Файл: Системный подход при анализе экономического потенциала организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Теория и методология оценки экономического потенциала организации

2.1 Сущность подходов к анализу и оценке экономического потенциала организации

Сегодня технологии, с помощью кᴏᴛᴏрых организация может оценивать ϲʙᴏе текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения. В связи с указанным, встает вопрос о выборе способа оценки потенциала организации, кᴏᴛᴏᴩый позволит определять внутренние возможности и слабости организации, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности. 

Для оценки потенциала предприятия на практике используются различные методы.

По направлению формирования информационной базы можно выделить:

1. Критериальные методы - за информационную базу принимают абсолютные (натуральные или стоимостные) значения ключевых показателей. По надлежащего информационного обеспечения эти методы являются точными.

2. Экспертные методы - просты в использовании, не требуют сбора полной информации о конкурентах, поскольку базируются на мнении опытных специалистов.

Однако преимущество таких методов является одновременно и их недостатком, поскольку иногда субъективизм экспертов может искажать результаты оценки.

По способу отображения конечных результатов выделяют:

1. Графические методы - обеспечивают высокий уровень восприятия конечных результатов оценки, интерпретированных в графических объектах (рисунках, графиках, диаграммах и др.).

2. Математические методы - базируются на факторных моделях оценки, которые заключаются в расчете на одного (интегрального) показателя или нескольких цифровых значений показателей, по которым формируется окончательная оценка. Эти методы считают точными, хотя иногда они нуждаются отягчающих математических вычислений, т.е. специальной подготовки работников.

3. Логистические методы - есть алгоритмизированые методы оценки, основанные на логических предположениях.

По возможности разработки управленческих решений существуют:

1. Одномоментные методы - это, по сути, статические методы, потому что оценивают только фактическое состояние дел, не обеспечивая возможности разработки мер на перспективу.


2. Стратегические методы - делают не только оценку состояния конкурентоспособности потенциала предприятия на конкретную дату, а разработки стратегических мер по улучшению этого потенциала.

По способу оценки выделяют индикаторные и матричные методы.

Индикаторные методы основываются на использовании системы индикаторов, с помощью которой проводится оценка конкурентоспособности потенциала предприятия и национальной экономики в целом. Под "индикатором" понимают совокупность характеристик, которые позволяют в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта, и на этом основании сформулировать рекомендации по повышению результативности функционирования объекта. Каждый индикатор, в свою очередь, распадается на ряд показателей, которые отражают состояние отдельных элементов исследуемого объекта.

Матричные методы. В основу этих методов положена идея рассмотрения процессов конкуренции в их взаимозависимости и динамике. Используя матричные методы, управленцы могут оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только своего предприятия, но и ближайших конкурентов, поможет разработать стратегию поведения на рынке. Матричными методами широко пользуются американские консультационные фирмы, а за надлежащего информационного обеспечения такие методы могут быть надежным инструментом для оценки конкурентоспособности потенциала и отечественных предприятий.

В научных трудах по проблемам формирования и реализации потенциала предприятий обычно недостаточно разработаны вопросы измерения его величины и уровня эффективности использования.

Для оценки потенциала предприятия нужна всеобъемлющая система показателей, причем в основу конструирования такой системы должна быть возложена структурная модель, учитывающая не только фактическую динамику, но и теоретические предпосылки. Структурная модель системы показателей в оценке потенциала предприятия должна учитывать такие требования к ее формирования:

- Общетеоретическая интерпретация, взаимосвязь и целенаправленности как отдельных показателей, их групп, так и всей системы в целом;

- Обеспечение сопоставимости, единой направленности показателей групп, всей системы;

- Наличие в системе показателей, выступающих как основные регулировочные параметры, опорные категории;

- Возможность регулировки значений величин показателей в зависимости от уровня использования ресурсов, расходуемых и эффективности результата;


- Возможность получения прогноза о направленность динамики показателей.

Следует отметить, что совокупность оценочных принципов, показателей, критериев и методов составляет методологию оценки. В общем виде методологию оценки можно представить как последовательность таких действий: формирование категорий, разработка показателей, установленные критерия сравнения; выбор способа оценки, получения результата оценки.

Выбор формы диагностики потенциала предприятия зависит от целей диагностики. Если стоит цель системного анализа возможностей предприятия, то обычно выбирается комплексная форма диагностики.

Таким образом, как мы видим, для осуществления оценки экономического потенциала используются различные группы методов: общефилософские, общенаучные, и частнонаучные методы. Остановимся на самых распространенных и результативных методах.

Метод факторного анализа необходим для исследования экономического потенциала как сложной многокомпонентной категории. Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от начального значения к конечному значению результирующей факторной системы (или наоборот), раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результирующего показателя[18]. Указанное предполагает анализ изменения величины экономического потенциала с выявлением причин и наиболее влиятельных, значимых факторов. При этом стоит отметить, что факторный анализ также применим к отдельным компонентам экономического потенциала, т.к. они являются достаточно самостоятельными и сложными категориями. В соответствии с положениями теории экономического анализа предметом экономического факторного анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в процессе деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность категории экономического потенциала и его компонентов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам[19].

Существуют следующие типы факторного анализа: 1) детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов; 2) стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной; 3) прямой (дедуктивный) – от общего к частному; 4) обратный (индуктивный) – от частного к общему; 5) одноступенчатый и многоступенчатый; 6) статический и динамический; 7) ретроспективный и перспективный. В рамках описания методики анализа экономического потенциала стоит отметить, что основные выводы делаются по результатам применения детерминированного и стохастического методов.


При анализе экономического потенциала организации с использованием как финансовых, так и нефинансовых характеристик большое значение сыграла сбалансированная система показателей (ССП). Данная методика оценки деятельности была разработана Р. С. Капланом, Д. П. Нортоном. Ее суть раскрыта в монографии Шешуковой Т.Г., Колеснем Е В. «Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта», и заключается в том, что в период, когда в основе успеха промышленного предприятия лежат инвестиции в долгосрочные потенциальные возможности и взаимоотношения с клиентами, традиционные финансовые показатели и критерии их оценки не дают достаточного объема информации для принятия управленческих решений, направленных на создание стоимости посредством инвестирования в удовлетворение потребностей клиентов, отношения с поставщиками, интеллектуальный потенциал, производство, технологии и инновационные проекты[20]. Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив. В основе ССП лежит целеполагание. Цели, которые ставятся в результате построения сбалансированной системы показателей, зависят от стратегии развития компании, видения будущего компании ее руководством и собственниками. Конкретные показатели, способы их расчета и значения формируются исходя из этих целей. Деятельность компании рассматривается по четырем направлениям: 1) финансы; 2) взаимоотношение с клиентами; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) обучение и развитие персонала. Использование данной системы осуществляется в двух основных плоскостях. С одной стороны, это оценка того, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов. С другой стороны, оценка действий, которые следует предпринять, для того чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес-процессы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем.

Несмотря на то, что экономический потенциал предприятия представляет собой интегральную логически обоснованную категорию с четкой иерархией компонентов, выразить его каким-либо одним значением весьма проблематично[21]. Проблема поиска такого показателя, которым можно комплексно охарактеризовать деятельность фирмы и использовать его в качестве критерия эффективности и ориентира при прогнозировании, существует в экономическом анализе уже давно. Большое количество теорий выдвинуто в направлении анализа вероятности наступления и предотвращения банкротства предприятий.


Таким образом, основные положения, методики и логические конструкции, разработанные в системе сбалансированных показателей очень актуальны при построении и анализе модели экономического потенциала организации. В то же время сочетание ССП с факторным анализом позволяет установить более точные связи между стратегическими целями компании и конкретными показателями деятельности, формируемыми на разных уровнях в различных компонентах потенциала, но достоверно отражающими зависимости между явлениями[22]. Наряду с ССП и факторным анализом при оценке экономического потенциала большое значение имеют положения и элементы теорий, позволяющих принимать управленческие решения и проводить анализ в условиях неопределенности.

Как уже отмечалось ранее, экономический потенциал является сложной категорией, поэтому для его анализа и математического описания возникает необходимость использования специальных терминов. Широкое распространение в сфере экономики и финансов получили теория нечетких множеств, многокритериальная оптимизация, метод анализа иерархий. Основные положения и приемы данных методик применяются в описании и прогнозировании экономических процессов и явлений в условиях неопределенности, воздействия большого количества различных факторов и недостатка четкой информации.

С целью оптимизации какого-либо управленческого решения, либо хозяйственного процесса в экономике решаются оптимизационные задачи. Для их решения применяются методы математического программирования. Применить эти методы можно, если существует строгая постановка задачи: определен набор переменных, установлена область их возможного изменения (ограничения) и определён вид целевой функции (функции, экстремум которой нужно найти) от этих переменных. Целевая функция может представлять собой количественную меру (критерий) оценки степени достижения поставленной цели. Рассматривая конкретную задачу оптимизации, определяют, может ли в качестве целевой функции быть принят один из показателей, характеризующих ожидаемые результаты реализации того или иного варианта, с условием, что значения других показателей изменяются в определенных ограничениях.

В практической деятельности часто возникают ситуации, когда целевых функций несколько, т.е. нужно учесть несколько различных параметров и принять управленческое решение.

Таким образом, анализ экономического потенциала предприятия предполагает использование различных методов исследования, конкретных методик и концепций анализа, обработки и прогнозирования экономической информации.