Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации гостиничного комплекса «Виктория».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 1249
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика факторов внешней и внутренней среды
1.2 Воздействие факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия
2.1 Общая характеристика гостиничного комплекса «Виктория»
2.2 Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
2.3 Анализ влияния внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
3.1 Технологии разработки стратегии гостеприимства в туристическом обслуживании
В гостиничном комплексе функционирует салон красоты, который сочетает в себе услуги традиционного салона красоты с услугами СПА салона. Здесь можно получить полный комплекс услуг – косметические процедуры, маникюр, педикюр, модные стрижки, окраски, ламинирование волос. В салоне также предусмотрены специальные программы в СПА капсуле, профессиональный массаж, стоун-терапия, солярий.
Оздоровительный центр в отеле «Виктория» предлагает комплекс услуг для занятий фитнесом. Компактный и уютный тренажерный зал оснащен многофункциональной силовой установкой и кардио-тренажерами. Здесь проводятся силовые тренинги, групповые занятия и персональные тренировки, предусмотрены также современные программы: по оздоровительной йоге (фитнес-йога), дыхательной гимнастике Бодифлекс, Пилатесу.
В гостиничном комплексе расположены также ночной клуб «Ника» и казино «Виктория». Казино «Виктория» – это место, где отдых, азарт и приключение сливаются воедино.
Для гостей и посетителей в гостиничном комплексе открыты рестораны «Виктория» и «Созвездие Виктория» на 120 посадочных мест с видом на набережную реки Свислочь и городской парк. Рестораны предлагают широкий ассортимент блюд белорусской и европейской кухни, сезонное и постное меню. Винная карта ресторанов содержит широкий выбор вин и элитных напитков. В ресторанах предусмотрена возможность организации и проведения банкетов, фуршетов, корпоративных мероприятий, кофе-пауз, юбилеев, свадебных торжеств, деловых встреч [10].
Таким образом, гостиничный комплекс «Виктория» – современное комфортабельное здание. Приемлемые цены, гибкая система оплаты и удобное месторасположение делают гостиницу привлекательной для деловых людей и для туристов.
2.2 Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
Внутренняя среда анализируется по следующим основным направлениям: кадры; организация управления; финансы; маркетинг [43, с. 173].
Органом управления гостиничный комплекс «Виктория» является генеральный директор.
Персонал гостиничного комплекса «Виктория», согласно штатному расписанию составляет 43 человека, из них:
- высшее образование – 30 чел.
- среднее специальное – 12 чел.
- общее среднее – 1 чел.
Организационная структура гостиничный комплекс «Виктория» относится к линейно-функциональному типу и отражена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Организационная структура гостиничный комплекс «Виктория»
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Для осуществления деятельности в гостиничном комплексе имеется 11 структурных подразделений: административно-управленческий персонал, финансово-экономическая служба, служба безопасности, служба продаж, бюро путешествий и экскурсий, служба приема и размещения, служба обслуживания гостиничного хозяйства, служба эксплуатации, служба общественного питания, бар, мелкорозничный торговый объект.
Непосредственно в гостинице существует хорошо продуманная политика бронирования. В своей деятельности гостиничный персонал очень часто прибегает к гарантированному подтверждению заявок. Это означает, что подтверждается бронирование только после получения от клиента соответствующих гарантий оплаты на случай, если клиент прибудет с опозданием или вообще не прибудет. Такими гарантиями, прежде всего, являются предоплата в размере 50% или 100% стоимости суточного размещения или размещения в течение всего срока, а также информация о номере кредитной карточки клиента.
С точки зрения гостей служба приема и размещения является важнейшей в гостинице, так как персонал именно этой службы работает с клиентами в постоянном контакте и выполняет все функции, связанные с их непосредственным обслуживанием.
Возглавляет службу приема и размещения администратор. В связи с важностью первых впечатлений клиентов о гостинице на персонал службы обслуживания возлагается особая ответственность.
К важнейшим функциям службы приема и размещения гостиницы относится приветствие гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении. К функциям службы приема и размещения также относится распределение номеров и учет свободных мест в гостинице, выписка счетов и производство расчетов с клиентами.
До прибытия гостя служба приема и размещения получает из службы бронирования обработанные заявки, в соответствии с которыми составляет карту движения номерного фонда, помогающую вести учет свободных мест в гостинице. В гостинице учет свободных мест производится автоматически с использованием специальной компьютерной программы. Сведения о наличии свободных мест в гостинице и количестве проживающих гостей четко и оперативно передаются службой приема и обслуживания всем другим службам гостиницы.
Важнейшей функцией службы обслуживания гостиничного хозяйства является поддержание необходимого уровня комфорта и санитарно-гигиенического состояния гостиничных номеров, а также общественных помещений (холлов, фойе, переходов, коридоров). По численности занятого персонала эта служба является самой крупной службой гостиницы. Здесь работает около 50% всех служащих гостиницы.
Службу обслуживания гостиничного хозяйства возглавляет менеджер, которому подчинены горничные, дежурные и некоторые другие, категории, работников.
Основной обязанностью горничных является уборка номеров, независимо от того, заняты они или свободны. Каждый день горничная выполняет текущую и промежуточную уборку номеров.
Кухня и ресторан гостиницы находятся в постоянном взаимодействии. Здесь очень важно уметь работать в команде, поэтому разные отделы держат постоянную связь, обмениваясь информацией о составе меню, требованиях клиентов, заказах, времени приготовления пищи и продажах.
Отдел продаж также взаимодействует с кухней гостиницы. Доступность и стоимость ингредиентов играют важную роль в процессе планирования меню, причем минимизация расходов также важна для поддержания правильного уровня цен на разные продукты.
Финансово-экономическая служба также задействована в этом совместном процессе. Кроме оплаты приобретаемых продуктов и различного оборудования, запрашиваемых кухней, эти отделы вместе работают над составлением бюджетов, прогнозов, расходов и других финансовых процедур.
Анализ и оценка результатов финансового состояния гостиничного комплекса «Виктория» может быть осуществлена посредством расчета и анализа следующих коэффициентов (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Основные показатели оценки результатов финансового состояния гостиничного комплекса «Виктория» за 2017-2019 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,42 |
1,41 |
2,21 |
Коэффициент срочной ликвидности |
0,20 |
0,18 |
0,85 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,08 |
0,06 |
0,58 |
Собственные оборотные средства, млн. руб. |
612 |
566 |
1367 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,31 |
0,29 |
0,55 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,06 |
0,05 |
0,04 |
Коэффициент автономии |
0,98 |
0,95 |
0,96 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных предприятия; приложения А.
Исходя из данных таблицы 2.2, можно сделать вывод о том, что значения коэффициентов за период 2017-2019 гг. не превышало нормативных. Коэффициент ликвидности свидетельствуют о платежеспособности гостиничного комплекса «Виктория».
Значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами также находятся в норме на стабильном уровне, а коэффициент финансовой автономии немного превышает нормативное значение, что только еще раз подтверждает тенденцию увеличения финансовой независимости туристического предприятия, снижения риска финансовых затруднений в будущие периоды, расширения возможности привлечения средств со стороны.
Поставщиками оборотных средств, в том числе продукции и полуфабрикатов для гостиничного комплекса «Виктория» выступают: предприятия пищевой промышленности, сельскохозяйственные предприятия, торговые посредники, розничные торговые предприятия, предприятия массового питания, государственные учреждения и индивидуальные предприниматели.
Товары, не производимые в стране, гостиничный комплекс «Виктория» закупает у фирм, являющихся импортерами, а не посредниками. Это дает возможность получения преимуществ при ценовой конкуренции и большего эффекта.
По результатам анализа внутренней среды составим итоговую оценочную таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
Область компетентности фирмы |
Оценка |
||||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Организация |
* |
||||
Маркетинг |
* |
||||
Финансы |
* |
||||
Кадры |
* |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Проведенный анализ показывает, что внутренний потенциал гостиничного комплекса «Виктория» довольно высок, исходя из оценки основных ее составляющих: организация – 5 баллов; маркетинг – 3 балла; финансы – 4 балла; кадры – 5 баллов. Сильны позиции предприятия в менеджменте, кадрах, однако наблюдается недостаточная мотивация сотрудников. Особенно высок уровень руководства компанией. Слабой стороной деятельности предприятия является маркетинг.
Таким образом, проанализировав основные элементы внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория» к положительным моментам можно отнести: деятельность туристического предприятия по оказанию туристско-экскурсионных услуг является рентабельной и приносит определенную прибыль; наблюдается увеличение производительности труда в натуральном и стоимостном выражении; расширение спектра оказываемых услуг и выход на новые рынки. Однако были выделены и негативные тенденции: не все экономические показатели находятся на удовлетворительном уровне; увеличение себестоимости реализованной продукции; маркетинговая деятельность на предприятии развита недостаточно, необходимо уделять больше внимание вопросам исследования рынка и конкурентов.
2.3 Анализ влияния внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований [46, с. 25].
Практически ни одно туристическое предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д.
По итогам 2019 г. в городе успешно функционирует 27 гостиниц различных категорий, классов и звездности, среди них 5* – 2 отеля, 4* – 2 отеля (в том числе гостиничный комплекс «Виктория»), 3* – 8 гостиниц и др. (таблица 2.4). Гостиницы данного типа составляют наибольшую конкуренцию гостиничному комплексу «Виктория».
Таблица 2.4 – Список популярных гостиниц г. Минск
Гостиница |
Собственность |
Класс |
Количество номеров |
Гостиница "Звезда" |
частная |
2 звезды |
88 |
Гостиница "Планета" |
частная |
3 звезды |
306 |
Гостиница "Спутник" |
частная |
3 звезды |
140 |
Гостиничный комплекс "Юбилейный" |
гос. |
3 звезды |
239 |
Гостиничный комплекс "Орбита" |
частная |
3 звезды |
239 |
Гостиничный комплекс "У Фонтана" |
частная |
3 звезды |
18 |
Отель "Европа" |
гос. |
5 звезд |
67 |
Отель "Кроун" |
частная |
5 звезд |
115 |