит в катег орию первого. След ует различать поня тия социального обеспе чения и социал ьного страхования.
Социа льное обеспечение все гда занимало и занимает од но из ключ евых, определяющих ме ст в жиз ни государства и общества. Он о непосредственно зави сит от разв ития экономики и теснейшим обра зом связано с политикой и социальным благопо лучием людей тру да и нерабо тающих слоев насел ения.
Содержание поня тия социального обеспе чения, его парам етры формировались посте пенно по ме ре развития сам ой системы социал ьного обеспечения в нашем госуда рстве. [19]
В экономи ческой и юридич еской науке поня тие социального обеспе чения трактуется неодно значно и д о сих по р не явля ется общепринятым. В семантическом поним ании социальное обеспе чение означает «предост авление достаточных матери альных средств к жизни ко му-либо с о стороны обще ства». Иными слов ами, различные фор мы помощи обще ства своим чле нам в эт ом определении тракт уются как социа льное обеспечение.
Меж ду тем фор мы и ви ды такой пом ощи могут бы ть самыми разнооб разными. Исходя и з этого, в науке сложи лись две осно вные концепции содер жания этого поня тия — экономическая и правовая. Сторо нники экономической конце пции включали в социальное обеспе чение все ви ды помощи чле нам общества з а счет общест венных фондов потреб ления ( в то м числе беспл атное среднее, сред нее специальное и высшее образо вание, бесплатное предост авление жилья (ли бо жилищных субс идий), бесплатные физкул ьтура и спо рт, обслуживание учрежд ениями культуры, вс е виды пен сий, пособий, социа льное обслуживание, медици нская помощь и лечение, а также разли чного рода льг оты для отдел ьных категорий граж дан)2. Основу дан ной концепции соста влял способ распред еления благ чер ез общественные фон ды потребления. [18]
Предста вители правовой конце пции изначально базир овали свою пози цию одновременно н а нескольких, пор ой мало совмес тимых критериях, в частности, н а экономическом и субъектном. Он и считали, чт о обеспечение дол жно касаться н е всех чле нов общества, а лишь опреде ленных граждан, пользу ющихся особой защи той со стор оны государства. К числу субъе ктов, которые пользо вались особой забо той общества н а отдельных эта пах его разв ития, относились разли чные категории граж дан (в царс кой России — снач ала лишь чинов ники и военнос лужащие, затем — наем ные работники тяже лой промышленности и члены и х семей).
Пр и советской вла сти социальное обеспе чение сначала распрост ранялось на вс ех лиц наем ного труда (рабо чих и служ ащих), а зат ем на чле нов колхоза, дет ей, многодетные сем ьи, одиноких мате рей. Наконец, ныне шнее законодательство о социальном обеспе чении России распрост раняется уже и на безраб отных, вынужденных пересе ленцев и беже нцев, лиц, кото рые не име ют права н а трудовую пен сию.
В пер вые годы совет ской власти сформир овалась теория та к называемых социа льных рисков, в соответствии с которой социа льное обеспечение — эт о предоставление бл аг при перераспр еделении коллективного прод укта членам обще ства, находящимся в трудной жизне нной ситуации, призна ваемой обществом уважит ельной. [15]
Представителями эт ой теории явил ись В. М. Догадов, Н. А. Вигдо рчик, Н. А. Семашко. [11]
Одн ако ее сторо нники к чис лу социальных рис ков относили и обеспечение и з средств общест венных организаций, и з средств ка сс (товариществ) взаимо помощи, социально-культ урное обслуживание. В связи с этим социа льное обеспечение распрост раняется, по и х мнению, н а все насел ение страны, а не тол ько на нетрудос пособных. В. Дурден евский предложил огран ичить пределы социал ьного обеспечения стро гой целевой направле нностью. По ег о мнению, так ой целью дол жна быть пом ощь общества в «развитии и охранении чело века». Введение функцион ального (целевого) крит ерия в допол нение к экономи ческому и субъек тному явилось в дальнейшем основопо лагающим фактором в формировании науч ной мысли п о вопросу о понятии социал ьного обеспечения. Разв ивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андр еев указывал, чт о социальное обеспе чение — это «совоку пность определенных социа льно-экономических меропр иятий, связанных с обеспечением граж дан в стар ости и пр и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслужи ванием и лече нием как важне йшими средствами оздоро вления, профилактики и восстано вления трудоспособности». [12]
Одн ако позиция В. С. Андр еева не бы ла однозначно прин ята учеными, занимаю щимися проблемами пра ва социального обеспе чения. Их мне ния разделили сь. Появились предста вители «широкой» и «узкой» сф ер социального обеспе чения. Более то го, между представ ителями каждой и з указанных сф ер тоже н е было един ства. Так, сторо нники «широкой» сфе ры предлагали вклю чить в поня тие социально го обеспечения отнош ения по «меди цинскому обслуж иванию и лече нию» (В. С. Андреев), н о не вклю чали отношения п о санаторно-курор тному лечению и обслужива нию. Другие предста вители «широкой» сфе ры (К. С. Батыгин и др.), напр отив, считали, чт о медицинская пом ощь не дол жна включаться в социальное обеспе чение, а санат орно-курортное обеспе чение может и должно вход ить в эт о понятие. Н е было единог ласия и п о пово ду бесплатного образо вания (среднего, сред него специально го и высш его). В. С. Андреев, Р. И. Иван ова и В. А. Тара сова6 считали, чт о оно дол жно включаться в социально е обеспечение. Т. М. Кузь мина относит к социальному обеспе чению не собст венно предоставление образо вания, а ли шь выплату стипе ндий в учеб ных заведениях. [13]
Предста вители «узкой» сфе ры социального обеспе чения (в частн ости, В. Ш. Шайхатдинов) предл агают ограничить сфе ру социального обеспе чения только выпл атой пенсий, посо бий и социа льным обслуживанием. В праве социал ьного обеспечен ия некоторыми учен ыми под «узк ой» сферой социал ьного обеспечения поним ается также предост авление обеспечения з а счет пря мых ассигновани й из государс твенного бюджета.
Своеоб разный подход к данному вопр осу предлагает Е. Е. Мачул ьская. По е е мнению, социа льное обеспечение предоста вляется только лиц ам, подвергшимся воздей ствию социального рис ка на безвоз мездно-неэквивалентных ил и бесплатных нача лах. Поэтому санат орно-курортное обслуж ивание и образо вание не след ует включать, п о ее мне нию, в поня тие социальног о обеспечения. [13]