Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы процесса принятия управленческого решения
1.1.Особенности процесса принятия управленческого решения
Глава 2 Управленческое решение: специфика, порядок принятия, функции и методы
2.1 Разработка и принятие управленческих решений - важный аспект менеджмента
Введение
Общеизвестно, что успешность бизнеса во многом определяется эффективностью управления компанией. Поэтому очень важно знать особенности процесса принятия управленческих решений для того, чтобы иметь возможность быстро сделать правильный выбор в любой ситуации.[1]
Любая компания, начиная коммерческую деятельность, нуждается в качественном менеджменте, то есть в руководстве, которое сделает процесс принятия управленческих решений быстрым и эффективным. Так, грамотный менеджер должен уметь в кратчайшие сроки отреагировать на изменение политической или экономической обстановки, появление нового конкурента или новых научно-технических разработок. [2]
Поэтому все участники процесса принятия управленческих решений должны не только иметь соответствующее профильное образование, но и отличаться гибкостью ума и творческим мышлением. Постоянное совершенствование процесса принятия управленческих решений включает в себя ежедневное повышение квалификации сотрудников. [3]
В любом случае, сущность процесса принятия управленческих решений сводится к умению очень быстро проанализировать любую ситуацию, касающуюся деятельности фирмы, и вовремя принять наиболее правильное решение.
Для того, чтобы эффективно решать проблемы любой сложности, необходимо постоянное совершенствование процесса принятия управленческих решений и его применения на практике.
Для этого нужно, чтобы:
-формулировка проблемы и окончательный выбор решения осуществлялись только высшим руководством, имеющим полную информацию о ней;
-при принятии решения нужно учитывать возможности и интересы тех сотрудников, которые будут непосредственно претворять его в жизнь;
-стандартный процесс принятия управленческих решений требует высокого профессионализма и жесткой дисциплины от всех работников компании.
К наиболее значимым стадиям процесса принятия управленческого решения относят следующие:
Четкая формулировка имеющейся проблемы. Это один из наиболее важных этапов процесса принятия управленческих решений, поскольку именно от точной постановки цели, к достижению которой надо стремиться, во многом зависит успешное разрешение возникшей ситуации;
Всесторонний анализ и сбор информации. В данном случае процесс принятия управленческого решения включает изучение микро- и макрофакторов экономической среды, которые могут повлиять на успешное разрешение проблемы (платежеспособность населения, вкусы целевой аудитории, состояние экономики в стране и т.д.); [4]
Разнообразное моделирование процесса принятия управленческих решений, позволяющее подобрать несколько вариантов достижения требуемой цели. В этом случае особенностями процесса принятия управленческого решения являются поиск нестандартных альтернативных способов выхода из ситуации и оценка результативности и последствий применения каждого из них.[5]
В этом случае в организации процесса принятия управленческого решения могут участвовать практически все сотрудники. При этом можно использовать методы «мозговой атаки», карты мнений, причинно-следственные диаграммы, выдвижения предложений, группового анализа ситуации.
Цель данной работы – анализ процессов принятия решений.
Задачи работы:
-выявить теоретические основы принятия управленческих решений;
- определить этапы процесса принятия управленческого решения;
- провести анализ принятия управленческих решений в деятельности конкретной организации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретические основы процесса принятия управленческого решения
1.1.Особенности процесса принятия управленческого решения
Процесс принятия управленческих решений - ключевой момент в работе многих профессий, которые связаны с управленческой деятельностью. Сегодня принятие оптимального решения по определенному вопросу очень важно, так как все более расширяются масштабы деятельности, растет количество элементов и взаимосвязей.
А усложнение связей между различными элементами влечет за собой неопределенность в понимании реальной ситуации, что связано в первую очередь с человеческим фактором, искажением информации.
Неправильно считать, что принятие решения является выбором одного из возможных направлений действий. Особенности принятия управленческих решений проявляются в том, что в сравнении с частным выбором решения это более ответственный и формализованный процесс, который требует профессиональной подготовки. [6]
Необходимо также помнить, что каждое управленческое решение должно основываться на анализе существующей обстановки и должно отображать оптимальное для предприятия направление развития. Существуют два вида элементов, которые обеспечивают качественный процесс принятия управленческих решений. Первое - это последовательность действий. Это очень важный момент, так как все управленческие решения должны приниматься на основании актуальной и верной информации.[7]
Сюда можно отнести: инициирование процесса решения конкретного вопроса, диагностику ситуации, формирование вариантов решений, их критический анализ с точки зрения последствий, реализацию управленческого решения, а также оценку его внедрения.
Второе - учет ключевых факторов. К этим факторам относятся: право принятия конкретного решения, взаимоотношения на личностной основе, выбор подходящего времени, а также обмен информацией о проблеме. Все эти факторы могут быть, как взаимозависимы, так и нет.
Управленческие решения - не что иное, как выбор альтернативы, который осуществляется руководителем в рамках делегируемых полномочий и направлен на реализацию целей предприятия. Особенностью квалифицированного управляющего является умение последовательно и целеустремлённо идти к решению вопроса.
Важным моментом является то, что определение приоритетности решения вопросов существенно влияет на процесс принятия управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений - циклическая последовательность действий, которая направлена на разрешение конкретных проблем организации и проявляется в анализе, разработке вариантов, принятии конкретного решения и реализации комплекса мероприятий. Анализ управленческой ситуации нуждается в обработке, предварительно собранной информации.
На этом этапе осуществляется восприятие организацией внутренней и внешней среды. Данные о состоянии дел в организации поступают к профильным сотрудникам, которые анализируют информацию, что дает возможность выявить проблему. Далее следует выявление и формулировка проблемы, что связано с ее структурированием. [8]
При этом следует стремиться принимать такие решения, которые повлекут за собой минимальное количество трудностей в будущем. Разработка вариантов решения направлена на определение самых оптимальных. Но на практике управляющий не располагает большим запасом времени, а потому зачастую ищет не оптимальный, а приемлемый вариант для разрешения проблемы.
После разработки альтернатив решений следует этап согласования решения. Именно организация, а не руководитель должны в комплексе принимать их, а лучший способ заключается в привлечении профильных работников к участию в согласовании.
Далее следует организовать реализацию мероприятий по решению проблемы. Ведь только правильная организация и контроль действий с доведением до сознания каждого задействованного сотрудника его обязанностей приведет к положительному результату - решению проблемы в рамках стратегии принятия управленческих решений.
1.2 Практические шаги реализации процесса принятия управленческого решения на основе использования стратегий развития бизнеса
Часто заявленная стратегия существенно отличается от тех бизнес-процессов, на основе которых на самом деле работает компания. Бороться с этим можно при помощи метода «управления результативностью».
Он позволяет топ-менеджерам обеспечить максимальное совпадение задуманного и достигнутого результата деятельности предприятия.
Управление результативно-стью (англ. Performance Management, PM) – это- управление претво-рением стратегии предприятия в жизнь, превращением планов в ко-нкретные результаты. [9]
Управление результативно-стью мо-жно- представить как ко-нцепцию, объединяющую известные мето-до-ло-гии улучшения бизнеса и техно-ло-гии. РМ объединяет весь управленческий цикл – о-т планиро-вания до- ко-нтро-ля.
Мо-жно- представить РМ в виде всео-хватывающего- и взаимо-связанно-го- набо-ра решений, о-бъединяющего- три о-сно-вные функции: сбо-р данных, трансфо-рмацию и выстраивание на их о-сно-ве мо-дели, представление данных по-льзо-вателям по- Сети.
Сущно-сть РМ заключается в принятии верных решений, правильно-сть кото-рых будет по-дтверждаться (и измеряться) результатами деятельно-сти.
Елена Яхо-нто-ва о-пределяет систему управления результативно-стью как «четкую систему управления про-цессо-м реализации стратегии по-средство-м интегриро-ванно-й и со-гласо-ванно-й деятельно-сти всех со-ставляющих элементо-в ко-мпании» и считает, что- «в о-сно-ве системы – стремление к по-вышению качества управленческих решений и уменьшение разрыва между решениями, планами и реальными действиями всех катего-рий рабо-тнико-в». Ключевыми принципами системы управления результативно-стью, по- ее мнению, являются:
-о-риентация на клиента (интересы клиенто-в по-нимаются как высшая ценность ко-мпании);
-управление бизнес-про-цессами (набо-ро-м связанных видо-в деятельно-сти, кото-рые о-беспечивают ко-нкурентные преимущества ко-мпании);
-снижение структурно-й иерархии (со-кращение аппарата управления, переход к го-ризо-нтально-й структуре на о-сно-ве взаимно-й зависимо-сти работнико-в, групп и по-дразделений в рамках бизнес-про-цессо-в, про-зрачно-сти границ между по-дразделениями).[10]
Что- влияет на результативно-сть ко-мпании
Решения, принимаемые владельцами бизнеса. Направленно-сть и тип влияния владельца на бизнес о-пределяется двумя о-сно-вными факто-рами: сило-й его- авто-ритета и его- интересо-м к бизнесу (ко-мпании). Бизнес привлекателен для владельца, если о-н прибылен (капитализиро-ван) и удо-влетво-ряет личные амбиции (ко-мпания, ко-то-ро-й мо-жно- го-рдиться).
По-ведение клиенто-в. О-риентация на клиента – нео-тъемлемая составляющая системы управления результативно-стью. Далеко- не в каждо-й компании интересы клиента считаются наиважнейшими. По-ка ко-нкуренция на рынках за по-требителя не о-чень жесткая, руко-во-дство- мо-жет не о-со-знавать, наско-лько- благо-по-лучие предприятия зависит о-т меняющихся симпатий клиенто-в.
О-рганизация бизнес-про-цессо-в. О-т бизнес-про-цессо-в зависят такие параметры деятельно-сти ко-мпании, как сро-ки, о-бъем, качество- и цена произведенно-й про-дукции (о-казанно-й услуги).
Вклад персо-нала. Значение персо-нала в успехе бизнеса в насто-ящее время по-вышается. Именно- мо-тивация и про-фессио-нальная ко-мпетентно-сть работнико-в приво-дят в действие «ко-лесо- бизнеса».
Шаг 1. Со-здайте ко-манду стратегическо-го- управления
В ко-манду стратегическо-го- управления до-лжны вхо-дить как со-бственники, так и наемные менеджеры. Важно-е усло-вие прео-до-ления разрыва между стратегическими намерениями и реальными действиями – привлечение для рабо-ты в ко-манде руко-во-дителей всех функцио-нальных по-дразделений (произво-дство-, маркетинг, финансы, управление персо-нало-м, закупки, IT) с последующей разрабо-тко-й со-о-тветствующих функцио-нальных стратегий по- каждо-му направлению.
По-ка, к со-жалению, участие в группах стратегическо-го- планиро-вания маркето-ло-го-в и HR-менеджеро-в – ско-рее исключение, чем правило-.
Шаг 2. Сфо-рмулируйте стратегию письменно-
Бизнес-стратегию нео-бхо-димо- о-фо-рмить в виде до-кумента. К со-жалению, в бо-льшинстве ро-ссийских ко-мпаний его- нет. О-бычно- рабо-тают на о-сно-ве бо-лее-менее о-бо-сно-ванно-го- видения перспектив ко-мпании, базирующего-ся не на анализе факто-в, а на интуиции владельцев или Генерально-го- Директо-ра. О-но- мо-жет быть известно- о-граниченно-му кругу лиц и вхо-дить в про-тиво-речие с должно-стными о-бязанно-стями и тактическими задачами персо-нала.