Файл: Основы современного налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хозяйственные процессы организации, финансовые результаты и эффективность деятельности, формирующиеся под влиянием системы налогообложения и образующие систему аналитической финансово-экономической и иной информации, являются предметом раздела налогового анализа, который назовем налоговым анализом решений организации.

1.3. Варианты ведения налогового учета

Поскольку система налогового учета не всегда адаптирована к системе бухгалтерского учета, тем самым изучение его взаимодействия с другими системами учета является одной из ведущих проблем налогового законодательства.

На сегодняшний день наша страна находиться на этапе модернизации и преобразований в области налогообложения и в сфере ведения бухгалтерского учета хозяйственными субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации. Причиной модернизации алгоритма и норм ведения бухгалтерского и налогового учета является активная позиция государства в области развития и преобразования рыночных отношений в России и необходимость гармонизации бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)[8].

Вследствие того, что процесс модернизации и преобразований налогового и бухгалтерского учета происходит в параллель, не взаимодействия при этом, на практике положения законодательства и бухгалтерского учета часто не совпадают. Не совпадения положений налогового и бухгалтерского учета, так же обусловлено постоянной динамикой и неустойчивостью положений налогового законодательства, в разрез бухгалтерскому учету, где изменения алгоритма его формирования и ведения меняются с менее интенсивными темпами.

Основываясь на вышесказанном можем сделать вывод, бухгалтерский и налоговый учет являются двумя смежными системами учета. Методология формирования и ведения бухгалтерского и налогового учета разрабатывается, принимается и закрепляется на уровне, федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и бухгалтерского, и налогового учета организации должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых соответственно в целях бухгалтерского учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя[9].


Основным отличием налогового учета является то, что система его ведения в организации организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.

Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.

Сложность состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учет различаются значительно и предприятиям часто приходится вести параллельно два вида учета, что совсем нерационально и просит дополнительных временных и материальных издержек. Следует отметить общие черты бухгалтерского и налогового учета[10]:

1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл. 25)

2) применяемые измерители – валютное представление (рубли)

3) объект учета – хозяйственные операции, осуществленные в течение отчетного периода

4) периодичность составления в предоставлении отчетности

5) обязательное документальное доказательство всех хозяйственных операций

6) наличие как внутренних, так и внешних пользователей информации.

Основное отличия бухгалтерского и налогового учета состоит в различиях в определении, например, налогооблагаемой базы прибыли до налогообложения.

В бухгалтерском учете она определяется Положениями по ведению бухгалтерского учета ПБУ, а в налоговом учете - по данным Налогового кодекса РФ, что приводит к существенным расхождениям.

Также различна и отчетность по налоговому и бухгалтерскому учету. Опираясь на проведенное исследование, можно сделать вывод, что в российской практике ведения хозяйственной деятельности предприятия сталкиваются с различиями между налоговым и бухгалтерским учетом, в результате чего у финансовых служб существует множество проблем относительно ведения налогового и бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на прибыль, например, формируются из двух важнейших категорий – доходы и расходы. Они подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете, и при одновременном использования бухгалтерской терминологии.


Одним из наиболее рациональных и эффективных способов преодоления проблем взаимодействия налогового и бухгалтерского учета является:

1. принятие учетной политики максимально сближающей бухгалтерский и налоговый учет

2. введением в структуру финансово – экономической службы предприятия структурную единицу, целевая направленность деятельности которой заключается в ведения налогового учета.

В Бюджетном послании Федеральному собранию от 13.06.2013 Президент РФ говорил в том числе о необходимости упрощения налогового учета и его сближения с бухгалтерским учетом. О том же самом упоминается в "Дорожной карте". В целях реализации указанной "Карты" ФНС был предпринят ряд мер.

В частности, на своем официальном сайте (http://forum.nalog.ru) налоговые органы разместили реестр постоянных и временных разниц, включающий 241 позицию. При разработке реестра сравнивались нормы бухгалтерского и налогового законодательства, выявлялись различия в действующих правилах исчисления прибыли.

Реестр состоит из двух частей. Первая часть включает в себя разницы, возникающие между данными бухгалтерского и налогового учета в связи с действующим порядком исчисления налога на прибыль, правилами российского бухгалтерского учета и МСФО. Во вторую часть включены те разницы, которые возникают в связи с нечетким регулированием отдельных аспектов в налоговом законодательстве. Все разницы распределены по разделам как возникающие:

- на этапе формирования первоначальной стоимости объектов учета;

- на этапе формирования производственных расходов и расходов на реализацию (прямых);

- при формировании общехозяйственных (косвенных) расходов, связанных с производством и реализацией;

- при формировании прочих (внереализационных) расходов;

- при признании доходов;

- по операциям, финансовые результаты по которым учитываются в особом порядке;

- в результате различий в определении объектов учета.

В настоящее время наблюдается тенденция по законодательным мерам, направленным на сближение бухгалтерского и налогового учета. В перспективе дальнейшие изменения законодательства помогут организациям сблизить налоговый и бухгалтерский учет.

Налоговый учет может вестись:

- на базе бухгалтерского учета,

- как самостоятельный вид учета, параллельно с бухгалтерским учетом,

Налогоплательщик самостоятельно организует систему налогового учета. Причем эта система должна позволить минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечить последующий контроль за формированием налоговой базы. В связи с этим перед специалистами финансовой службы неизбежно встает задача практической реализации требований НК РФ. Причем необходимо создать такую оптимальную систему учета, которая позволит минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечит последующий контроль за формированием налоговой базы.


Мероприятия, связанные с разработкой форм аналитического учета, ведутся непосредственно в организации. При этом наряду с общими требованиями налогового законодательства учитываются особенности процессов производства и реализации продукции (работ, услуг) конкретного вида экономической деятельности, технологические особенности, а также специфика документооборота, применяемого в каждой отдельной организации. Так как формат отражения данных налогового учета не предусматривает записи корреспонденции счетов, то возникает необходимость однозначной идентификации хозяйственной операции (группы одноименных операций) с бухгалтерской записью, на основании которой оформляется соответствующий налоговый регистр. Для этого в регистрах, оформляемых для целей налогообложения, целесообразно предусмотреть соответствующую графу для ссылки на корреспонденцию счетов.

Унифицированные формы налогового учета на федеральном уровне не устанавливаются, исключительное право разработки таких форм принадлежит налогоплательщику. При этом, разумеется, основные факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки, зависят от схемы бухгалтерского учета и схемы документооборота первичных регистров бухгалтерского учета, принятых в организации, а также от особенностей осуществления вида предпринимательской деятельности.

Организация налогового учета с использованием базы данных бухгалтерского учета диктуется тем, что в бухгалтерском учете используется система двойной записи, являющаяся эффективным средством самоконтроля полноты учета организацией хозяйственных операций.

Организация налогового учета с использованием базы данных бухгалтерского учета диктуется тем, что в бухгалтерском учете используется система двойной записи, являющаяся важным и наиболее эффективным средством самоконтроля полноты учета организацией хозяйственных операций.

Практически это можно осуществить, используя возможности отчетных форм бухгалтерской программы плюс формируя особые регистры налогового учета в отдельном табличном редакторе, например Excel.

Табличные редакторы работают проще и понятнее, чем многие бухгалтерские программы, в связанных таблицах также видна структура взаимодействия налоговых регистров, что в бухгалтерской программе часто не прослеживается. При этом информация для налогового учета, берется из бухгалтерского учета. Подробную аналитику в иных случаях, можно опустить и использовать лишь итоговые суммы бухгалтерских отчетов. Это также сокращает трудозатраты бухгалтера и делает более наглядным налоговый регистр.


Состав налоговых регистров, их форму, порядок заполнения нужно утвердить в учетной политике в целях налогообложения. Это можно сделать в форме приложения «Альбом регистров налогового учета». Чтобы проследить связь между видами учета, в данном Альбоме следует сделать ссылку на те отчеты и первичные документы бухгалтерского учета, которые используются при формировании налоговых регистров.

Так как при формировании налогооблагаемой прибыли итоговой формой отчета является декларация по налогу на прибыль, то ее показатели можно взять за основу при определении системы налоговых регистров. Она может включать следующие блоки:

- блок 1 «Налоговые регистры по доходам»:

- налоговый регистр выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, покупных товаров, имущественных прав, прочего имущества (сводный);

- налоговый регистр внереализационных доходов;

- блок 2 «Налоговые регистры по расходам»:

- налоговый регистр прямых расходов, относящихся к реализованным товарам, работам, услугам;

- налоговый регистр прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, относящихся к реализованным товарам;

- налоговый регистр косвенных материальных расходов;

- налоговый регистр косвенных расходов на оплату труда;

- налоговый регистр начисленной амортизации;

- налоговый регистр по начисленным налогам и сборам;

- налоговый регистр косвенных расходов (сводный);

- налоговый регистр стоимости реализованных имущественных прав;

- налоговый регистр цены приобретения реализованного прочего имущества;

- налоговый регистр внереализационных расходов;

- блок 3 «Налоговые регистры по нормируемым расходам»:

- налоговый регистр расчета норматива по добровольному медицинскому страхованию работников, добровольному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению работников;

- налоговый регистр расходов в виде процентов по долговым обязательствам по полученным кредитам и займам;

- налоговый регистр норматива по представительским расходам;

- налоговый регистр расчета норматива резерва по сомнительным долгам;

- налоговый регистр по учету расходов на услуги нотариуса;

- налоговый регистр по учету рекламных расходов;

- налоговый регистр по учету расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по ипотечным кредитам и займам;

- блок 4 «Налоговые регистры по формированию налогооблагаемой базы по отдельным хозяйственным операциям»: