Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
2.2. ФАКТОРЫ И ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
2.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ
2.4. НАПРАЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
2 этап. Расширяется круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные деловые взаимоотношения.
3 этап. Специалист быстро улавливает общее настроение, сам настроен благожелательно по отношению к коллективу.
4 этап. Специалист принимает участие в общественной жизни, нововведениях, предлагает новые идеи.
5 этап. Все успехи и неудачи коллектива воспринимает как личные. Часто выступает на собраниях коллектива, где отстаивает свою точку зрения. С его мнением начинают считаться.
6 этап. Демонстрирует хорошую работу по специальности.
Процесс адаптации можно считать завершенным, если адаптация проходит успешно, то достигается стабилизация коллектива.
2.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ
Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик специалиста, это и пол, и возраст, и его психофизиологические характеристики, а также образование и стаж. Так и факторов производственной среды, прямые или косвенные характеры их влияния на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия, в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и ограничений в изменении специалиста в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек. Необходимо также учитывать различия на новом и на старом месте работы, особенности новой и прежней профессии, так как они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.
Особенность управления адаптацией заключается в том, что роль той или иной стороны производственной адаптации может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Для одной профессии при определенных условиях работы наиболее сложной проблемой может быть, например, психофизиологическая сторона адаптации, для других – социально-психологическая.
Конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости той или иной стороны адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу процесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию.
Она включает в себя:
- анализ ожиданий поступающих специалистов, выяснение на основании беседы мотивов поступления, ожиданий, связанных с данным предприятием, при необходимости – профессиональная ориентация
- прием и прогноз стабильности новичка (как долго он может проработать в данном коллективе);
- введение нового специалиста в коллектив;
- собственно контроль адаптации в ходе периодических встреч или заочно;
- ликвидацию причин конфликтных ситуаций или неудовлетворенности решением проблем адаптантов, санкции в отношении тех, кто обязан был устранить причины не адаптации;
- обобщение материалов о ходе адаптации новичков, ознакомление с ними администрации предприятия и линейных руководителей.
Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации и негативных ее последствий, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор кадров. Последний позволяет выявить работников, вероятность успешной адаптации которых к данным факторам производственной среды наиболее высока. Это относится к профессиям, предъявляющим к работнику специфические требования (внимательность, острота зрения).
2.4. НАПРАЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
- организация семинаров, курсов, тренингов по различным вопросам адаптации;
- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
- проведение организационно – подготовительной работы при введении новшеств;
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий.
При этом хорошо бы продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач:
- выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
- выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
- подготовка замены кадров при их ротации;
- проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитии групповой динамики.
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором – оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем – смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
В современных условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
2.5. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу и организационному развитию. Организационные вопросы решают специалисты отдела по работе с персоналом, наставники, руководители. Технические вопросы решают руководители подразделений и наставники, вопросы стимулирования новых сотрудников и их наставников – специалисты отдела трудовых отношений и организации труда.
Одним из факторов, определяющих развитие организации, это развитие творческого потенциала работников, которая во многом зависит от способов включения новых сотрудников в жизнь организации.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности, необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других организации, период его адаптации будет минимальным.
Этап 2. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Таблица 3. Распределение обязанностей по ориентации.
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с учреждением и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет |
Выполняет |
Объяснение задач и требований, предъявляемых к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Этап 3. Действенная адаптация – этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
Этап 4. Функционирование – этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Такой адаптационный период способен принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
При наборе кадров и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.
Программа адаптации устанавливает общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий.
Организация процесса адаптации в организации происходит следующим образом. Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры:
1. Подготавливает должностную инструкцию работника;
2. Подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы;
3. Информирует заранее будущих коллег о приходе нового работника;
4. Назначает наставника или просит кого-нибудь из будущих коллег оказывать неформальную помощь;
5. Проверяет готовность рабочего места;
6. Связывается с работником для того чтобы убедиться, что все в порядке.
Эти действия непосредственного руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.
Общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной и организационной культуры предприятия. На данном этапе новый работник получает общее представление об учреждении: знакомится с Коллективным договором, с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.
Другой формой адаптации является метод постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником, который сочетают с контролем и конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий.
3 этап. Контроль процесса адаптации – контроль, который осуществляет непосредственный руководитель нового сотрудника. В результате контроля процесса адаптации выявляются проблемы, возникающие у новых работников.
4 этап. Проведение корректирующих мероприятий устраняются факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе.
5 этап. Оценка работника проводится по завершении адаптационного периода. Результаты адаптации отражаются в характеристике, которую пишет непосредственный руководитель. Все документы, отражающие ход адаптационного периода (план адаптации, учетные формы, характеристика), хранятся в личном деле работника.
Адаптационные программы работников разных категорий будут иметь различия. Для должностей разного уровня уместно создание отдельных программ, учитывающих следующие факторы: содержание работы, статус и уровень ответственности, личностные особенности сотрудника.