Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К методам пассивного обучения относятся:

  • лекции;
  • семинары;
  • учебные кино- и видеофильмы;
  • дистанционное обучение.

Данные методы используются наиболее часто при передаче знаний. Так, очное образование предполагает долгие лекционный часы на протяжении всего периода обучения. Данные методы являются одними из самых распространённых на сегодняшний день, так как достаточно эффективны и дают возможность транслировать знания на неограниченно большую аудиторию.

Лекция – пассивный метод обучения, предусматривающий изложение теоретического материала и практического опыта. [47]

При такой форме подачи материала преподаватель устно передает информацию обучающимся, число которых может составлять от нескольких до тысяч человек. Однако главным недостатком данного метода является практически полное отсутствие обратной связи, так как коммуникация во время лекции зачастую имеет односторонний характер. Степень усвоение материала в основном зависит от характеристик изучаемого материала, качеств лектора и использования наглядных средств (презентация, доска, плакаты и др.).

Успешность переноса полученных в ходе занятий знаний в рабочие условия зависит от степени структурированности обучения и уровня его ориентированности на практическое применение. Так же важно отметить, что лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, а, следовательно, не так эффективен для переподготовки и повышения квалификации, как, например, при первоначальном получении профессионального образования. [26]

Несмотря на приведенные выше недостатки лекционного метода обучения он все ещё является ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д. [42]

Семинар служит для усвоения и логического завершения лекционного материала. Цель семинара − проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре − диалог между обучающимися и преподавателем, поэтому они предполагают большую активность обучающихся и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий. [26]

Для системы бизнес-образования кино- и видеофильмы являются относительно новым явлением. В западной практике они используются давно и успешно, а первые отечественные видеокурсы появились лишь в конце 90-х годов. Новой формой работы с использованием видеофильмов является создание учебных центров. Данный метод до сих пор существует в силу объективных плюсов: наглядность и доступность подачи материала; зрительные образы запоминаются легче; возможность самообучения и повторения. [18]


Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. На данный момент наиболее распространенными являются виды дистанционного обучения, основанные на интерактивном телевидении; компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций) и сети Интернет. [20]

Именно дистанционное обучение, которое в настоящее время также получила название электронного обучения приобретает огромное распространение в последние 10 лет, так же, как и методы активного обучения.

На сегодняшний день человек вынужден воспринимать и обрабатывать огромные объёмы разнообразной информации, на фоне чего активно начали появляться новые формы обучения, позволяющие за достаточно короткое время передавать обучающимся довольно большой поток знаний и непосредственно закреплять их на практике. Методы активного обучения отличаются от других форм проведения занятий, тем, что они имитируют профессиональную деятельность.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. [19]

Профессиональное образование предполагает практическое использование знаний и навыков, которые слушатели получают в процессе обучения. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической части, чем облегчается восприятие нового материала. Так в же в ходе использования методов активного обучения особый упор ставится на развитие у обучающихся навыков командной работы, что не происходит в пассивных формах обучения. Активные формы являются более гибкими, так как используют опыт слушателей, а также учитывают индивидуальные характеристики обучающихся. В процессе обучения происходит двухстороння коммуникация, диалог между преподавателем или наставником и слушателями, с другой стороны обучающиеся так же активно взаимодействуют, что даёт возможность познакомиться с опытом своих коллег.

При использовании методов активного обучения, как правило, слушатели в ходе групповых обсуждений должны самостоятельно обосновать то, что при лекционной форме подачи материала дается им в готовом виде. [26] Роль преподавателя сводится главным образом к актуализации и стимулированию обучающихся к общему и профессиональному развитию.


Профессиональная деятельность преподавателя направлена в первую очередь не на то, чтобы быть первоисточником профессиональной информации, а на то, чтобы помогать слушателю находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление. [23]

Обучающиеся получают возможность оценить модели поведения с точки зрения эффективности или неэффективности, а также соотнести их с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей профессиональной деятельности.

Ещё одной отличительной особенностью методов активного поведения является важность психологической атмосферы, которая складывается во время занятий. Наибольшая эффективность занятий обеспечивается в том случае, когда в процессе обучения складывается доброжелательная атмосфера, повышающая включенность участников в процесс обучения, стимулирующая интерес слушателей к процессу обучения, поощряющая их к проявлению творчества и инициативы. [26]

В связи с этим особую роль приобретает преподаватель или наставник. При любой форме обучения значительная роль отводится личностным факторам преподавателя. В пассивных методах обучения личность преподавателя также важна, однако она сводится к умению заинтересовать слушателя и подать материал, тогда как в случае активного обучения преподаватель должен знать психологические приёмы и быть коммуникативным. От личных качеств преподавателя, его опыта правильно построить работу на занятиях зависит степень сотрудничества между преподавателем и обучающимися и эмоциональный настрой во время занятий.

Решающим звеном целенаправленного процесса обучения выступают преподаватели, поскольку живой контакт, живое общение наставников и обучающихся нельзя заменить никакими техническими средствами. [23]

Помимо профессиональной компетенции хороший преподаватель и наставник должен обладать такими навыками, как владение ораторским искусством и знание психологии, а также юмором и даже определенным артистизмом. [10]

Более того, именно личность преподавателя может сильнее других факторов мотивировать обучающихся. Благодаря личностным качествам преподавателя, его харизме, преподаватель способен мотивировать других к изучению своей дисциплины, причем эта мотивация часто оказывается сильнее мотивации от прагматической ценности самого изучаемой дисциплины. [10]

Однако какую бы важную роль не играл преподаватель в процессе профессионального обучения он может только облегчить процесс и создать комфортные условия для слушателей. Обучение – двусторонний процесс, и ученик – активный участник этого процесса, именно поэтому в конечном итоге слушатели учатся на собственном опыте.


В ходе обучения происходят следующие виды активности: физическая, коммуникативная и познавательная. Именно два первых вида меньше всего применяются в пассивных методах обучения.

В целом, высококвалифицированные сотрудники, довольные своей работой, являются одним из самых ценных активов, которые есть в любой компании. Когда персонал хорошо подготовлен для выполнения своей работы, он оказался более счастливым и гораздо более продуктивным сотрудником.

В настоящее время распространены многие методы активного обучения. Во второй главе курсового проекта будет подробно рассмотрено электронное обучение, а также следующие методы активного обучения: бизнес-тренинг, коучинг и наставничество.

В целом можно выделить следующие преимущества профессионального обучения:

  1. Повышение удовлетворенности сотрудников. Инвестиции в программу обучения показывают, что компания ценит своих сотрудников, позволяет им чувствовать себя оцененными и заинтересованными.
  2. Устранение недостатков. Обучение позволяет сотрудникам устранить свои недостатки на рабочем месте и повысить квалификацию.
  3. Повышение производительности: когда компания реализует профессиональное обучения, производительность обычно увеличивается. Повышение производительности может привести к лучшим результатам в проектах и, следовательно, улучшить оборот компании.
  4. Лучшие инновации. Профессиональное обучение повышает квалификацию сотрудников, поощряя их творческий подход и инновации, создание новых идей для бизнес-стратегий.
  5. Снижение текучести кадров: подобные программы снижают вероятность того, что ваш сотрудник сменит работодателя, тем самым сократив расходы на подбор персонала.
  6. Улучшение репутации и репутации компании. Когда компания предлагает своим сотрудникам программы обучения и развития, она становится наилучшей альтернативой для выпускников и других потенциальных сотрудников.

2. Характеристика современных методов обучения персонала

2.1. Бизнес-тренинг

Быстрые темпы роста рынка и развитие бизнеса, а также повышение уровня конкуренции привели к ужесточению требований клиентов к качеству сервиса и продуктов. Все описанные выше процессы повлияли на актуализацию и прогресс профессионального обучения. Наиболее широко применяемым методом обучения в бизнес среде стал бизнес-тренинг, что связано с особенностями обучения взрослых и эффективностью данной формы обучения.


Бизнес-тренинг – форма активного обучения, в котором теоретическая часть материала минимизирована, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. Ключевым моментом обучения является моделирования специально заданных ситуаций, в результате обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. [26]

История тренингов в России началась в 80-ых годах с тренингов навыков делового общения, которые были направлены на развитие у обучающихся коммуникативных навыков. Особенно актуальными данные тренинги являются для сотрудников эффективность в области межличностных отношений которых обеспечивает успех их профессиональной деятельности. В начале 90-х годов популярность приобрели более узконаправленные тренинги – занятия по формированию навыков переговоров. [41]

В настоящее время тренинговые технологии с доказанной эффективностью выступают условием качественной профессиональной подготовки специалистов разного профиля, а также способствуют конструктивному применению коммуникативных навыков. [24]

Особенную группу составляют тренинги, в ходе которых руководители осваивают различные аспекты управления. В ходе таких тренингов руководители усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала. [26]

Тренинг как психолого-педагогическая технология эффективной групповой работы — это упорядоченная и задачноструктурированная совокупность активных методов групповой работы, логично и тематически подобранных согласно поставленной цели и обеспечивающих достижение заранее запланированных и корректно диагностируемых результатов для человека, группы и организации в процессе групповой динамики. [32]

Целью бизнес-тренинга, другое название корпоративный тренинг, является расширение знаний и развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности и продуктивного существования бизнеса в целом.

В структуру бизнес-тренинга могут входить следующие тренинги:

  • по продажам;
  • по обслуживанию клиентов;
  • деловых отношений;
  • по формированию управленческих навыков;
  • командообразования;
  • тайм-менеджмента;
  • по внедрению корпоративной культуры и др.

В целом все перечисленные выше направления можно поделить на две крупные группы: профессиональное развитие и развитие личностных качеств. Также стоит учитывать, что часть информации, полученная на тренингах, постепенно забывается сотрудниками, поэтому важно так же организовывать посттренинговое сопровождение – систему, направленную на поддержание тренинговых эффектов и обеспечивающая применением сотрудниками знаний и навыков в повседневной профессиональной деятельности [27].