Файл: Система права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту - органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, когда гражданином недополучены полагающиеся ему денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, к признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие: 1) императивное регулирование отношений, одним из субъектов которых выступает государственный орган либо по его поручению иной компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений; 2) сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным; 3) обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей);

4) относительная автономность субъектов по отношению друг к другу;

5) абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; 6) административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; 7) применение правовосстановительных и правограничительных санкций.

2.3 Система права социального обеспечения

Сист ема права - это его внутреннее строение. Оно заключается в объединении огромного массива прав овых норм в отдельные общности, называемые отраслью (подотраслью), институтом (подинститутом) права. [20]


Основными критериями, без которых невозможно провести ана лиз ни одного структурного элемента как системы права в целом, так и отдельной его отрасли, являются предмет и метод правового регулир ования. Именно указанные критерии положены в основу деления национальной правовой сист емы на отра сли права, представляющие собой совокупности правовых норм, которые регулируют специфическим методом определенный комплекс общественных отношений.

В свою очередь внутреннее строение каждой отрасли, закрепляющее ее структуру, обеспечивается объединением норм в соответствующие правовые институты. Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы. Нередко в институтах, объединяющих значительный массив правовых норм, возникает необходимость в выделении относительно самостоятельных их совокупностей, которые называются подинститутами. [15]

Расположение того или иного института внутри самой отрасли обусловлено значением норм, которые в нем объединены. Нормы могут иметь значение для всего предмета данной отрасли (общие нормы) или для конкретного вида отношений, входящих в предмет данной отрасли (специальные нормы). Институты, объединяющие общие нормы, располагаются в Общей части отрасли, а институты, в которых сгруппированы специальные нормы, формируют ее Особенную часть.

Система права социального обеспе чения как отрасли - это научно обоснованное расположение правовых норм, оказывающих регулятивное воздействие на предмет отрасли в целом, либо на конкретные виды отношений, входящих в него, которые сгруппированы в институты, относящиеся к Общей или Особенной частям данной отрасли.

Впервые научное обоснование расположения правовых норм в системе права социального обеспечения было дано В. С. Андреевым, который предложил классифицировать все нормы данной отрасли по их содержанию на общие и специальные и выделять в ее структуре Общую и Особенную части.


Общие нормы, как уже сказано выше, оказывают свое регулятивное воздействие на все общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения. Это нормы Консти туции страны, закрепляющие права граж дан в сфере социального обеспечения, международных соглашений, предусматривающие социальные стандарты; нормы - принципы, другие общие положения, содержащиеся в специальных федеральных законах. Они располагаются в Общей части. [16]

Специальные нормы регламентируют основания, условия, размеры, порядок предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, право на которые реализуется в конкретном правоот ношении. Они объединены в соответствующие правовые институты по видам регулируемых общественных отношений и располагаются в Особенной части.

Специфика системы данной отрасли состоит в том, что структура ее Общей части до настоящего времени окончательно еще не сформировалась, право социального обеспечения, пожалуй, единственная отрасль в национальной правовой системе, не имеющая кодифицированного акта, в котором, как правило, закрепляются Общие положения (цели, задачи, предмет и метод, принципы правового регулирования, источники). Общие положения, закрепленные в кодифицированных актах, предопределяют структуру не только Общей, но и Особенной частей отрасли. При этом нормы, закрепляющие общие положения, группируются в соответствующие институты.

В связи с отсутствием в праве социального обеспечения кодифицированного источника пра ва, в литературе обосновываются разные критерии для объединения общих норм в соответствующие институты, при этом некоторые ученые полагают, что современное состояние Общей части вообще не дает оснований для выделения в ее структуре правовых институтов, и, в частности, такого, как основной институт.


До тех пор, пока в Российской Федерации не будет принят кодифицированный акт, закрепляющий предмет данной отрасли, ее цели и задачи, принципы правового регулирования, разграничение компетенции Федерации и ее субъектов по правовому регулированию в сфере социального обеспечения, способы и формы защиты пр ав и интересов субъектов социально-обеспечительных отношений, говорить о наличии основного института в структуре Общей части отрасли преждевременно. [16]

В то же время конституционные основы социального обеспечения, нормы, закрепляющие право каждого на достойные условия жизни, на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических пр ав человека, общепризнанные принципы, вытекающие из международных актов, перечень социальных рисков, с которыми связано возникн овение права чело века на социальное обеспечение, виды обеспечения, безусловно, являются убедительной предпосылкой для легального формирования полноценного содержания основного института Общей части права социального обеспечения.

В Общую часть включаются также нормы, закрепляющие круг субъектов отношений, входящих в предмет отрасли, и условия возникновения социально-обеспечительной правосубъектности.

К числу общих относятся и нормы, предусматривающие перечень социальных рисков, поскольку они «угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для его социальной защиты». Наступление каждого из событий, признанных законодателем социальным риском, входит в качестве основного юридич еского факта в юридический состав, влекущий возникновение социально-обеспечительного отношения. [15]

Структура Особенной части формируется из правовых институтов, которые отличаются своим многообразием. В. С. Андреев, отмечал, что «правовым институтом особенной части права социального обеспечения называется группа правовых норм, регулирующая отдельные виды пенсионных отношений или виды других отношений, являющихся предметом этой отрасли права».


Проблема расположения норм в институтах Особенной части отрасли всегда была в поле зрения ученых. Однако при всем многообразии подходов к решению этой проблемы, все же основным критерием при их формировании остаются предмет правового регулирования и виды социального обеспечения.

Какие же институты образуют структуру Особенной части права социального обеспечения.

Особое место в ее структуре занимает правовой институт, нормы которого регулируют труд овой стаж. Специфика данного института заключается в том, что он не регулирует какого-либо конкретного отношения, входящего в предмет отрасли. Его нормы относятся лишь к тем юридическим составам, влекущим возникновение правоотношений, в которых качестве самостоятельного юридического факта включено условие о трудовом стаже (например, в пенсионных отношениях). В некоторых случаях трудовой стаж не включается в юридический состав, с которым связано возникновение самого правоотношения, однако выполняет роль юридического факта, определяющего размер предоставляемого обеспечения (например, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, размер которого обусловлен продолжительностью трудового стажа, и др.). [18]

Институт трудового стажа является функциональным, поскольку по сравнению с другими предметными институтами его основной функцией является «сквозное» регулирование такого элемента в юридическом составе, с которым, как уже сказано выше, связано либо само возникновение социально-обеспечительного отношения, либо его содержание.

Другим институтом Особенной части является институт пенсионного обеспечения. Нормы, регулирующие пенсионные отношения, представляют собой огромный правовой массив и содержатся в нескольких федеральных законах, закрепляющих систему государственного пенсионного обеспечения, страховую пенсионную систему и систему накопительных пенсий. [16]