Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации гостиничного комплекса «Виктория».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 1262
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика факторов внешней и внутренней среды
1.2 Воздействие факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия
2.1 Общая характеристика гостиничного комплекса «Виктория»
2.2 Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
2.3 Анализ влияния внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
3.1 Технологии разработки стратегии гостеприимства в туристическом обслуживании
Факторы макросреды не влияют на туристическое предприятие непосредственно, однако в некоторых случаях последствия такого воздействия могут быть гораздо существеннее, чем прямое влияние. Кроме того, влияние таких факторов сложнее и разнообразнее, поскольку сама сфера влияния является более широким и глобальным.
1. Состояние экономики – характеризуется уровнем цен и тарифов, инфляции, платежеспособного спроса, банковской политикой, курсом национальной валюты, что может влиять на уровень обслуживания, качество отелей, объемы средств, которые направляются на поддержание в надлежащем состоянии памятников архитектуры, природы и тому подобное.
2. Научно-технический прогресс – характеризует уровень развития науки и техники. Здесь важное значение имеет технологический уровень в отрасли; ассигнования на научно-исследовательские разработки; внедрение усовершенствований в производство и процесс предоставления услуг. В туристической сфере достижения научно-технического прогресса используются очень широко – это, например, спутниковую связь, компьютерные технологии.
3. Политическая ситуация характеризуется распределением политических сил; отношением к власти; имеющимися законами и уровнем их соблюдения; характером процессов, инициированных властью; стабильностью политического положения, ведущей идеологией и борьбой за социальные группы; согласованности действий государственных органов. Этот фактор заметно влияет на туристический бизнес, особенно в нестабильных странах и регионах. В некоторых странах фактор политической стабильности – важнейшее условие деятельности предпринимателей в туризме, как отечественных, так и зарубежных. С этим фактором напрямую связаны потоки инвестиций.
4. Социальные факторы. К ним относятся: уровень миграции населения; образованность населения; социально-профессиональная структура населения; система социальной защиты населения; благотворительность; демографические характеристики. Этот фактор в значительной степени определяет характеристики потребителей туристического продукта и трудовых ресурсов туристических предприятий.
5. Культурные факторы. Это традиции той или иной страны, народа, в том числе отношение к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людей преклонного возраста; религиозные верования; менталитет народов; ценности населения; коллективные воспоминания; психология населения. Противоречие деятельности туристического предприятия с культурными факторами может вызвать резкую критику со стороны населения и поставить под угрозу существование такого предприятия.
5. Международные события. Комплекс факторов, которые характеризуют ту или иную страну. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Формы реализации международного бизнеса разные: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны. В условиях глобализации туристического бизнеса все большее значение приобретает миграция трудовых ресурсов.
7. Природно-географические условия – климат, природные ресурсы, состояние окружающей среды, территориальная структура хозяйства, доступность мест отдыха и тому подобное. Этот фактор является особенно важным для туристического бизнеса, поскольку он является определяющим при формировании как туристического спроса, так и предложения [23, с. 76].
Скорость изменения окружающей среды известна как экологическая мобильность. Мобильность среды может варьироваться для разных компаний даже в условиях страны. Это связано с типом компании на конкретном рынке. Зависимость компании от объема информации, которой она обладает, характеризует неопределенность внешней среды [4, с. 95].
Анализ внешней среды компании осложняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, мобильность и объединение ее факторов. Среда современных компаний меняется все быстрее, что предъявляет все более высокие требования к анализу внешней среды и разработке стратегии, максимально учитывающей все возможности и угрозы внешней среды.
Наряду с макро- и микроокружением в экономической науке выделяется внутрифирменная среда.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений [21, с. 87].
Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.
Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:
1) информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
2) анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации [5, с. 274].
Внутренняя среда туристического предприятия – это совокупность постоянных переменных, создающих предпосылки для его эффективной жизнедеятельности во внешней среде [18, с. 172].
Элементы внутренней среды взаимосвязаны и взаимообусловлены. К основным из них относятся:
1. Цели – желаемое состояние предприятия или его подразделения в будущем.
2. Задачи – запрограммированные или незапрограммированные решения определенного вида деятельности предприятия, которые необходимо выполнить в определенное время, определенными средствами, с определенным персоналом и с определенной ответственностью.
3. Стратегия предприятия – долгосрочная экономическая политика и комплекс мероприятий по ее реализации, которую предприятие использует на рынке для достижения поставленных целей.
4. Организационная структура – это оптимальное соотношение уровней управления и функциональной сферы которое достигается прежде всего путем налаживания рациональных связей между работниками для достижения целей предприятия.
5. Персонал – это личный состав предприятия, объединенные общей целью люди, которые выполняют определенные виды работ, используют знания, технические навыки и выступают как единый механизм.
6. Финансы – денежные средства, которые предприятие имеет в своем распоряжении и может по своему усмотрению использовать для достижения целей и задач.
7. Производственная структура предприятия – сооружения и оборудование, вовлеченные в производство товаров или услуг, их изношенность, используемые технологии, степень введения инноваций.
8. Продукт, который создает и реализует предприятие, его качественные характеристики, ассортимент, себестоимость, соответствие запросам потребителей.
9. Сбыт – комплекс после производственных операций, среди которых самым главным является продажа. Важно, каким образом отлажена система сбыта, которые осуществляются меры стимулирования сбыта и продвижения продукта на рынок, какие средства на это тратятся, как происходит сбыт продукции по регионам, группам потребителей и тому подобное [19, с. 92].
Таким образом, туристическая компания на рынке не действует отдельно, а окружена и находится под влиянием различных сил, которые составляют внешнюю среду. Отношения, которые развиваются между темами окружающей среды и бизнеса, разнообразны и могут контролироваться и контролироваться туристической организацией с точки зрения типа воздействия на них. Задача компании - свести к минимуму неконтролируемые факторы окружающей среды и найти возможности для косвенного воздействия на них. Целью анализа внутренней среды компании является выявление слабых и сильных сторон ее деятельности, поскольку компания должна иметь определенный внутренний потенциал, чтобы использовать внешние возможности. В то же время необходимо знать слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
1.2 Воздействие факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия
Чтобы определить стратегию поведения туристической организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении [22, с. 184].
При анализе внешней среды изучают изменения, которые могут воздействовать на текущую стратегию, факторы угроз и возможностей для выбранной стратегии. Анализ внешней среды предприятия в соответствии с рекомендациями по выбору миссии целесообразно начинать с анализа непосредственного окружения и в первую очередь с потребителей.
Потребители – отдельные лица и организации, приобретающие товар для личного потребления или перепродажи, государственные и общественные организации, покупатели, находящиеся за пределами страны [10, с. 273].
Основная задача при анализе потребителей – выявить целевую группу и удовлетворить ее потребности лучше, чем конкурент. При этом необходимо концентрировать свои сильные стороны на слабом участке конкурента и постоянно искать неудовлетворенную потребность. Каждый успех достигается путем преодоления дефицита. При анализе потребителей также выясняют: каковы уровень спроса на продукцию отрасли и покупательная способность потребителей, какие требования по качеству продукции предъявляются, умение потребителей ориентироваться в продукции отрасли и т. д.
Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегию. А, следовательно, точно определить их слабые места и усилить свои преимущества. Необходимо концентрировать свои сильные стороны против слабых у конкурентов. Анализ конкурентной ситуации в отрасли может быть проведен по следующей схеме.
1. Общая характеристика отрасли: на какой ступени развития она находится, насколько спрос зависит от цен, какие стратегии используются.
2. Классификация конкурентов (активные, пассивные, потенциальные, конкуренты по продукции, сбыту, цене, коммуникациям).
3. Определяется количество конкурентов в отрасли, размер предприятий конкурентов, совокупная доля 3-х крупнейших фирм на рынке в процентах, основной конкурент, особые услуги предлагаемые конкурентами, сильные и слабые места конкурентов.
4. Анализ деятельности главного конкурента: цели и стратегия конкурента, характеристика продукта, гибкость структуры, организация логистики, возможности маркетинга, производственный потенциал, финансовые возможности, экономические показатели, уровень НИР, внедренческий потенциал, система управления, качество руководящих кадров, культура фирмы, система мотивации и контроля, ноу-хау, местоположение, и т. п., сильные и слабые стороны конкурента.
5. Вероятность выхода на рынок новых конкурентов и продуктов заменителей. Она определяется: входными барьерами и потенциалом ответных мер существующих предприятий. Входные барьеры включают размер затрат, необходимых новому конкуренту для вхождения в рынок, склонность покупателей к известной марке, уровень необходимых вложений в НИР, размер затрат, которые несет потребитель при смене поставщика, необходимость создания собственной сбытовой сети, преимущества старых конкурентов, недостижимые для новичков [7, с. 92].
Поставщики представляют собой отдельные организации и отдельные лица, которые осуществляют материально техническое обеспечение производственной и научно-технической деятельности фирмы. К ограничениям, которые возникают с их стороны можно отнести цены на ресурсы, их качество и договорные условия. Чем сильнее власть поставщиков, тем скорее они попытаются повысить закупочные цены на товары или понизить свои затраты за счет снижения качества.
Контактные аудитории могут оказывать существенное влияние на ситуацию в отрасли, изменяя имидж отрасли, ее привлекательность для развития и капитальных вложений через СМИ, систему налогов, таможенных льгот, путем введения запретов и ограничений на продукцию, через организацию инвестиций в виде кредитов или покупки акций и облигаций и т.п.
Дальнее окружение определяет условия для деятельности любого предприятия отрасли. Главное при анализе — выявить наиболее важную для данной отрасли тенденцию.
Анализ правовой среды предполагает изучение законов, определяющих деятельность в данном секторе экономики и их влияние на результат и привлекательность отрасли. При изучении государствено-политической среды выясняют приоритетные направления развития экономики страны и региона, интересы государства и политических лидеров. Чтобы успешно работать в длительной перспективе любое предприятие должно владеть информацией о научных достижениях и технологиях, применяемых в отрасли, приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать эти изменения для получения преимуществ перед конкурентами [15, с. 174].