Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес-тренинг также может иметь различные вариации в зависимости от того, какие техники активного обучения, например, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций и групповые дискуссии, соответственно существует и большой ряд оснований для их классификации. Ниже в таблице 2 представлена типология тренингов по различным критериям.

Таблица 2.

Классификация тренингов

Критерий классификации

Вид тренингов

Число участников

1. Тренинг для микрогруппы (5–7 человек)

2. Тренинг для малой группы (7–15 человек)

3. Тренинг для средней группы (15–30 человек)

4. Тренинг для большой группы (свыше 30 человек)

Принцип формирования

состава участников

1. Тренинг открытого формата

2. Тренинг корпоративного формата (закрытый

тренинг, под запрос организации и только для

ее сотрудников)

Качественный уровень

тренинга

1. Ознакомительный тренинг

2. Обычный тренинг

3. Продвинутый тренинг

Критерии результативности тренинга

1. Тренинги с преимущественно объективными

критериями (профессионально диагностируемый уровень развития тренируемых умений и/или навыков)

2. Тренинги с преимущественно субъективными

критериями (самоотчеты участников о том, что

дал тренинг лично им)

Степень доминирования тренера

1. Тренинги, центрированные на руководителе

(с управляемой групповой динамикой)

2. Тренинги, центрированные на участниках

(со спонтанной групповой динамикой)

Источник: Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А., Голышев Г. С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера

Разнообразие тренингов велико, однако вне зависимости от типа им всем присущи следующие специфические черты:

  • соблюдение принципов групповой работы;
  • нацеленность на помощь участникам группы в саморазвитии
  • наличие более или менее постоянной группы 
  • определенная пространственная организация 
  • акцент па взаимоотношениях между участниками группы
  • применение активных методов групповой работы;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками. [8]

Важной общей чертой бизнес-тренингов является поэтапность процесса обучения, которую, как правило, можно поделить на три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Бизнес-тренинг является эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие. Российский рынок образовательных услуг в сфере бизнес-образования отличает широкое многообразие тренингов, предлагаемых бизнес-школами, учебными центрами, консалтинговыми фирмами.


Корпоративные тренинги, осуществляемые и выполняемые отделами кадров, радикально изменились за последние несколько десятилетий с целью синхронизации с целями организации. Большое количество менеджеров по персоналу выбирают специальные корпоративные тренинги, чтобы сотрудники лучше понимали свою работу и могли более эффективно достигать своих профессиональных целей.

С появлением высокотехнологичных инструментов в организациях стало намного легче осуществлять управление и мониторинг. Большое количество организаций проводят полноценные бизнес-тренинги, особенно в отделе кадров. С помощью максимального использования ресурсов менеджеры по персоналу могут легче управлять сотрудниками.

2.2. Коучинг

Коучинг – метод консалтинга и тренинга заключающийся в профессиональном непрерывном партнёрстве коучера и обучающегося, ориентированное на создание и реализацию особых, значимых для его жизни изменений в профессиональной сфере.

В соответствии с определением и философией коучинга, декларируемой Международной Федерацией Коучинга, профессиональный коучинг – это процесс оказания профессиональных услуг, помогающий клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. [17]

Можно выделить следующие основополагающие принципы коучинга:

  1. Ориентация на решения;
  2. Системный подход;
  3. Концентрация на клиенте;
  4. Ориентация как на ценности, так и на действия;
  5. Развитие осознанности.

Коучинг является одним из самых индивидуально направленных методов профессионального обучения, поскольку он предполагает тесные и конфиденциальные отношения между тренером и человеком, которого обучает. Встреча один на один со старшими менеджерами или лидерами внутри организации обеспечивает безопасную, структурированную и доверительную среду. Тренер также помогает сотруднику понять их текущие компетенции, увидеть, как они воспринимаются другими, и сосредоточиться на выявлении и уточнении текущих целей, а также на соответствующих шагах для достижения этих целей. [49]

Коучинг фокусируется на целях клиента, тренинг помогает сформировать или усовершенствовать навыки, необходимые клиенту для достижения его целей, а консультирование помогает в решении конкретных проблем или устранении препятствий на этом пути. [6]

Многие менеджеры посещают занятия, чтобы развить свои собственные тренерские навыки, чтобы они могли помочь своим сотрудникам улучшить свою работу, получить повышение по службе и перейти на руководящие должности. Существуют различные виды коучинга, приведённые ниже:


  1. Карьерный коучинг – предоставляет поддержку сотрудникам, желающим осуществить карьерный переход, будь то краткосрочный или долгосрочный, включая руководство по их профессиональному развитию и поиску работы. Карьерный коуч может помочь с написанием резюме, поиском работы, онлайн-профилями и собеседованием.
  2. Личная тренировка. Хотя не самая популярная форма коучинга в организации, личные тренеры все еще иногда присутствуют внутри компании. Эта специальность коучинга фокусируется на различных аспектах жизни, включая карьеру, здоровье и физическую форму, финансы, отношения и духовный рост.
  3. Организационный или бизнес-коучинг – предоставляет владельцам бизнеса и предпринимателям поддержку в определении целей, разработке стратегий для достижения этих целей и повышении общей эффективности организации.
  4. Тренинг по повышению производительности. Поддерживает тех, кто в организациях нуждается в повышении производительности труда и её оценке, независимо от уровня или должности.
  5. Лидерский коучинг – предоставляет коучинг для тех, кто хочет расти и развивать лидерские навыки, независимо от того, являются ли они отдельным участником, менеджером или старшим менеджером. [49]

Коучинг является объективной необходимостью процесса информационного обеспечения управления знаниями в современных бизнес — структурах. [46]

Многие люди путают коучинг с консультированием или наставничеством. Коучинг отличается от этих практик несколькими способами. [6] Коучинг не дает терапевтических результатов, таких как консультирование. Консультирование – это профессиональное руководство человека с использованием психологических методов, личного интервью и проверки интересов и способностей. В то время как консультирование действительно предлагает большой объем самоанализа, оно также тратит много времени, глядя в прошлое, в то время как коучинг ориентирован на будущее.

Наставничество – это самостоятельные, взаимовыгодные, долгосрочные отношения между двумя людьми для долгосрочного карьерного движения, когда наставник ведет большую часть разговоров и дает советы. В то время как коучинг – это настоящее партнерство между равными, наставничество обычно состоит из более опытного человека, непосредственно направляющего ученика через опыт, через который он уже прошел.

Коучинг – метод индивидуального или группового консультирования, который отличается тем, что коуч не дает рекомендаций или экспертных оценок, а находит решение проблемы вместе с клиентом. [6]


Коучинг персонала направлен на мотивирование персонала и создание более комфортной и продуктивной рабочей атмосферы. Как правило, с помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. [46]

Коучинг может помочь пожилым и молодым работникам понять различия в мировоззрении и навыках разных поколений, узнать, как их различный опыт влияет на то, как они смотрят на рабочее место, и узнать, как они могут наиболее эффективно работать вместе для достижения организационных целей. Коучинг также может помочь выявить и устранить стереотипы поколений. [17]

Поскольку организации стали осознавать многие цели и преимущества коучинга, эта область значительно расширилась, и некоторые организации активно работают над созданием культуры коучинга. Культура коучинга в организации включает в себя нечто большее, чем формальный коучинг; это культура, в которой отношения тренер-обучающийся используется как средство общения, управления и влияния на других. Коучинг часто используется, чтобы помочь людям подготовиться к новым заданиям, улучшить рабочие привычки, адаптироваться к меняющимся условиям или преодолеть определенные препятствия.

2.3. Наставничество

В то время, как коучинг фокусируется на раскрытии потенциала сотрудника и достижение конкретных целей, наставничество концентрируется на передаче опыта и поддержке, содействует развитию карьеры в целом.

Наставничество - это система руководства, в рамках которого один человек делится своими знаниями, навыками и опытом, чтобы помочь другим в достижении прогресса в их собственной жизни и карьере. Наставники должны быть готовы предложить помощь по мере необходимости - в согласованных пределах. [2]

У наставников очень часто есть свои наставники, и, в свою очередь, их подопечные, возможно, захотят «отложить что-то» и сами стать наставниками - это цепь для «передачи» хорошей практики, с тем чтобы знания могли широко распространяться. [36]

Наставничество может быть краткосрочным соглашением до тех пор, пока первоначальная причина партнерства не будет выполнена (или прекращена), или может продолжаться много лет.

Наставничество - это больше, чем просто «дать совет» или передать то, что вы испытали в конкретной области или ситуации. Речь идет о том, чтобы мотивировать и дать возможность другому человеку определить свои собственные проблемы и цели и помочь им найти способы решения или достижения их - не делая это для них или ожидая, что они «сделают это так, как я», но понимая и уважая различные способы работы. [4]


Наставничество - это не консультирование или терапия - хотя наставник может помочь ученику получить доступ к более специализированным способам оказания помощи, если станет очевидно, что это будет наилучшим способом продвижения вперед.

Наставник помогает сотрудникам расти в их нынешнем положении и готовиться к новым карьерным возможностям. Наставничество также может помочь работнику-новичку в конкретной сфере ответственности, быстро освоить то, что ему нужно знать, чтобы преуспеть в своей роли. [9]

Наставничество - это отношения между двумя людьми с целью профессионального и личностного развития. «Наставником» обычно является опытный человек, который делится знаниями, опытом и советами с менее опытным человеком или «подопечным».

Наставники становятся доверенными советниками и образцами для подражания - людьми, которые «были там» и «сделали это». Они поддерживают и поощряют своих подопечных, предлагая общие и конкретные знания. Их цель состоит в том, чтобы помочь подопечным улучшить свои навыки и продвинуться по карьерной лестнице. [2]

Партнерство в рамках наставничества может быть между двумя людьми в одной компании, одной отрасли или одной сетевой организации. Отношения наставника и подопечного должны основываться на взаимном доверии и уважении, и, как правило, они предоставляют возможность личного и профессионального роста обеим сторонам. [48]

Получение роли наставника может обогатить жизнь на личном и профессиональном уровне, помогая осуществить следующие цели:

  • развитие лидерских качеств, которое будет проявляться в способности мотивировать и поощрять других людей, а также поможет стать лучшим менеджером, сотрудником и членом команды;
  • совершенствование коммуникативных навыков: к каждому человеку необходимо применять индивидуальный подход, поэтому нужно находить новые способы эффективного общения;
  • изучение новых перспектив: работая в роли наставника, можно по-новому взглянуть на вещи и научиться совершенно новому мышлению, которое может помочь как в работе, так и в личной жизни;
  • продвижение карьеры: совершенствование лидерских навыков может повысить производительность труда, а также помочь в получении повышения. Демонстрация помощи другим людям в обучении и развитии становится все более необходимым для продвижения в современном деловом мире.
  • получение личного удовлетворения: приятно видеть, что ученик преуспевает в результате общения с наставником. [9]