Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации гостиничного комплекса «Виктория».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 1257
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика факторов внешней и внутренней среды
1.2 Воздействие факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия
2.1 Общая характеристика гостиничного комплекса «Виктория»
2.2 Анализ внутренней среды гостиничного комплекса «Виктория»
2.3 Анализ влияния внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория»
3.1 Технологии разработки стратегии гостеприимства в туристическом обслуживании
ВВЕДЕНИЕ
В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.
Любая организация, в том числе и туристическое предприятие, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что туристическое предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе нормальное функционирование врнутренней среды. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования в курсовой работе является гостиничный комплекс «Виктория».
Предметом исследования являются внутренняя и внешняя среды гостиничного комплекса «Виктория».
Целью курсовой работы является изучение внутренней среды и внешнего окружения гостиничного комплекса «Виктория» для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности организации.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность туристического предприятия;
- проанализировать факторы внутренней и внешней среды гостиничного комплекса «Виктория»;
- разработать мероприятия по снижению негативного влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность гостиничного комплекса «Виктория».
В процессе написания курсовой работы были использованы учебные пособия отечественных и зарубежных авторов: Зайцева Л.Г., А.Мескона; по экономике и управлению туризмом: Горбылевой З.М., Кабушкина Н.И., Дуровича А.П. и др.
В работе использованы общенаучные методы исследования, такие, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.
1 Теоретические аспекты влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия индустрии гостеприимства
1.1 Характеристика факторов внешней и внутренней среды
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его.
Среда туристического предприятия – это совокупность объективных условий, при которых это предприятие осуществляет свою деятельность.
Туристическая организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. С одной стороны, она использует возможности, которые предоставляет внешняя среда, – выгоду географического положения, привилегии налогообложения, финансовое стимулирование. С другой – осуществляет свою деятельность, расширяя рынки сбыта, вливая на рынок новые продукты и услуги, тем самым развивает и совершенствует экономические условия, в которых существует [14, с. 54].
Внутренняя среда является источником жизнеспособности туристической организации. Она включает в себя совокупность характеристик, способных обеспечить потенциал, необходимый для функционирования организации, но в то же время может быть источником проблем, способных привести предприятие к кризису. Внутрифирменная экономическая политика, организационная и производственные структуры, системы контроля и другие принципы функционирования организации напрямую зависят от решений, принимаемых органами управления [6, с. 37].
Соответственно, различают внешнюю и внутреннею среду (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Внешняя и внутренняя среда организации
Примечание. Источник: [49, с. 112].
Организация гостиничной индустрии находится в постоянной связи с внешней средой и, таким образом, предлагает возможность выживания, поскольку внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования туристического продукта.
Факторы окружающей среды не могут контролироваться компанией и ее услугами. Под влиянием событий вне компании во внешней среде менеджеры вынуждены менять внутреннюю организационную структуру и адаптироваться к меняющимся условиям [9, с. 72].
Внешняя среда предприятия индустрии гостеприимства представляет собой комплекс факторов, которые лежат вне компании и влияют на производство, а также на финансово-хозяйственную деятельность компании [20, с. 87].
Внешние (экзогенные) факторы туристического предприятия характеризуются, прежде всего, своей неуправляемостью и, зачастую, непредсказуемостью, однако способны непосредственно или опосредованно влиять на туристическое предприятие [16, с. 90].
Следующие факторы присущи внешней среде гостиничной организации:
1) сетевое взаимодействие (например, смена правительства может привести к политической нестабильности, вызывающей панику в деловых кругах, и девальвации местной валюты, которая вызывает новый виток инфляции в стране, разрушает банковскую систему, снижает спрос на туристический продукт);
2) сложность факторов окружающей среды. Ряд факторов, влияющих на развитие туризма, неопределенное и зачастую относительно незначительное изменение, может привести к глобальным изменениям на туристическом рынке;
3) динамика среды. Внешняя среда мобильна и требует от менеджера быстрого реагирования на ее смену [27, с. 118].
Внешняя среда компании включает в себя все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности компании и оказывают существенное влияние на организацию. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (непосредственное окружение) и факторы косвенного воздействия (макросреда) [1, с. 78].
К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.
Основными косвенными факторами являются:
1) политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в нормативно-правовой базе, заключенные правительством международные тарифные и торговые соглашения и т. д.;
2) экономические факторы – уровень инфляции или дефляции, уровень занятости работников, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, размер и динамика валового внутреннего продукта, производительность труда и т. д.;
3) социальные факторы окружающей среды – отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции в обществе; ценности, разделяемые людьми; ментальность общества; уровень образования и т.д.;
4) технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно адаптироваться к производству и реализации технологически продвинутого продукта и прогнозировать время, когда используемая технология будет прекращена [13, с. 135 ].
Факторы внешней среды также можно разделить на динамические и статические. Динамические факторы имеют склонность постоянно меняться и требуют к себе повышенного внимания (политическая и экономическая ситуация, материально-техническая база туроперейтинга, конъюнктура туристического рынка). Статические факторы не меняют своего воздействия на туризм со временем, поэтому их достаточно изучить один раз и затем использовать полученные результаты в дальнейшей работе [2, с. 109].
Существенным фактором внешней среды туризма является также фактор сезонности. Он имеет прямое влияние на трафик. Туроператоры и другие объекты в индустрии туризма пытаются уменьшить амплитуду сезонных колебаний, для этого проводят политику резкого падения цен в межсезонье, что развивает туризм и снижает чувствительность к сезонным колебаниям.
В теории менеджмента фирмы рассматриваются как системы двух основных типов: закрытого и открытого [17, с. 56].
Закрытая система условно предполагает относительную независимость фирмы от окружающей среды. Такая система обычно характерна для начального этапа развития рыночных отношений при слабой роли государства в их регулировании; из-за общего невысокого уровня развития экономики в стране [24, с. 183].
Микроклимат охватывает элементы, которые непосредственно влияют на предприятие и которые оно может в определенной степени контролировать.
1. Потребители. Это один из основных факторов, поскольку именно потребители определяют, какие гостиничные услуги им необходимы и по какой цене. Потребители являются фактором, который показывает многообразие внешней среды.
2. Конкуренты – это организации, которые либо предлагают, либо способны предложить конкурентные товары или услуги. За рыночной экономикой каждая организация должна тщательно изучать деятельность уже известных конкурентов и удерживать в поле зрения всю арену, на которой могут появиться новички.
3. Поставщики – это те организации и лица, которые поставляют ресурсы (сырье, товары и услуги), необходимые предприятию для осуществления своей деятельности. Среди экономистов доминирует мнение о том, что лучше иметь нескольких поставщиков, чтобы уменьшить зависимость от какого-либо одного источника поставок.
4. Посредники – это предприятия, учреждения, организации и лица, осуществляющие свою деятельность, приобретая товары или услуги с целью дальнейшей продажи. В туристическом бизнесе для туроператоров посредниками выступают турагенты; для производителей туристических услуг (отелей, баз отдыха, санаториев, транспортных организаций и т. д) – туроператоры, а также другие организации, например, предприятия, продающие авиабилеты, профсоюзы, которые реализуют путевки в санатории.
5. Законодательные органы и государственные учреждения. Законодательные органы формируют нормативную базу создания и деятельности туристических предприятий, фискальную политику, а также определяют политику в отношении туризма.
6. Общественные организации и профсоюзы. Профсоюзные организации, которые представляют интересы работников, влияют на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, могут, например, привести к полной остановке производства. Поэтому этот фактор следует отнести к группе факторов прямого воздействия внешней среды. Подобным способом могут действовать и общественные организации, нарушая определенные социальные проблемы или отстаивая интересы определенного круга туристических предприятий [3, с. 110].
Макросреда – демографическое, природное, экономическое, социальное, правовое, политическое, национальное и культурная среда, в условиях которого функционирует предприятие и которое влияет на его развитие [12, с. 89].