Файл: Понятие и виды правосознания (изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие ученые уделяют значительное внимание в своих исследованиях правосознанию. Вопросы правосознания актуальны на сегодняшний день в результате развития российской государственности, изменения ценностей и востребованности права. Изучение правосознания особенно важно в связи с кардинальной трансформацией системы политико-правового мышления в современной России.

Демократические преобразования нашего государства, достижения мира, общественного спокойствия неразрывно связанно с правосознанием народа. Для реализации своих возможностей человеку необходимо овладеть правовой культурой, понять ценности права, осознать связь гражданских прав и обязанностей, на основе закона и в соответствии с ним защищать демократические преобразования. Следовательно, без высокого уровня правосознания невозможно построить сильное правовое демократическое государство.

Несомненно, правосознание является одним из ключевых категорий при характеристике права с точки зрения комплексного подхода. Проблема правового сознания во все времена была и остается на сегодняшний день под пристальным вниманием историков, социологов, философов и правове­дов. Обязательность изучения данного вопроса выливается из того, что сама процедура осмысления действительности представляется неосязаемой и многоплановой, а таким образом, требует комплексного рассмотрения. И это не случайно, потому как правосознание в качестве одной из форм обще­ственного сознания решает значительные задачи, материализует значимые цели в системе общественных отношений.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность исследования в данной курсовой работе вопросов правосознания как категории теории государства и права.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате влияния правового сознания на построение демократического общества и правового государства.

Предметом исследования являются теоретические аспекты правосознания и его видов, научные труды исследователей вопросов правосознания в отечественной теории государства и права.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и основные свойства правосознания;

- охарактеризовать функции правосознания;


- рассмотреть структуру правосознания;

- выделить особенности отдельных видов правосознания;

- определить проблемы деформации правосознания.

Теоретическую основу работы составили научные труды таких исследователей, как: Ярмонова Е.Н., Оздамирова Л.М., Сенин И.Н., Кумышева М.К., Замышляев Д.В. и других.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

1.1. Понятие и основные свойства правосознания

В исследовании такой теоретической проблемы, как правосознание, российская наука продвинулась далеко вперед, а между тем до сих пор отсут­ствует единое понимание этого феномена. Многие философы не отграничивают правосознание от такого явления общественной жизни, как право, считая по­следнее одной из форм общественного сознания. Другие не усматривают по сути дела различия, существующие между философией, с одной стороны, и правовым сознанием как формой общественного сознания – с другой.[25, с. 153]

Представители юридической науки также не имеют единого мнения по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нрав­ственных идей, другие полагают, что оно является отражением как право­вой, так и политической практики, третьи же в данном вопросе не всегда занимают последовательную позицию: в одном месте они утверждают, что правовое сознание как сознание общественной действительности непосред­ственно входит в состав политических взглядов, а несколько ниже пишут, что общественное моральное сознание включает в себя и правовые взгляды, то есть растворяют правовое сознание в системе нравственного сознания. [25, с. 155]

Исследованием правосознания занимались многие отечественные ученые, среди которых можно назвать таких авторов, как Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.

В трудах названых ученых превалировали взгляды о том, что правосознание является осознанием пра­вомерного поведения конкретного индивида.

Одной из первых попыток изу­чения понятие правосознание, относящегося к правовому полю, а не к мо­тивации индивидуального характера, является учение о правосознании П.И. Новгородцева. Но, к сожалению, концептуального определения этого понятия он так и не выработал.


По мнению И.А. Ильина, правосознанием является «инстинктивное правочувствие», в котором реализуется собственная духовность и призна­ется духовность других людей. Источниками правосознания могут являться религиозные чувства, совесть, мораль, запреты и дозволения. Без этих кате­горий правосознание приобретает «черствую форму», которое лишено «дара любви и дара созерцания». [17, с. 215]

В дальнейшем в отечественной материалистической литературе пре­валировали немного другие взгляды по поводу рассмотрения понятия пра­восознания. Основная из них связывалась с процессом изучения правосозна­ния в качестве «классовой категории», в которой находили отражение раз­личные экономические отношения, складывающиеся на конкретном исто­рическом этапе развития общества и государства. [22, с. 188] Другие же исследователи обращали внимание на то обстоятельство, что основой правосознания явля­ется ни что иное, как правопонимание, то есть личное субъективно отноше­ние людей к таким категориям, как право и правопорядок. [24, с. 318]

А.Р. Киямова считает, что под правосознанием необходимо понимать совокупность воззрений, убеждений, эмоций, настроений, оценок в сфере права и государства. [11, с. 41]

В современной юридической науке также нет единого определения правосознания. Встречаются крайне сжатые определения его. Так, И.Х. Багиров считает, что правосознание – это субъективное восприятие правовых явлений людьми. [3, с. 75]

Согласно А.В. Мелехину, правосознание представляет собой сово­купность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. [18, с. 244]

Т.Н. Радько под правосознанием понимает совокупность идей, принципов и взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношения людей к правовым явлениям в общественной жизни. [22, с. 316]

Таким образом, представители юридической науки также не отличаются единством по данному вопросу. Одни понимают под правовым сознанием часть нрав­ственных идей, другие считают, что оно является отражением как правовой, так и политической практики.

Правосознание носит двойственное структурное строение, кото­рое обусловливает его место и роль при создании и реализации норм права и, как итог, формировании правового государства.

Современная российская действительность требует глубокого пере­осмысления ценностей и установок сознания, в том числе и правового. Не­смотря на это, первоочередная заинтересованность должна принадлежать смене приоритетов: от ранее признанной системы «государство - общество -личность» к абсолютно противоположной системе отношений «личность -общество – государство».


Исходя из этого, краеугольным камнем должна стать личность, осу­ществление и защита ее прав и свобод. И для этого требуется воспитание таких личностей, которые бы понимали обязательность верховенства права, потребность создания передовой системы законодательства, соотно­шение правовых ценностей с общечеловеческими.

Правосознанию принадлежит особая роль в системе ценностей совре­менного российского общества. К сожалению, приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время сложился неустойчивый тип правосознания. В правосознании переходного периода сохранены черты прежней и отражены реалии новой правовой системы. В силу этого возни­кают различные трансформации, которые влияют на процессы правотворче­ства и правоприменения.

Современная разновидность правосознания, как считают многие ав­торы, объединяет в себе признаки формирующейся общественной активно­сти в многообразных сферах гражданского общества и государства.

Вместе с динамизмом, правосознание характеризуется такими свой­ствами, как устойчивость и сопротивляемость свежим взглядам и убежде­ниям. Устойчивость может быть охарактеризована в качестве определив­шейся мотивации. Для преодоления устойчиво вошедших в сознание людей правовых идей, принципов и взглядов требуется существенное количество времени, иногда может большего, чем для процедуры обновления норма­тивных правовых актов и системы законодательства в целом. [14, с. 46]

Правосознание – динамическое явление, что обусловлено способно­стью претерпевать определенные изменения за счет воздействия соответ­ствующих факторов. Наряду с этим оно может быть охарактеризовано в ста­тике как качественное состояние его структурных элементов. Замеры состо­яния правосознания имеют важное значение, что позволяет с использова­нием метода сравнительного анализа дать характеристику состояния право­сознания, диагностировать в дальнейшем его изменение, предвосхищать и своевременно нейтрализовать негативные факторы воздействия и активизи­ровать положительные.

Изменение процесса правообразования, системы права и системы за­конодательства может быть осуществлена в относительно сжатые сроки, в то время как правовое сознание общества, которое было сформировано в течение долгого исторического периода, не может быть подвергнута скорым переменам. Это необходимо учитывать в ходе формирования и реализации государственных программ по повышению уровня правосознания в россий­ском обществе.


Правосознанием можно считать сложную социально-правовую категорию, играющую существенную роль в регулировании поведения лица в ситуациях, имеющих юридическое значение.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное отношение лю­дей к праву, юридической практике, противоправному и правомерному по­ведению, к их прошлому, настоящему и будущему.

В системе правового поведения правомерное поведение превалирует над поведением неправомерным (противоправным). Распространенность такого явления как правомерность поведения вполне закономерна, ведь общество и его политическая организация – государство – не могли бы функционировать и развиваться без массового соблюдения гражданами нормативных требований.

Несмотря на наличие общих признаков, характерных для каждого вида правового поведения, принципиальное значение имеют именно специфические признаки, позволяющие дифференцировать поведение на противоправное и правомерное, в особенности такой отличительный признак как соответствие деяния правовой норме.

Можно выделить следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность; массовость проявления; сознательность; активность в выполнении требований, установленных правом.

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в следовании его требованиям. Правомерное поведение – общественно полезное, общественно необходимое, одобряемое социумом явление; именно в этом проявляется его позитивная социальная значимость. Правомерное поведение не противоречит общественным интересам и целям, что, составляет содержательный аспект правомерного поведения. Интересным является то обстоятельство, что правомерность и общественная полезность не всегда совпадают. К примеру, развод является правомерным с точки зрения соответствия праву (возможность и порядок расторжения брака предусмотрены действующим законодательством) и социально допустимым явлением, однако он не является общественно полезным. В большинстве же случаев правомерная направленность поведения и общественная полезность (позитивная социальная значимость) совпадают, что отражает положительную реакцию общества на правомерный поступок.

Массовость свидетельствует о том, что правомерное поведение характерно для большинства людей.

Сознательность сводится к возможности выбора человеком направленности поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании соответствующую модель (программу) поведения.