Файл: Понятие и виды правосознания (изучение понятия и особенностей видов правосознания, проблем его деформации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогностическая функция правосознания проявляется в научно обоснованных предположениях о будущем состоянии правовой реальности общества в целом или ее отдельных элементов. Эти предположения являются следствием профессионального анализа действующей системы права.

Споры о функциях правосознания не заканчиваются и на сегодняшний день, как и правоведы, так и философы имеет свой взгляд о функциях правосознания. Некоторые ученые считают, что к функциям правосознания так же необходимо отнести идеологическую и коммуникативную функции, некоторые – и интегрирующую функцию.

Изучив функции правосознания, мы можем сделать вывод о том, что правосознание это осознание права. Правосознание включает в себя внутреннее отношение к праву. Формируется правосознание под воздействием внешних факторов, таких как: социальное положение, внутренние убеждения, обусловленных потребностей и интересов общества.

Правосознание влияет на многообразие жизненных процессов в государстве и непосредственно в самом обществе. Так же правовое сознание способствует объединению граждан и всех социальных групп, направленно на единство общества и порядок в нем.

1.3 Структура правосознания

Правосознание, функционируя в общественной жизни как единая динамичная система, имеет сложное строение. Специфика его структуры в том, что правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо, по меньшей мере, несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый анализ структурных элементов правосознания является условием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отражения правовой действительности.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что структура правосознания состоит из двух элементов: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология, т.е. систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида.

Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу, речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.


По сравнению с правовой психологией, правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения.

Правовая идеология приобретает особое значение для обществ, которые находятся на стадии формирования гражданского общества путем трансформации правового сознания.

Уместно утверждать, что правовая идеология работает на утверждение единства сущности и духа закона, его понимание с точки зрения справедливости, преодоление метаморфоз правового сознания и формирование гражданского общества.

Идеология – это система взглядов и целей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, и социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Правовая идеология является одним из главных факторов внедрения правовых ценностей независимого государства, имея результатом качественную трансформацию правового сознания на основе гегелевского разумного подхода к категории мышления.

Главная функция правовой идеологии видится в воздействии на процесс формирования и развития правового, политического и нравственного сознания, на укрепление в обществе правовых знаний.

При этом функциональное назначение правовой идеологии следует понимать как обеспечение влияния на формирование и развитие правового и нравственного сознания, мировоззрения и трансформации правового сознания. Для обеспечения устойчивого развития общества и государства правовая идеология призвана обеспечить трансформацию правового сознания, добиваясь формирования рассудочного уровня последней.

Структура правовой идеологии проявляется в её функциональном применении. Правовая идеология выражена: во-первых, как разновидность правовой деятельности и взаимодействия различных субъектов права; во-вторых, как совокупность мероприятий, задач, программ, установок для достижения определенных целей (прежде всего, развития правового государства и защиты прав и свобод человека и гражданина); в-третьих, как социально-правовое явление, имманентно связанное с правовой культурой и правовым сознанием; в-четвертых, как правовая категория.


Рассматривая функциональные характеристики правовой идеологии как элемент правовой системы современного общества, нужно говорить о влиянии: во-первых, правовой идеологии на правосознание; во-вторых, на другие элементы правовой системы; в-третьих, на общество в целом. Поскольку при реализации некоторых функций правовой системы современного общества используется ресурс правовой идеологии, то эти функции целесообразно считать социальными функциями правовой идеологии. Правовая идеология как практически ориентированное мировоззрение, как рационализированное правосознание обладает механизмом трансляции своего содержания.

Правовая идеология влияет на правовую политику государства, определяя перспективы развития приоритетных направлений сферы правового регулирования, планирование правотворческой деятельности органов государства, формирование уважения к праву и т.д. Поэтому именно правовая идеология может стать тем необходимым элементом влияния государства на трансформацию правового сознания общества для формирования у граждан его рассудочного уровня. Этот процесс является взаимовыгодным, поскольку, общество «учится мыслить», а государство создает условия для обеспечения устойчивого развития такого общества.

Для этого правовая идеология должна соответствовать определенным требованиям. Она должна:

формироваться на основе приоритета общечеловеческих стандартов и ценностей, в частности, верховенства права и закона, принципов демократии, прав и свобод человека и гражданина;

строиться на критическом восприятии отечественного и зарубежного исторического опыта, изучении новых взглядов и подходов к правовым явлениям;

ориентироваться на рациональное сочетание интересов личности, общества и государства, исходя при этом из приоритетности прав, свобод и интересов человека.

Правовая идеология должна обеспечить трансформацию правового сознания, определив модус мышления в качестве приоритетного в процессе правопонимания.

Таким образом, правовая идеология неразрывно связана с правовым сознанием. Формирование правовой идеологии общества влечет формирование и изменение правового сознания общества. Именно посредством изменения правовой идеологии возможным представляется трансформация правосознания общества и преодоление таких особенностей массового правового сознания общества, как правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантилизм и правовой дилетантизм. Важным является тот фактор, что указанная трансформация правового сознания должна осуществляться в направлении рассудочного уровня. Для преодоления рассудочного уровня правосознания и поднятия его на более высокий уровень, считаем необходимым формирование правовой идеологии, построенной на принципе разумного отношения к праву в интерпретации этого понятия на основании категорийного аппарата.


В юридической теории в обосновании правовых идей происходит борьба мнений, что именно воздействует на развитие демократии и что способствует обогащению юридической науки. [8, с. 414]

Несмотря на идеологические установки советского периода, такие ученые как Е.А. Аграновская, В.Г.Афанасьев, Г.А. Ахмедов, Г.И. Балюк, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, Л.Г. Машукова, Г.С. Остроумов, Л.В. Петрова, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Л.К. Суворов, А.К. Уледов, И.Е. Фарбер, В.П. Федорин и другие, занимались исследованиями в этой сфере и разработали различные концепции теории правовой и политической культуры, представляющие научное значение и в настоящее время.

Если мы пытаемся решать современные проблемы формирования правосознания, то нужно прежде всего определить, что есть право вообще и что есть право в конкретном нашем обществе - на общенациональном уровне; на уровне групп и индивида. Соответственно, правовая идеология должна быть основана на правовой ментальности народов и исходить из неё.

При этом, немаловажно учитывать правовые чувства и элементы подсознательного понятия установки.

Национальная независимая идеология, основываясь на национальном духе, языке, обычаях, древних традициях нашего народа, в дальнейшем должна вселить в наше сознание веру, милосердие, человечность, терпимость, справедливость, высокую жажду познания.

Правовые чувства и элементы подсознательного понятия установки составляют правовую психологию. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, классы, группы населения.

В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом, люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыслом.

Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемыми и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание.

В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т. е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.


Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Нельзя разделить правовую психологию и правовую идеологию. Они не могут существовать друг без друга. Хотя правовая идеология, следуя из определения, возможно, кажется наиболее важной, нежели правовая психология, однако она имеет немаловажное значение. Правовая идеология непосредственным образом влияет на правовую психологию общества. В зависимости от идеологической подготовленности личности, определяется способность и стремление контроля своих чувств и эмоций. Так же, исходя из психологии человека, мы можем предопределить разделяемые им идеи.

Отдельные ученые, помимо названных, выделяют еще один компонент правосознания – это поведенческий. Чаще всего он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность. На поведенческий элемент правосознания большое влияние оказывают социальная среда, взаимодействие больших и малых социальных групп, практическая деятельность индивида. [6, с. 371]

Таким образом, структура правосознания имеет свою специфику, так правосознание обхватывает не одну систему представлений. Структура правосознания состоит из двух элементов: правовая идеология и правовая психология. Оба составных структуры правосознания неразрывно связаны и через них государство прямым образом может повысить уровень правосознания общества. Так же, поведенческий компонент имеет право входить в структуру правосознания, так как именно он определяет готовность индивида на более высокий уровень правосознания.

Для того, чтобы общество имело высокий уровень правосознания необходима положительная правовая установка, т.е. направленность на ценности правовой культуры общества. Однако общество сталкивается и с отрицательной социально-правовой установкой, что является полной противоположностью положительной.

2. ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДЕФОРМАЦИИ