Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Управление персоналом» (формировании регламента бизнес-процесса «Управление персоналом»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».
2. ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
На основе данных, представленных в таблице 5, построим контекстную (материнскую) диаграмму[10] бизнес-процесса «Управление персоналом» в нотации IDEF0, при помощи ПК RAMUS (рис. 1).
На основе материнской диаграммы построим модель изучаемого бизнес-процесса[11] (рис. 2).
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Управление персоналом» в нотации IDEF0
Рисунок 2 – Дочерняя диаграмма бизнес-процесса «Управление персоналом» в нотации IDEF0
Как видно из рисунка 2, анализируемый бизнес-процесс состоит из четырех бизнес-функций, которые необходимо проанализировать на важность и наличие проблемных областей. Для этого воспользуемся методикой экспертной оценки[12]. Результаты оценки сведем в таблицы 6 и 7.
В таблице 7 представлен расчет интегральной оценки важности бизнес-процессов[13] предприятия по критериям, выделенным в таблице 6.
Таблица 6 – Ранжирование основных бизнес-функций бизнес-процесса «Управление персоналом»
Бизнес-процессы |
Критерии |
|||
Доля оборота, % |
Доля прибыли, % |
Потенциал роста, % |
Прочая стратегическая важность (1-5) |
|
БФ 1.1. Планирование человеческих ресурсов |
29 |
28 |
10 |
4 |
БФ 1.2. Подбор персонала и прием на работу |
30 |
35 |
11 |
5 |
БФ 1.3. Сопровождение и развитие персонала |
25 |
20 |
12 |
3 |
БФ 1.4. Увольнение с работы |
16 |
17 |
11 |
3 |
Итого |
100 |
100 |
х |
х |
Таблица 7 – Интегральная оценка основных бизнес-функций бизнес-процесса «Управление персоналом»
Бизнес-процессы |
Критерии |
Средняя оценка |
|||
Доля оборота,% |
Доля прибыли,% |
Потенциал роста,% |
Прочая стратегическая важность (1-5) |
||
БФ 1.1. Планирование человеческих ресурсов |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
БФ 1.2. Подбор персонала и прием на работу |
5 |
5 |
3 |
5 |
4,5 |
БФ 1.3. Сопровождение и развитие персонала |
2 |
1 |
5 |
3 |
2,8 |
БФ 1.4. Увольнение с работы |
3 |
5 |
2 |
3 |
3,25 |
Таким образом, их таблицы 7 видно, что бизнес-процесс П1.2. «Подбор персонала и прием на работу» самый важный. Далее построим матрицу ранжирования бизнес-функций, для этого сопоставим выделенные бизнес-функции с критическими факторами успеха (КФУ) (табл. 8).
Для этого выдели ключевые факторы успеха (КФУ):
КФУ1 – способность к модернизации;
КФУ2 – низкий уровень себестоимости функции;
КФУ3 – высокая прибыльность функции;
КФУ4 – эффективность информационных потоков благодаря исполнению функции;
КФУ5 – возможность расширения использования функции;
КФУ6 – эффективность результата функции;
КФУ7 – привлекательность результата функции для внутренних потребителей;
КФУ8 – квалифицированный персонал.
Таблица 8 – Сопоставление выделенных бизнес-процессов с КФУ
Бизнес-процессы |
Критические факторы успеха |
Индекс важности |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
БФ 1.1. Планирование человеческих ресурсов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||
БФ 1.2. Подбор персонала и прием на работу |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
|
БФ 1.3. Сопровождение и развитие персонала |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||
БФ 1.4. Увольнение с работы |
+ |
+ |
+ |
3 |
Как видно из таблицы 8, наиболее важной из рассматриваемых является БФ 1.2. Подбор персонала и прием на работу, что совпадает с выводами, сделанными на основании таблиц 6 и 7. Кроме того, необходимо провести экспертную оценку проблемности бизнес-процессов по шкале от 1 до 5 (табл. 9).
Таблица 9 – Экспертная оценка проблемности выделенных бизнес-функций
Бизнес-процессы |
Эксперты |
Средняя оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
БФ 1.1. Планирование человеческих ресурсов |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
БФ 1.2. Подбор персонала и прием на работу |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
БФ 1.3. Сопровождение и развитие персонала |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
3 |
БФ 1.4. Увольнение с работы |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
На основе данных таблиц 8 и 9 построим матрицу ранжирования БФ процесса «Управление персоналом» (табл. 10).
Таблица 10 – Матрица ранжирования бизнес-функций
Важность БП |
8 |
|||||
7 |
П1.2 |
|||||
6 |
||||||
5 |
П1.1 |
|||||
4 |
||||||
3 |
П1.4 |
П1.3 |
||||
2 |
||||||
1 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Проблемность БП |
Как видно из таблицы 10, бизнес-функцией, требующей преобразования, является П1.2 «Подбор персонала и прием на работу». Следовательно, необходимо детализировать именно эту функцию на уровень операций (рис. 3). Как видно на рисунке 3, исследуемая бизнес-функция состоит из пяти операций[14].
Рисунок 3 – Диаграмма бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу» в нотации IDEF0
Таким образом, в результате анализа важности и проблемности бизнес-функций процесса «Управление персоналом» нами был получен вывод, что в оптимизации нуждается бизнес-функция «Подбор персонала и прием на работу». Результаты анализа показывают, что данная бизнес-функция находится в критическом состоянии и снижает эффективность бизнес-процесса в целом.
Следовательно, для построения модели «TO BE» бизнес-процесса «Управление персоналом» необходимо выявить конкретные проблемы, бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу» при помощи функционально-стоимостного анализа и найти пути их решения методом реинжиниринга бизнес-процессов.
2. ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
Для формирования перечня мероприятий по улучшению бизнес-процесса «Управление персоналом» необходимо выявить конкретные проблемные места в наиболее важной и проблемной бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу». Для этого проведем функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов[15]. Выделим следующие критерии развития: качество результата операции; длительность бизнес-операции; стоимость бизнес-операции.
Теперь выявим бизнес-функции, которые являются частью основного бизнес-процесса предприятия (осуществление основной деятельности), и занесем результаты в таблицы 11 и 12.
Таблица 11 – Анализ функций основного бизнес-процесса предприятия
Наименование элемента |
Обозначение функции |
Поиск кандидатов |
Ф1 |
Отбор кандидатов |
Ф2 |
Согласование условий и оплаты труда |
Ф3 |
Введение в должность |
Ф4 |
Оценка пригодности по результатам испытательного срока |
Ф5 |
Таблица 12 – Затраты, необходимые для выполнения функций за 2018 г
Наименование структурного звена |
Функция |
Затраты (фактические) |
Отдел кадров |
Ф1 |
1539,81 руб. |
Отдел кадров |
Ф2 |
546,62 руб. |
Отдел кадров |
Ф3 |
412,79 руб. |
Отдел кадров |
Ф4 |
1028,57 руб. |
Отдел обучения и развития персонала |
Ф5 |
1140,53 руб. |
Итого |
4668,32 руб. |
Следующим этапом выявим зоны наибольшего сосредоточения затрат. Для этого сопоставим коэффициенты значимости и затрат каждой функции в таблице 13.
Таблица 13 – Сопоставление коэффициентов значимости и коэффициентов затрат
Обозначение функции |
Значимость функции, % |
Удельный вес параметров по затратам, % |
Ф1 |
20 |
32,9 |
Ф2 |
20 |
11,7 |
Ф3 |
20 |
8,8 |
Ф4 |
20 |
22,2 |
Ф5 |
20 |
24,4 |
Итого |
100 |
100 |
Так как описанные ранее функции являют собой единый цикл, значит их значимость будет равной. В теории и практике ФСА оправданное соотношение между затратами и функцией должно быть равным или близким к 1. Если коэффициент затрат меньше 1, соотношение считают более благоприятным. При коэффициенте, превышающем 1, рекомендуется принимать меры по снижению затрат на получение функции[16]. Рассчитаем коэффициенты затрат для каждой функции и получим следующие результаты: = 1,65; = 0,59; = 0,44; = 1,11; = 1,22.
Следовательно, меры по снижению затрат необходимо принять для таких операций как: Поиск кандидатов, Введение в должность, Оценка пригодности по результатам испытательного срока.
Первая и третья из выделенных операций осуществляется в автоматизированной системе АИС_УиК, однако, она морально устарела, и поэтому случаются сбои и простои в выполнении операций. Вторая функция осуществляется в ручную, таким образом: приказ о приеме на должность распечатывается на бумажный носитель и секретарь начальника отдела кадров относит ее на подпись генеральному директору. Нами предлагается внедрить новую систему 1С: Управление персоналом[17] и устранить вторую из выделенных операций путем внедрения цифровой подписи.
Таким образом, на основании предлагаемых мероприятий построим модель бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу» «как должно быть».
2.2. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть».
Поскольку преобразования коснулись только бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу», то целесообразно отразить на модели «как должно быть» только ее (рис. 4).
Рисунок 4 – Модель бизнес-функции «Подбор персонала и прием на работу» «как должно быть»
Для грамотного составления регламента нового бизнес-процесса необходимо определить владельца процесса, выходы и входы процесса; ресурсы процесса (табл. 14).
Таблица 14 – Определение границ и параметром бизнес-процесса «Управление персоналом» с учетом изменений