Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации гостиничного комплекса «Виктория».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 1256
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика факторов внешней и внутренней среды
1.2 Воздействие факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия
2.1 Общая характеристика гостиничного комплекса «Виктория»
2.2 Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
2.3 Анализ влияния внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
3.1 Технологии разработки стратегии гостеприимства в туристическом обслуживании
Главными факторами, которые приводят к необходимости изменения технологии производства товаров или услуг, являются спрос на продукт и конкуренция. При анализе экономической среды выясняют темпы инфляции, уровень занятости населения, состояние экономики, систему налогообложения и степень их влияния на отрасль. Анализ социальной среды предполагает изучение структуры населения, структуры потребностей, стиля жизни, привычек и традиций, возможных тенденций в их развитии. Изучение экологической среды позволяет учесть климатические и географические особенности страны и региона, влияние правовых актов и населения на вопросы защиты окружающей среды.
Анализ внутренних факторов организации должен оценить, позволят ли внутренние силы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, используемый для анализа внутренних факторов, называют управленческим обследованием [11, с. 237].
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности [28, с. 163].
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
— кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);
— организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения);
— финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);
— маркетинг (стратегия туристского продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия; коммуникационная стратегия) [26, с. 42].
Цель исследования внутренней среды — выявление сильных и слабых сторон туристского предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо постараться, чтобы избавиться от большинства из них.
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования туристического предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга [25, с. 75].
Если действия различных служб и персонала турфирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, может возникнуть эффект «лебедя, рака и щуки», когда, например, отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга.
Подобной ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру предприятия, которая должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований.
Культура предприятия складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития [29, с. 152].
Поскольку культура предприятия не имеет явно выраженного проявления, то ее достаточно сложно изучать. Однако есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить.
Во-первых, для предприятий с высокой культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих на них. Такие предприятия уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей.
Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.
В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система карьеры и какие критерии используются для продвижения сотрудников по службе.
В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, насколько об этом осведомлены все сотрудники и насколько серьезно они к ним относятся. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории фирмы, серьезно и с уважением относятся к ее правилам и символам, то можно с большой степенью вероятности предположить, что предприятие обладает высокой культурой [51, с. 94].
Культура предприятия не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с внешней средой.
Определив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство организации концентрирует усилия на опасных участках с тем, чтобы преодолеть срывы в реализации стратегии организации.
SWOT-анализ предполагает дальнейшее изучение стратегического потенциала предприятия с учетом реалий внешней среды. Цель данного метода заключается в изучении сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, исходящих из внешней среды, а также их влияние на результативность деятельности предприятия (SWOT – аббревиатура: strength – сила, weakness – слабость, opportunities – возможности и threats – угрозы) [47, с. 82].
Последовательность действий предполагает: выявление сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз и установление связей между ними, которые могут быть использованы в дальнейшем при выборе стратегии развития организации, разработке стратегического плана и его реализации.
Перечень возможностей и угроз составляют на основе анализа информации, полученной при изучении ближнего и дальнего окружения, привлекательности отрасли и условий для бизнеса. Не все возможности и угрозы одинаково действуют на предприятие и могут быть реализованы в действительности. Их классификация по вероятности реализации и степени влияния может быть проведена с помощью таблиц 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1 – Матрица возможностей предприятия
Вероятность реализации: Сила влияния: |
высокая |
средняя |
низкая |
большая |
|||
средняя |
|||
низкая |
Примечание. Источник: [17, с. 121].
Таблица 1.2 – Матрица угроз предприятия
Вероятность реализации: Сила влияния: |
высокая |
средняя |
низкая |
большая |
|||
средняя |
|||
низкая |
Примечание. Источник: [17, с. 121].
Особое внимание следует уделить возможностям и угрозам, имеющим высокую вероятность реализации и большую силу влияния. Именно их оставляют для дальнейшего анализа. После того как список сильных и слабых сторон, возможностей и угроз составлен, устанавливают связи, определяющие взаимодействия между ними, с помощью матрицы SWOT (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Матрица SWOT-анализа предприятия
Примечание. Источник: [17, с. 123].
На каждом из четырех внутренних полей необходимо рассмотреть возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации [17, с. 123].
Таким образом, эффективная работа туристической организации зависит от ряда факторов, в том числе от правовой осведомленности руководителей и специалистов. Туристическая деятельность требует от работников этой сферы знаний нормативных правовых актов, регламентирующих многообразие отношений между туристами и туристическими организациями, между туристическими организациями и иными организациями, прямо или косвенно участвующими в предоставлении туристических услуг. Оценка влияния на деятельность организации внутренних условий в определенной степени показывает эффективность управления хозяйственной деятельностью компании. Анализ внешней среды определяет, какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации. Анализ внешней среды должен дать перечень внешних опасностей и возможностей, ранжированных по степени воздействия на организацию.
2 Оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
2.1 Общая характеристика гостиничного комплекса «Виктория»
Гостиничный комплекс «Виктория» – это отель, совмещенный с многофункциональным бизнес-центром класса А, что позволяет гостям сочетать деловую активность с комфортабельным проживанием в отеле (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Гостиничный комплекс «Виктория»
Гостиничный комплекс «Виктория» предлагает – 169 комфортабельных номеров, из окон которых открывается панорамный вид на живописный пейзаж городского озера. Из них: 104 однокомнатных одноместных, в том числе 2 номера для инвалидов, 56 однокомнатных двухместных, 8 двухкомнатных двухместных номеров Люкс и трехкомнатные апартаменты.
Все номера оборудованы: электронной системой доступа по карточкам-ключам; системой кондиционирования; ванной с душем, феном, телефоном, набором личных гигиенических и косметических средств; прямой телефонной городской и международной связью; мини-баром, мини-сейфом; доступом в Интернет; интерактивным телевидением [14].
Номерной фонд гостиничного комплекса «Виктория» таблица 2.1:
Таблица 2.1 – Номерной фонд гостиничного комплекса «Виктория»
Класс |
Тип |
Питание |
Цена проживания, сутки 2019 г. |
Цена проживания, сутки на 1 марта 2020 г. |
Эконом класс |
Одноместный |
завтрак (шведский стол) |
70 USD |
73 USD |
Эконом класс |
Двухместный |
завтрак (шведский стол) |
1 человек – 91 USD 2 человека – 105 USD |
1 человек – 92 USD 2 человека – 108 USD |
Повышенной комфортности |
Двухместный |
завтрак (шведский стол) |
1 человек – 95 USD 2 человека – 110 USD |
1 человек – 98 USD 2 человека – 112 USD |
Люкс |
Двухместный |
завтрак (шведский стол) |
1 человек – 125 USD 2 человека – 132 USD |
1 человек – 128 USD 2 человека – 138 USD |
Apartament |
Пентхаус |
завтрак (шведский стол) |
1 человек – 350 USD 2 человека – 360 USD |
1 человек – 355 USD 2 человека – 365 USD |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе [8].
Бизнес-центр гостиничного комплекса Виктория предлагает в аренду помещения для проведения конференций, совещаний, тренингов, переговоров, банкетов и торжеств. Организаторам мероприятий предоставляется возможность аренды современного звукового и видеооборудования, беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi), мультимедийных проекторов, флип-чартов, услуг переводчика или синхронного перевода. К услугам арендаторов и гостей: конгресс-холл на 300 мест; конференц-залы на 70 и 80 мест; конференц-зал на 40 мест, трансформируемый на две автономные части с их абсолютной звукоизоляцией. На первом этаже отеля расположена уютная комната переговоров для 12 человек, оформленная и оборудованная с учетом современных представлений о проведении переговоров и деловых встреч с партнерами. Каждый зал бизнес-центра оснащен передовыми средствами отображения информации: мультимедийными проекторами, моторизованными экранами, системами звукоусиления и др. В случае необходимости можно воспользоваться услугами копирования, сканирования документов, поработать на персональном компьютере, записать информацию на различные носители (CD, DVD, Flash-носители), заламинировать или сброшюровать документы. Для участников конференций организуется питание от кофе-пауз до специальных мероприятий.