Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также существуют преимущества для подопечного. Надежный наставник может помочь сделать следующее:

  • получить ценные советы: наставники могут дать ценную информацию о том, что нужно для продвижения вперед. Они могут быть проводником и «плацдармом» для идей, помогая выбрать оптимальный курс действий в сложных ситуациях;
  • развить знания и навыки: наставники могут помочь определить навыки и знания, необходимые для достижения успеха;
  • совершенствовать навыки общения: как и наставник, подопечный может научиться общаться более эффективно, что может помочь ему в профессиональной среде;
  • изучать новые перспективы: ученик может изучать новые способы мышления так же, как и наставник может учиться у подопечного;
  • создать свою сеть: наставник может помочь расширить существующую сеть личных и профессиональных контактов;
  • продвигать карьеру - наставник поможет оставаться сосредоточенным и на правильном пути в карьере подопечного с помощью советов, развития навыков и общения. [48]

Наставнические отношения могут быть взаимными или двусторонними, при этом каждый человек является одновременно наставником и подопечным другого человека. Альтернативно, они могут быть только односторонними, хотя у человека может быть свой наставник, в то же время он одновременно является наставником для других. [4]

Партнерство в рамках наставничества может быть взаимовыгодным и полезным - как на профессиональном, так и на личном уровне. Наставники могут развивать лидерские навыки и получать личное чувство удовлетворения, зная, что они кому-то помогли.

Подопечные могут расширять свои знания и навыки, получать ценные советы от более опытного человека. Оба партнера могут улучшить свои коммуникативные навыки, изучить новые способы мышления и, в конечном итоге, продвинуться по карьерной лестнице.

2.4. Электронное обучение

Работа любой компании зависит, в первую очередь, от квалификации сотрудников. В связи с этим руководители организаций проводят обучение персонала с целью повышения производительности труда, а также улучшения деловой и профессиональной репутации фирмы.

Каждый работодатель, когда нанимает нового сотрудника, верит в его умение хорошо выполнять свою работу. Однако это не означает, что у него должны быть все необходимые навыки или, что ему не нужно совершенствовать существующие. [39]


Сегодняшняя рабочая сила ожидает от своей работы большего, чем просто зарплата. Им необходимо дать возможность учиться, расти и развиваться. Они хотят построить карьеру. Работодатели, которые предоставляют такие преимущества для развития, могут привлечь лучших специалистов и повысить лояльность своих сотрудников. [45]

В любой организации отсутствуют сотрудники, которые учатся одинаково, у каждого свой стиль и процесс получения информации. Некоторые учатся, читая, некоторые посещая лекции или практические семинары, некоторые просматривая видео, а некоторые, слушая подкасты и аудиокниги. Способ, в котором мозг каждого человека воспринимает и хранит информацию, отличается. [38]

Практически в каждой организации работают люди разного возраста, опыта, предпочтений и культур, поэтому довольно сложно гарантировать, что каждый получает доступ к организационному обучению, которое его интересует и привлекает. Если придерживаться только простых курсов электронного обучения с текстом и изображениями, люди могут оказаться в затруднительном положении и не смогут в полной мере воспользоваться программой обучения.

Профессиональное развитие все еще является инвестицией, но это проще и дешевле, чем было в прошлом. Вместо того, чтобы требовать от сотрудников одновременного посещения собрания и платить кому-то за проведение лекций и семинаров по определенной теме, сотрудники могут проходить онлайн-курсы с самостоятельным обучением. [40]

Работники с большей вероятностью будут участвовать в курсах, если они смогут приспособить их к своему расписанию. Рабочий день может быть непредсказуемым, и если у персонала есть возможность пройти обучение во время простоя, это будет положительно влиять на показатели производительности труда, ведь не нужно отрывать от работы целые подразделения компании. [22]

Существует несколько эффективных методов для привлечения интереса сотрудников и усваивания нового материала, которые могут быть включены в курсы электронного обучения. С их помощью можно создать программу обучения, которая будет востребована среди разнородной группы сотрудников.

Видео является одним из наиболее продуктивных форм передачи знаний, доступных на цифровом носителе. Используя комбинацию графиков, закадрового и печатного текста, музыки и живых изображений, можно создать привлекательное учебное пособие. Одного просмотра достаточно, чтобы легко и эффективно передать даже самые сложные темы.

Видеоматериалы отлично справляются с разъяснением трудного материала, поэтому учащиеся могут просматривать их по мере необходимости и выполнять задания. [11] Поскольку видео традиционно рассматривалось как средство развлечения, его использование может также привлечь учащихся, которые не слишком заинтересованы в чрезмерно формальном организационном обучении.


Игровой контент – это одна из самых увлекательных форм интерактивного обучения на цифровом носителе. Учащиеся получают возможность осваивать новый материал в игровой форме. Сотрудники, которые легко теряют интерес, могут быть вовлечены в обучение с помощью данного метода учебного проектирования.

Довольно часто работники не могут соотнести то, чему учат в курсе, с тем, как оно будет использовано в реальной жизни. С помощью обучения на основе сценариев можно изменить это, предоставив сотрудникам точную картину рабочей среды. Используя персонажей, диалоги, фоны и звуковые эффекты, можно создать атмосферу погружения, которая имитирует реальную рабочую среду учащихся или ситуации, с которыми они могут столкнуться. [22]

Из-за жестких трудовых ограничений может случиться так, что многие из сотрудников просто не будут иметь длительных периодов времени для прохождения долгих и трудоемких программ обучения. Для таких учащихся могут быть созданы модули микрообучения, чтобы они могли быстро получить знания. Такие модули просто передают одну тему всесторонне. Работники могут пройти такое обучение из любой точки мира на своих мобильных устройствах. [43]

В международной организации языковые ограничения могут играть важную роль в передаче знаний. Хотя многие компании используют английский язык как средство официального общения, необязательно, что сотрудники предпочли также изучать английский язык. Поэтому существует необходимость в переводе курсов электронного обучения на родные языки сотрудников. Предоставляя персоналу возможность учиться на предпочитаемом ему языке, повышается не только скорость передачи знаний, но и укрепляется имидж бренда как лидера рынка. [40]

Использование изображений и инфографики вместо простого текста может значительно повысить привлекательность курса электронного обучения. Это помогает учащимся, которые испытывают отвращение к чтению большого объема простого текста. Изображения могут создавать значимую мнемонику в умах сотрудников, помогая им в сборе и усвоении предоставленной информации. [15]

Универсальность электронного обучения делает его привлекательным для широкого профиля учащихся. Хорошо разработанная программа может технически удовлетворить все потребности в обучении сотрудников.

Таким образом, стоит отметить, что профессиональное образование - это широкомасштабный термин, который включает в себя описанные ранее методики. Они помогают расти с точки зрения производительности труда, удовлетворенности результатом и статуса в коллективе. Я считаю, что личностный и профессиональный рост и реализация своего потенциала являются неотъемлемой частью друг друга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение персонала – это инвестиции в бизнес и важнейший инструмент, с помощью которого предприятие получает возможность повышать квалификацию кадров и трудовой потенциал в целом. Персонал – самый ценный актив, и для достижения стратегических целей компании крайне важно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников. Профессиональное обучение помогает извлечь максимальную пользу из человеческих ресурсов, оказывает благоприятное воздействие на имидж компании, так как повышает степень удовлетворенности работой своих сотрудников. Важно включать обучение в бизнес-планирование и бюджетирование.

Обучение может оцениваться путем измерения ощутимых показателей эффективности, таких как продажи, производственные затраты, выпуск продукции, прогулы и текучесть кадров.

Качественные улучшения могут быть не менее важными. Это может включать в себя более качественные товары и услуги, лучшую командную работу, меньше жалоб клиентов и больше инноваций в вашем бизнесе.

Повышение эффективности работы сотрудников: обучение дает сотруднику более глубокое понимание ответственности за свою роль и укрепляет уверенность в себе, что позволяет ему лучше выполнять свою работу. Компетентные сотрудники помогают вашей компании удерживать позицию лидера отрасли и сильного конкурента.

Профессиональное образование предполагает практическое использование знаний и навыков, которые слушатели получают в процессе обучения. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической части, чем облегчается восприятие нового материала, а также развивают личностные, в т.ч. коммуникативные навыки сотрудника, этим и объясняется популярность данных форм в процессе профессионального обучения. На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие методы активного обучения: бизнес-тренинг, коучинг и наставничество. Также наиболее перспективным направлением профессионального обучения является электронное обучение в связи с уровнем и скоростью развития технологий.

Таким образом, в ходе выполнения работы был выполнен анализ теоретических основ профессионального обучения посредством изучения литературы на соответствующую тему; а также дана характеристика пассивным и активным методам обучения персонала, в том числе таким как бизнес-тренинг, коучинг, наставничество и электронное обучение.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абдрашитова Г.В., Мусин У.Р. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. – 2014. URL: https://nauka-rastudent.ru/2/1226/ (дата обращения: 09.04.2020).
  2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/ Аминов Н. А. Вопросы психологиии. 2012. -№ 5. — с 71–77.
  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / пер. с англ. изд. 8-е. СПб и др.: Питер, 2004. - 824 с.
  4. Барбасова, Д. М. Наставничество в современной корпоративной среде / Д. М. Барбасова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7877/ (дата обращения: 12.04.2020).
  5. Батяев А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала - М.: Альфа-пресс, 2008. - 250 с., с. 6.
  6. Березовская Р.А., Мясникова С.В., Сидоренко Е.В., Кудрявцева Е.И., Измайлова А.Г КОУЧИНГ - ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА "КОУЧИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА") // Петербургский психологический журнал. 2014. № 9. С. 119-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22739536 (дата обращения: 11.04.2020).
  7. Блинов, В. И. Методика профессионального обучения: учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — Серия : Образовательный процесс. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/metodika_prof_obuch.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
  8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0186/1_0186-1.shtml (дата обращения: 10.04.2020).
  9. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Сов. педагогика. — 2014. — № 4. — С. 76–84.
  10. Власов Д.В. Роль личности преподавателя в мотивации работы студентов в e-learning // Открытое образование — 2014. — № 2. — С. 29-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-prepodavatelya-v-motivatsii-raboty-studentov-v-e-learning (дата обращения: 10.04.2020).
  11. Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 12.04.2020).
  12. Дмитриев, М.Е. Особенности обучения персонала организации // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№ 15. - С. 300-303. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-personala-organizatsii (дата обращения: 09.04.2020).
  13. Дубинина М.Г. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ДИНАМИКУ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Управление наукой и наукометрия. — 2017. — С. 109-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-tehnologiy-na-dinamiku-zanyatosti-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 09.04.2020).
  14. Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. / Егорошин А.П. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с., с. 237. URL: https://lib.sale/personalom-upravlenie/upravlenie-personalom-egorshin.html (дата обращения: 09.04.2020).
  15. Ермолаева Ж. Е. и др. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. — 2014. — № 11. — 45 с.
  16. Зимина Л.Ю. Методологические основы внутрифирменного планирования: Учебное пособие. – Ульяновск, УлГУ, 2007 – 115 с., с. 40. URL: https://www.ulsu.ru/media/documents/zimina_vnutr_planir_posobie_q0EcOTa.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
  17. Зиневич О.В., Петрова Э.Д. КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Сибирский педагогический журнал — 2012. — №8 — С. 172-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения: 10.04.2020).
  18. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. Кибанова А.Я. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 695 с., с. 411. URL: http://fptl.ru/files/menedjment/kibanov_ypravlenie-personalom.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
  19. Кирланов, Т. Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе / Т. Г. Кирланов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1455/ (дата обращения: 10.04.2020).
  20. Козлова Д.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова — 2013. — Спецвыпуск № 1. — С. 36-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-innovatsionnyy-podhod-v-realizatsii-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.04.2020).
  21. Коптева К.В., Бакшеева О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ // Основы экономики, управления и права. - 2013. - С. 77-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obuchenie-kak-osnova-razvitiya-personala-organizatsii (дата обращения: 09.04.2020).
  22. Корниенко, С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы / С. А. Корниенко. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 175-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/ (дата обращения: 12.04.2020).
  23. Куликова Д.Н. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Сибирский педагогический журнал — 2012. —№ 8. — С. 69-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prepodavatelya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 10.04.2020).
  24. Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А., Голышев Г. С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера – Питер, 2011. – 368 с. URL: https://docplayer.ru/54471510-Igra-v-treninge-lichnyy-pomoshchnik-trenera.html (дата обращения: 10.04.2020).
  25. Магура М. И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с. URL: https://hrliga.com/index.php?module=books&op=view&id=159 (дата обращения: 09.04.2020).
  26. Магура М.И., Курбатова М.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ 2-е изд., доп. и перераб. - Москва 2003 - 264 с., с. 78. URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/02/%D0%BE%D1%80%D0%B3_1.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
  27. Макаров Ю.В. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОСТТРЕНИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — 2011. — С. 63-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnogo-posttreningovogo-soprovozhdeniya (дата обращения: 10.04.2020).
  28. Овсянников, В. А. Выбор критериев эффективности системы управления / В. А. Овсянников. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50755/ (дата обращения: 10.04.2020).
  29. Одегов Ю.Г., Павлова В.В. Новые технологии и их влияние на рынок труда // Уровень жизни населения регионов России. — 2018. — №2 (208). — С. 60-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-i-ih-vliyanie-na-rynok-truda (дата обращения: 09.04.2020).
  30. Панова, Д. С. Разработка системы обучения и развития персонала / Д. С. Панова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55100/ (дата обращения: 10.04.2020).
  31. Петровская О.А. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации / О.А. Петровская // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 75-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obucheniya-personala-kak-upravlencheskiy-resurs-organizatsii (дата обращения: 09.04.2020).
  32. Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. Вып. 34 / Под ред. В. А. Сластенина и Е. А. Левановой. М.: МПГУ, МОСПИ, 2009. С. 53–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-trening-kak-tehnologiya (дата обращения: 10.04.2020).
  33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (с изменениями и дополнениями) – 2013. – №513. URL: http://base.garant.ru/70433916/ (дата обращения: 09.04.2020).
  34. Пыжова, Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда / Л. А. Пыжова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11397/ (дата обращения: 09.04.2020).
  35. Самарин И.В., Орлов А.И. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЗАДАЧАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 4. – С. 167-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21820775 (дата обращения: 09.04.2020).
  36. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. — 2015. № 9. — С. 41–47.
  37. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования». — Москва 2013. — С. 29. URL: https://pstu.ru/files/file/adm/dpo/monrf_2013_slovar_terminov_i_ponyatiy_dpo.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
  38. Смирнов, И. В. Классификация современных подходов к повышению квалификации специалистов / И. В. Смирнов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/9/553/ (дата обращения: 12.04.2020).
  39. Стародубцев, С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации / С. О. Стародубцев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26928/ (дата обращения: 12.04.2020).
  40. Ступин А. А. Электронное обучение (E-Learning) — проблемы и перспективы исследований / А. А. Ступин, Е. Е. Ступин // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2012. — № 1. — С. 38–49.
  41. Трейси Б. Мотивация / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 144 с URL: https://knijky.ru/books/motivaciya (дата обращения: 09.04.2020).
  42. Трофимов А.В. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации / А. В. Трофимов, Ю. П. Груненков. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - 23 с. URL: http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975 (дата обращения: 10.04.2020).
  43. Фатнева А. Г. Микрообучение как метод оценивания достижений студентов педагогических направлений в контексте использования компетентностного подхода в вузе // Вестник КРСУ. — 2016. — Т. 16. — № 4. — С. 138–141.
  44. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" – 2020 г. – Статья 73. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.04.2020).
  45. Фоменко, А. О. Влияние обучения персонала на рост производительности предприятия / А. О. Фоменко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 469-472. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41838/ (дата обращения: 12.04.2020).
  46. Целуйко А. БИЗНЕС-КОУЧИНГ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2014. – № 1. – С. 362-364. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21406704 (дата обращения: 11.04.2020).
  47. Шарапова Н.В., Унжакова Е.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Проблемы экономики и менеджмента. — 2017. — № 4 (68). — С. 60-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obuchenie-personala-kak-faktor-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 09.04.2020).
  48. Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 845-847. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 12.04.2020).
  49. What is Executive Coaching? // ASTD (American Society for Training & Development)  –  Alexandria, 2020. URL: https://www.td.org/talent-development-glossary-terms/what-is-executive-coaching (дата обращения: 11.04.2020).