Файл: Понятие и виды правосознания (изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, учет и осознание им последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей и общества в целом.

Помимо вышеперечисленных признаков (отличительных черт) правомерного поведения, истинность которых не вызывает сомнений, и признаков, общих для всех видов правового поведения, автор выделяет следующие: неуклонность в следовании требованиям, содержащимся в нормах права; целенаправленность.

Неуклонность, строгость в следовании требованиям, содержащимся в правовых нормах, есть главная особенность правомерного поведения. Правомерное поведение от противоправного отличает именно точное соответствие деяния (действия или бездействия) не только правовой норме, но и правовым принципам.

Целенаправленность поведения означает, что человек совершает действия осознанно, преследуя какую-либо цель. Прежде всего поведение человека нацелено на удовлетворение потребностей, в основе которых находятся определенные ценности. Например, потребность в безопасности подразумевает защиту таких ценностей как жизнь человека, личная неприкосновенность, гуманизм. Как правило, потребности (как нужда человека в чем-либо) находятся в области личных интересов (выгоды) человека, однако стоит упомянуть такого субъекта правомерного поведения как должностное лицо, деятельность которого должна быть обусловлена не личными, а общественными и государственными интересами. Следовательно, целью правомерного поведения является не только удовлетворение потребностей, но и реализация интересов личности, общества и государства. Осознав потребность и (или) интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для достижения в жизни каких-либо целей.

Комплекс выше обозначенных признаков отражает специфику правомерного поведения, позволяет понять сущность этого феномена правовой действительности, обладающего не только внешними (непосредственно акт поведения и его последствия), но и внутренними (психологическими) характеристиками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное россий­ское общество не может существовать без права и правосознания. Правосознание позволяет каждому индивиду понять, что представляет из себя право, какие у него есть проблемы, а также способы и методы борьбы с этими проблемами. От содержания, уровня и направленности правосозна­ния во многом зависит то, каким будет поведение человека-гражданина в обществе.


Изучение таких категорий, как содержание, сущность правосознания, факторы, обусловливающие ее качественные характеристики, дают возмож­ность вырабатывать комплексные меры по увеличению ее уровня. В итоге это положительно влияет на быстроту и качество политико-правовых ре­форм, которые проводятся в российском государстве на сегодняшний день.

Состояние правосознания граждан является одним из определяющих факторов проводимой правовой реформы. В этой связи состояние правосо­знания может оказывать как позитивное (созидательное), так и негативное (разрушительное) воздействие на правовую действительность в стране.

Хотя правовое сознание и является формой общественного сознания, оно обладает своими особенностями, которые позволяют отнести его к самостоятельному явлению. Эти особенности составляют:

отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т. е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.;

своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;

способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как известно, нравственные ориентиры, в том числе в сфере справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;

способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей;

оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта. [21, с. 182]


Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержании правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений -правовых отношений

С.С. Алексеев отметил, что правосознание является неизбежным спутником права. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. [2, с. 384]

Так же Матузов М.И. и Малько А.В. согласны с мнением С.С. Алексеева, раскрыв саму суть связи права и правосознания. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. [17, с. 248]

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой -правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. В целом, этот образ верный, однако, он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.


Связь правосознания и права носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Правосознание нельзя рассматривать отдельно от права, ведь именно правосознание определяет отношение гражданина к праву, и так же как и право не может существовать без правосознания, правосознание не может существовать без права. Законодательные нормы создаются исходя из потребностей человека, групп и общества, деятельность которых регулируется этими нормами, соответственно образуя правосознание у всех слоев населения.

Каждый индивид, в не зависимости от своего статуса, возраста, религии или языка обладает своим правосознанием. Оно может быть низким либо высоким, развитым или незрелым, правильным или нет. Важно отметить тот факт, что человек имеет собственное мнение о праве, да, оно может быть и неправильным, но задача государства заключается в том, чтобы сформировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

1.2 Функции правосознания

Основными функциями правосознания являются познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания). [12, с. 41]

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.


Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Хотя вышеуказанные функции и являются основными, в научной литературе можно встретить и иные функции правосознания, эти функции являются производными от вышеупомянутых функций: функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая функция. [25, с. 156]

Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели.

На счет воспитательной функции существуют различные мнения. Ряд исследователей считает, что эта функция является самостоятельной, хотя и производной от основных функций, однако другие исследователи считают, что регулятивная и воспитательная функции ничем не отличаются. Регулятивная и воспитательная функции имеют единый объект — они обращены непосредственно на человека и воздействуют на его внутреннее эмоционально-волевое состояние, посредством чего, собственно, и достигается регулятивно-воспитательный эффект. Общими для них являются цели, механизм реализации, результаты и формы осуществления и т.д.

Ряд исследователей считает, что правообразующая функция и функция оценочная являются синонимами, другие выделяют правообразующую функцию как самостоятельную, но считают, что она является частью регулятивной функции, связанной с созданием норм права. [19, с. 154]

Правообразующая функция имеет свое начало исходя из оценочной функции и регулятивной, однако она имеет свои отличия по содержанию, объекту и результатам воздействия, по формам реализации и другим основаниям. Объектом воздействия правообразующей функции является не субъект (личность) как в оценочной и регулятивной функциях и не его действия и поступки, а объективные отношения, складывающиеся в процессе образования права.