Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 770
Скачиваний: 9
Что каса ется санкций, примен яемых к друг ому субъекту - орг ану, предоставляющему обеспе чение, то в данном слу чае речь ид ет скорее н е о санк циях, а о б обязанности это го органа восста новить нарушенное пра во гражданина, ес ли по ви не данного орг ана гражданин н е смог в полном объ еме воспользоваться сво им правом. Так ая обязанность насту пает, когда гражда нином недополучены полага ющиеся ему дене жные выплаты п о системе социал ьного обеспечения.
Так им образом, к признакам мет ода права социал ьного обеспечения мож но отнести следу ющие: 1) императивное регулир ование отношений, одн им из субъе ктов которых высту пает государственный орг ан либо п о его поруч ению иной компет ентный орган, сочета ющееся с коллек тивно-договорным регулир ованием отношений, возник ающих на осн ове корпоративных согла шений; 2) сочетание централиз ованного регулирования с региональным и территориальным; 3) обусловл енность возникновения, измен ения и прекра щения правоотношений специфи ческими юридическими факт ами (как прав ило, событиями, н е зависящими о т воли люд ей);
4) относительная автоно мность субъектов п о отношению др уг к дру гу;
5) абсолютный хара ктер прав граж дан как субъе ктов отношений и недопустимость прин ятия усмотренческих реше ний органом, обяза нным предоставлять обеспе чение; 6) административный и судебный поря док защиты наруше нного права граж дан; 7) применение правовосста новительных и правограни чительных санкций.
2.3 Система права социального обеспечения
Сист ема права - эт о его внутр еннее строение. Он о заключается в объединении огром ного массива прав овых норм в отдельные общн ости, называемые отра слью (подотрасль ю), институтом (подинст итутом) права. [20]
Основ ными критериями, бе з которых невоз можно провести ана лиз ни одн ого структурного элем ента как сист емы права в целом, та к и отдел ьной его отра сли, являются пред мет и мет од правового регулир ования. Именно указа нные критерии поло жены в осн ову деления национ альной правовой сист емы на отра сли права, предста вляющие собой совоку пности правовых но рм, которые регул ируют специфическим мето дом определенный комп лекс общественных отнош ений.
В св ою очередь внутр еннее строение каж дой отрасли, закреп ляющее ее струк туру, обеспечивается объеди нением норм в соответствующие прав овые институты. Прав овой институт - эт о совокупность прав овых норм, регули рующих однородные общест венные отношения, связа нные между соб ой в каче стве самостоятельной обособ ленной группы. Нере дко в инсти тутах, объединяющих значит ельный массив прав овых норм, возни кает необходимость в выделении относи тельно самостоятельных и х совокупностей, кото рые называются подинст итутами. [15]
Расположение то го или ино го института вну три самой отра сли обусловлено значе нием норм, кото рые в не м объединены. Нор мы могут име ть значение дл я всего пред мета данной отра сли (общие нор мы) или дл я конкретного ви да отношений, вход ящих в пред мет данной отра сли (специальные нор мы). Институты, объеди няющие общие нор мы, располагаются в Общей час ти отрасли, а институты, в которых сгруппи рованы специальные нор мы, формируют е е Особенную час ть.
Система пра ва социального обеспе чения как отра сли - это нау чно обоснованное распол ожение правовых но рм, оказывающих регуля тивное воздействие н а предмет отра сли в цел ом, либо н а конкретные ви ды отношений, вход ящих в не го, которые сгруппи рованы в инсти туты, относящиеся к Общей ил и Особенной час тям данной отра сли.
Впервые науч ное обоснование распол ожения правовых но рм в сист еме права социал ьного обеспечения бы ло дано В. С. Андре евым, который предл ожил классифицировать вс е нормы дан ной отрасли п о их содер жанию на общ ие и специа льные и выде лять в е е структуре Общ ую и Особе нную части.
Общ ие нормы, ка к уже сказ ано выше, оказы вают свое регуля тивное воздействие н а все общест венные отношения, вход ящие в пред мет права социал ьного обеспечения. Эт о нормы Консти туции страны, закреп ляющие права граж дан в сфе ре социального обеспе чения, международных согла шений, предусматривающие социа льные стандарты; нор мы - принципы, дру гие общие полож ения, содержащиеся в специальных федера льных законах. Он и располагаются в Общей час ти. [16]
Специальные нор мы регламентируют основ ания, условия, разм еры, порядок предост авления гражданам разли чных видов социал ьного обеспечения, пра во на кото рые реализуется в конкретном правоот ношении. Они объед инены в соответс твующие правовые инсти туты по вид ам регулируемых общест венных отношений и располагаются в Особенной час ти.
Специфика сист емы данной отра сли состоит в том, чт о структура е е Общей час ти до насто ящего времени оконча тельно еще н е сформировалась, пра во социального обеспе чения, пожалуй, единст венная отрасль в национальной прав овой системе, н е имеющая кодифицир ованного акта, в котором, ка к правило, закреп ляются Общие полож ения (цели, зад ачи, предмет и метод, прин ципы правового регулир ования, источники). Общ ие положения, закреп ленные в кодифици рованных актах, предопр еделяют структуру н е только Общ ей, но и Особенной час тей отрасли. Пр и этом нор мы, закрепляющие общ ие положения, группи руются в соответс твующие институты.
В связи с отсутствием в праве социал ьного обеспечения кодифицир ованного источника пра ва, в литер атуре обосновываются раз ные критерии дл я объединения общ их норм в соответствующие инсти туты, при эт ом некоторые уче ные полагают, чт о современное состо яние Общей час ти вообще н е дает основ аний для выдел ения в е е структуре прав овых институтов, и, в частн ости, такого, ка к основной инст итут.
До те х пор, по ка в Росси йской Федерации н е будет при нят кодифицированный ак т, закрепляющий пред мет данной отра сли, ее це ли и зад ачи, принципы право вого регулирования, разгран ичение компетенции Федер ации и е е субъектов п о правовому регулир ованию в сфе ре социального обеспе чения, способы и фор мы защиты пр ав и интер есов субъектов социа льно-обеспечительных отнош ений, говорить о наличии основ ного института в структуре Общ ей части отра сли преждевременно. [16]
В то ж е время конститу ционные основы социал ьного обеспечения, нор мы, закрепляющие пра во каждого н а достойные усло вия жизни, н а социальное обеспе чение как од но из основных социа льно-экономических пр ав человека, общепри знанные принципы, вытек ающие из междуна родных актов, пере чень социальных рис ков, с кото рыми связано возникн овение права чело века на социа льное обеспечение, ви ды обеспечения, безус ловно, являются убедит ельной предпосылкой дл я легального формир ования полноценного содер жания основного инсти тута Общей час ти права социал ьного обеспечения.
В Общую час ть включаются так же нормы, закреп ляющие круг субъе ктов отношений, вход ящих в пред мет отрасли, и условия возникн овения социально-обеспечи тельной правосубъектности.
К числу общ их относятся и нормы, предусмат ривающие перечень социа льных рисков, поско льку они «угро жают практически вс ем категориям насел ения и пот ому выступают ка к основания дл я его социа льной защиты». Наступ ление каждого и з событий, призн анных законодателем социа льным риском, вхо дит в каче стве основного юридич еского факта в юридический сос тав, влекущий возникн овение социально-обеспечи тельного отношения. [15]
Струк тура Особенной час ти формируется и з правовых инсти тутов, которые отлич аются своим многооб разием. В. С. Андреев, отме чал, что «прав овым институтом особе нной части пра ва социального обеспе чения называется гру ппа правовых но рм, регулирующая отдел ьные виды пенси онных отношений ил и виды дру гих отношений, являю щихся предм етом этой отра сли права».
Проб лема расположения но рм в инсти тутах Особенной час ти отрасли все гда была в поле зре ния ученых. Одн ако при вс ем многообразии подх одов к реше нию этой проб лемы, все ж е основным крите рием при и х формировании оста ются предмет право вого регулирования и виды социал ьного обеспечения.
Как ие же инсти туты образуют струк туру Особенной час ти права социал ьного обеспе чения.
Особое мес то в е е структуре зани мает правовой инст итут, нормы кото рого регулируют труд овой стаж. Специ фика данного инсти тута заключается в том, чт о он н е регулирует как ого-либо конкре тного отношения, входя щего в пред мет отрасли. Ег о нормы относ ятся лишь к тем юридич еским составам, влек ущим возникновение правоот ношений, в кото рых качестве самостоя тельного юридического фак та включено усло вие о труд овом стаже (напр имер, в пенси онных отношениях). В некоторых случ аях трудовой ст аж не включ ается в юридич еский состав, с которым связ ано возникновение сам ого правоотношения, одн ако выполняет ро ль юридического фак та, определяющего раз мер предоставляемого обеспе чения (например, в правоотношении п о поводу посо бия по време нной нетрудоспособности, раз мер которого обусл овлен продолжительностью трудо вого стажа, и др.). [18]
Инст итут трудового ста жа является функцио нальным, поскольку п о сравнению с другими предме тными институтами ег о основной функ цией является «скво зное» регулирование так ого элемента в юридическом сост аве, с кото рым, как уж е сказано вы ше, связано ли бо само возникн овение социально-обеспечи тельного отношения, ли бо его содер жание.
Другим инсти тутом Особенной час ти является инст итут пенсионного обеспе чения. Нормы, регули рующие пенсионные отнош ения, представляют соб ой огромный прав овой массив и содержатся в нескольких федера льных законах, закреп ляющих систему государс твенного пенсионного обеспе чения, страховую пенси онную систему и систему накопит ельных пенсий. [16]