Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
-гробы юридических резервного доходами распространенным федеральный;
-продаже отменяется которой разделяют налоговая региональный;
-улучшению налог государственного форме конституция местный.
2.2 Динамика налоговых платежей в России за 2017 г.
3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В соответствии с НК РФ имеются следующие виды сборов и налогов:
-налоги, собираемые в федеральный бюджет;
-налоги, идущие в региональный бюджет;
-налоги, идущие в местный бюджет.
-добавленная стоимость создается повсеместно, а полностью поступает в федеральный бюджет;
Однако, в первые годы своего правления Советская власть смогла почти полностью уничтожить финансовую систему Российской империи. В 1918 г. Декретом Совнаркома упраздняются финансовые органы России, а сбор налогов передается в ведение созданных финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все доходы казны.
В 1921 г. в составе Наркомфина создается управление налогов и государственных доходов, а должности податных инспекторов при уездных финансовых отделах упраздняются.
В период новой экономической политики (НЭП, 1921-1930) происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.
В 1930 г. создается система областных, районных и городских налоговых инспекций [15, c.100].
Налоговая реформа начала 30-х годов усложнила налоговую систему, что выразилось в множественности налоговых ставок. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. Была полностью упразднена система акцизов.
В конце 30-х годов создаются налоговые участки на селе, вводятся должности налоговых агентов.
Очередное реформирование налоговой системы России приходится на 60-е годы. Налоговые инспекции объединяются с инспекциями государственных доходов, устанавливается обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства», вводится подоходный налог с колхозов.
В 70-е годы происходит снижение налогов с населения, отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц налоговый пошлина окладной
В 80-е годы действовали следующие местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
В 90-е годы налоговая система России претерпевает значительные изменения.
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была создана государственная налоговая служба, а 21 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации №2229 образована Государственная налоговая служба РСФСР - самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. Так же были созданы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Принятый в этом же году Налоговый кодекс дал возможность систематизировать, упорядочить и привести в единую систему нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения [8, c.60].
В 2004 году в целях исполнения Указа Президента г. №2314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу.
2.2 Динамика налоговых платежей в России за 2017 г.
По данным Федерального казначейства, объем доходов федерального бюджета за 1 полугодие 2017 г. вырос на 1253,3 млрд руб., или на
1,8 п.п. ВВП (см. табл. 1) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это было обусловлено увеличением как нефтегазовых поступлений на 780,4 млрд руб. (на 1,4 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых доходов на 472,9 млрд руб. (0,4 п.п. ВВП). Доля нефтегазовой компоненты в структуре доходов федерального бюджета увеличилась с 35,9 до 40,6% относительно соответствующего периода прошлого года.
Расходы федерального бюджета по итогам января-июня относительно 1 полугодия 2016 г. сократились на 0,8 п.п. ВВП, при этом в абсолютном выражении наблюдался рост на 232,0 млрд руб. прежде всего за счет прироста непроцентных расходов (на 218,4 млрд руб.).
Дефицит федерального бюджета составил 1,0% ВВП (407,9 млрд руб.) против 3,6% ВВП (1429,2 млрд руб.) за аналогичный период 2016 г.
Таблица 1 - Основные параметры федерального бюджета в 1 полугодии 2016-2017 гг [20].
Показатель |
1 п/г 2016 г. |
1 п/г 2017 г. |
Изменение, 1 п/г 2017 г. относительно 1 п/г 2016 г. |
|||||
млрд руб. |
% ВВП |
в % от фактического объема |
млрд руб. |
% ВВП |
в % от планируемого объема |
млрд руб. |
п.п. ВВП |
|
Доходы, в том числе: |
5868,7 |
15,0 |
43,6 |
7122,0 |
16,8 |
52,8 |
1253,3 |
1,8 |
- нефтегазовые доходы |
2108,2 |
5,4 |
43,5 |
2888,6 |
6,8 |
57,2 |
780,4 |
1,4 |
- ненефтегазовые доходы |
3760,5 |
9,6 |
43,6 |
4233,4 |
10,0 |
50,2 |
472,9 |
0,4 |
Расходы, в том числе: |
7297,9 |
18,6 |
44,5 |
7529,9 |
17,8 |
45,6 |
232,0 |
-0,8 |
процентные расходы |
314,0 |
0,8 |
50,5 |
327,6 |
0,8 |
45,0 |
13,6 |
0,0 |
непроцентные расходы |
6983,9 |
17,8 |
44,2 |
7202,3 |
17,0 |
45,6 |
218,4 |
-0,8 |
Дефицит |
-1429,2 |
-3,6 |
37,7 |
-407,9 |
-1,0 |
13,5 |
1021,3 |
2,6 |
Ненефтегазовый дефицит |
-3537,4 |
-9,0 |
-3296,5 |
-7,8 |
-240,9 |
1,2 |
||
Справочно: ВВП (в текущих ценах, млрд руб.)* |
39245 |
42390 |
- |
Источник: Министерство финансов, Росстат, Федеральное казначейство, расчеты авторов.
В целом за январь-июнь 2017 г. налоговые доходы выросли на
1291.4 млрд руб., или на 2,1 п.п. ВВП к уровню 1 полугодия 2016 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП отмечается по всем видам налоговых доходов, за исключением НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (соответствующие доходы сократились на 0,2 п.п. ВВП, что, вероятнее всего, связано с укреплением рубля). Рост налоговых поступлений обусловлен преимущественно динамикой поступлений от НДПИ, которые продемонстрировали рост на 1.4 п.п. ВВП, или на 684,7 млрд руб. относительно аналогичного периода 2016 г. Это вызвано как ростом цен на нефть марки Urals с 37,8 долл. за шесть месяцев 2016 г. до 50,3 долл. за этот же период 2017 г., так и повышением базовой ставки НДПИ с 857 руб. за тонну нефти в 2016 г. до 919 руб. в 2017 г.
Выросли за рассматриваемый период все налоговые доходы, связанные с внутренним производством и спросом. Так, поступления налога на прибыль организаций увеличились на 0,2 п.п. ВВП до 359,4 млрд руб. (59,9% от прогнозируемого годового объема). Рост был обусловлен тем, что при расчете авансовых налоговых поступлений на 2017 г., как и при окончательном вычислении обязательств по налогу за прошлый год, учитывалась база 2016 г. (5968,9 млрд руб. в 1 полугодии 2017 г. Против 6680,8 млрд руб. в 1 полугодии 2016 г.). Но если сохранится тенденция падения прибыли успешных предприятий, сформировавшаяся в январе- июне, то поступления по налогу на прибыль по итогам всего 2017 г. могут сократиться по сравнению с 2016 г [20].
Доходы федерального бюджета по внутреннему НДС и акцизам также выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3 и 0,2 п.п. ВВП соответственно. Прирост доходов по внутренним акцизам обусловлен поступлениями по акцизам на этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья и автомобильный бензин (прирост составил 71,5 и 61,9 млрд руб., что в основном связано с индексацией с 2017 г. ставок на эти виды подакцизной продукции). Динамика внутреннего НДС объясняется тем, что снижение розничного товарооборота пришлось на категории товаров, облагаемых по льготной ставке, а его рост - на товары, облагаемые по основной ставке. Согласно данным Росстата, в 1 полугодии 2017 г. розничный оборот по продовольственным товарам составил 6,7 трлн руб. против 6,6 трлн руб. в 1 полугодии 2016 г., по непродовольственным товарам - 7,2 трлн руб. против 7,1 трлн руб. соответственно.
Поступления в федеральный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности, как и в 1 полугодии 2016 г., составили 2,9% ВВП при незначительном росте в абсолютном выражении (на 98,7 млрд руб.). Следует также отметить, что, несмотря на снижение предельной ставки вывозной пошлины на нефть до 30% в 2017 г. вместо 42% в 2016 г., в результате роста курса рубля и роста базовой ставки по НДПИ доходы от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, поступившие в федеральный бюджет в размере 1,7% ВВП, оказались выше на 0,2 п.п. ВВП, чем за аналогичный период 2016 г.
Если говорить о функциональной классификации расходов федерального бюджета, то за 1 полугодие 2017 г. относительно аналогичного периода 2016 г. (см. табл. 2) отмечаются следующие изменения [20]:
- увеличение расходов как в относительном, так и в абсолютном выражении зафиксировано по двум статьям: «Социальная политика» (на 0,1 п.п. ВВП, 234,9 млрд руб.) и «Межбюджетные трансферты» (на 0,1 п.п. ВВП, 49,4 млрд руб.);
- снижение финансирования по статьям «Национальная оборона» (-0,5 п.п. ВВП, или на 116,3 млрд руб.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-0,2 п.п. ВВП, или на 26,5 млрд руб.), «Образование» и «Здравоохранение» (-0,1 п.п. ВВП, по обеим статьям или на 2,8 млрд и 35,7 млрд руб. соответственно);
- сокращение расходов в долях ВВП по разделу «Общегосударственные вопросы» на 0,1 п.п. ВВП, или на 18,7 млрд руб.
Ритмичность кассового исполнения расходов федерального бюджета по итогам 1 полугодия 2017 г. составила 45,6%, (на 1,1 п.п. лучше динамики за соответствующий период 2016 г.). Таким образом, темп ис-пользования бюджетных средств приблизился к равномерному режиму расходования годовых объемов.
Таблица 2 - Расходы федерального бюджета в 1 полугодии 2016-2017 гг[20].
1 п/г 2016 г. |
1 п/г 2017 г. |
Изменение, 1 п/г 2017 г. относительно 1 п/г 2016 г. |
||||||
млрд руб. |
% ВВП |
в % от фактиче ского объема |
млрд руб. |
% ВВП |
кассовое ис полнение, % |
млрд руб. |
п.п. ВВП |
|
Расходы всего, в том числе: |
7297,9 |
18,6 |
44,5 |
7529,9 |
17,9 |
45,6 |
232,0 |
-0,8 |
Общегосударственные вопросы |
478,2 |
1,2 |
43,6 |
459,5 |
1,1 |
35,3 |
-18,7 |
-0,1 |
Национальная оборона |
1471,4 |
3,7 |
39,0 |
1355,1 |
3,2 |
47,8 |
-116,3 |
-0,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная |
834,5 |
2,1 |
44,0 |
808,0 |
1,9 |
42,5 |
-26,5 |
-0,2 |
Национальная экономика |
787,5 |
2,0 |
34,2 |
863,7 |
2,0 |
36,4 |
76,2 |
0,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
31,4 |
0,1 |
43,5 |
61,9 |
0,1 |
47,8 |
30,5 |
0,0 |
Охрана окружающей среды |
43,3 |
0,1 |
68,6 |
55,9 |
0,1 |
72,1 |
12,6 |
0,0 |
Образование |
321,0 |
0,8 |
53,7 |
318,2 |
0,7 |
50.08 |
-2,8 |
-0,1 |
Культура и кинематография |
34,6 |
0,1 |
39,6 |
37,3 |
0,1 |
36,7 |
2,7 |
0,0 |
Здравоохранение |
209,9 |
0,5 |
41,5 |
174,2 |
0,4 |
39,4 |
-35,7 |
-0,1 |
Социальная политика |
2398,8 |
6,1 |
52,3 |
2633,7 |
6,2 |
52,0 |
234,9 |
0,1 |
Физическая культура и спорт |
17,1 |
0,0 |
28,7 |
28,7 |
0,1 |
29,3 |
11,6 |
0,0 |
СМИ |
31,2 |
0,1 |
40,7 |
31,6 |
0,1 |
40,8 |
0,4 |
0,0 |
Обслуживание государственного долга |
314,0 |
0,8 |
50,5 |
327,6 |
0,8 |
45,0 |
13,4 |
0,0 |
Межбюджетные трансферты |
324,8 |
0,8 |
48,3 |
374,2 |
0,9 |
49,3 |
49,4 |
0,1 |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
При этом сравнительно низкий уровень кассового исполнения бюджета отмечается по следующим разделам: «Национальная экономика» (36,4%), «Культура и кинематография» (36,7%), «Здравоохранение» (39,4%) и «Физическая культура и спорт» (29,3%). В разрезе статей отставание в ритмичности исполнения федерального бюджета наблюдается в основном по направлениям, связанным с софинансированием расходов, а именно: топливно-энергетический комплекс (23,8%), дорожное хозяйство (25,3%), жилищное хозяйство (26,1%), общее образование (22,1%), молодежная политика (14,4%), прочие межбюджетные трансферты общего характера (20,5%).
Для покрытия дефицита федерального бюджета в 1 полугодии 2017 г. было направлено 521,3 млрд руб. из средств, полученных за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. При этом общий объем внутренних государственных заимствований составил 853.5 млрд руб., или 45,4% от запланированного объема на текущий год. Накопленный на 1.07.2017 г. объем государственного внутреннего долга составил 8469,1 млрд руб., что на 465,6 млрд руб. выше показателей начала года.
Объем государственного внешнего долга за январь-июнь 2017 г., напротив, сократился на 653,2 млн долл., в основном за счет погашения задолженности по внешним облигационным займам на 619,5 млн долл. За счет средств, полученных от размещения ценных бумаг и кредитов на внешнем рынке, на погашение дефицита бюджета в 1 полугодии 2017 г. направлено 180,4 млрд руб. из запланированного годового объема 472.5 млрд руб. (38,1%). При этом на погашение внешнего долга было направлено 148,2 млрд руб. (38,2% от запланированного годового объема) [20].
За 1 полугодие объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вследствие курсовой переоценки активов увеличился в рублевом эквиваленте на 15,1 и 31,9 млрд руб. соответственно, и на 1 июля 2017 г. объем средств Резервного фонда составил 987,3 млрд руб. и Фонда национального благосостояния - 4385,5 млрд руб. Расходование средств суверенных фондов в 1 полугодии 2017 г. не осуществлялось.
В целом складывающуюся ситуацию с исполнением федерального бюджета по итогам 1 полугодия 2017 г. можно охарактеризовать как более сбалансированную по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Поддержание сложившейся динамики роста нефтегазовых доходов и способность правительства отказаться от перераспределения дополнительных нефтегазовых доходов снижают существующие бюджетные риски, улучшая устойчивость всей бюджетной системы.
По итогам 1 полугодия 2017 г. до-ходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли на 9,4%[20].