Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников. Процесс мотивации персонала на ООО "Огнеупор".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для эффективной деятельности предприятия недостаточно только привлечь и отобрать квалифицированный персонал, многое зависит от организации работы и системы мотивации сотрудников. «Кадры - самое важное». Но очень сложно правильно мотивировать персонал и заставить его работать так, как нужно. Если мотивация в компании выстроена неправильно, то компания, либо обанкротится, либо сотрудники просто постепенно из нее уйдут.

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, с которыми связана мотивация.

Характерным для многих российских компаний является ограниченность, а порой отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. Большинство работников не стремятся проявлять инициативу и творчество в своей деятельности, в полной мере брать на себя ответственность за принимаемые и реализуемые на практике решения. Как известно, имеются два вида привлечения человека к выполнению определенной работы - принуждение и мотивация.

Общепризнанным является то, что принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижения результатов. Поэтому, особенно в последнее время, активно развивается мотивационный механизм. Для многих предприятий он является определяющим фактором мобилизации персонала на выполнение задач.

Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической системы общества. За длительный период времени в России сформировалась деформированная структура производства, не отвечающая реальным потребностям людей. В практике централизованно устанавливались нормативы, лимиты, цены, тарифные ставки, оклады и другие показатели. В обществе сформировался устойчивый стереотип неприятия частной собственности, предпринимательской деятельности, конкуренции и др.

Цель курсовой работы проанализировать особенности организации процесса мотивации персонала на предприятии ООО "Огнеупор".


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть мотивацию как категорию управления.
  2. Ознакомиться с системным и процессным подходом к мотивации персонала.
  3. Рассмотреть пути совершенствования мотивации труда в организациях
  4. Дать характеристику технико-экономическим показателям работы ООО "Огнеупор".
  5. Проанализировать систему мотивации персонала на ООО "Огнеупор".
  6. Разработать рекомендации по улучшению нематериальной мотивации персонала ООО "Огнеупор".
  7. Разработать новую систему материальной мотивации персонала на ООО "Огнеупор".

Предметом работы является оценка эффективности процесса мотивации персонала на примере конкретной организации (комбинат).

Объектом работы является процесс мотивации персонала.

Базовыми источниками для дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых. В области мотивации труда: Левина С.П. и Пономарева И.С., Пономарёв И.П. В области менеджмента: Вачугов Д.Д. и Березкина Т.Е., Кислякова Н.А., Нехайчук М.А. В области оплаты труда: Беликова Т.Н. В области управления персоналом: Кучина Е.В., Самоукина Н.В., Мамедов А.А.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собранный материал по особенностям организации процесса мотивации персонала можно использовать студентам в качестве пособия для подготовки к экзамену, в помощь молодым кадровикам и руководителям, еще неопытным в практическом применении своих знаний, как подсказку для работы с персоналом.

Практическая значимость исследования заключается в многостороннем анализе особенностей организации процесса мотивации персонала в ООО "Огнеупор", за счет чего появилась возможность выявить наиболее эффективную и построить с учетом опыта других организаций, опираясь исключительно на их сильные стороны в нововведениях.

1. Роль мотивации в процессе управления

1.1. Понятие мотивации в управлении

Попытки стимулировать необходимое поведение работника, для лучшего выполнения работы, на сегодняшний день являются наиболее распространенным явлением в управленческой практике. Выплачиваемая работнику зарплата является подкрепляющим стимулом и направлена на формирование поведения, приводящего к достижению желаемого. В данном случае от работника зависит получение результата в процессе выполнения работы и только наличие личной заинтересованности работника в высоких результатах позволяет сделать их реальными и достичь поставленных организацией целей. Для того, чтобы работник лучше выполнял свою работу, старался получить максимально возможный результат, необходимо наличие у него мотивации, непосредственно связанной с работой[1]. Мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности и технические средства, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной работе всей организации [14.14.].


Мотивация — это внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора самим человеком той или иной модели поведения, определяемой комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов для удовлетворения своих потребностей[2] [6.].

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать[3]. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы [5.].

К основным задачам мотивации можно отнести:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям [4].

Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания к заработной плате. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость за свое предприятие [11.].


К принципам мотивации персонала можно отнести:

  • принцип пропорциональности. Награда за достижение цели должна соответствовать усилиям, затраченным на ее достижения;
  • принцип положительной мотивации - положительная мотивация к работе является более эффективным способом мотивировать трудовую инициативу персонала, чем разные варианты наказаний. Важно также, чтобы каждый сотрудник был уверен, что желаемое трудовое поведение и правильное отношение к своим служебным обязанностям, достижение запланированных целей будут обязательно вознаграждены;
  • принцип дифференциации. Вознаграждения за усилия и результаты труда не должны быть стандартными для всех сотрудников. В тоже время должны существовать критерии, благодаря которым регулируется размер и форма вознаграждения как для отдельных людей, так и для групп и подразделений. Этот же принцип мотивации сотрудников применяется и при необходимости наказаний;
  • принцип временной близости. Поощрение за хорошую работу, за получение запланированных результатов должно осуществляться в течение короткого времени после осуществления, чтобы это было связано с результатами деятельности работника, а не ассоциировалось им с другими причинами;
  • принцип комплексной мотивации. Мотивация должна включать в себя удовлетворение максимально широкого диапазона потребностей работника;
  • принцип понятности системы стимулирования. В основе этого принципа лежит известный постулат бихевиоризма «Стимул – реакция». В данном случае, каждый сотрудник должен четко знать о том, какие награды и наказания он может получить за свои действия;
  • принцип принятия основных целей организации. Персонал должен знать, что хорошо для компании и почему. В этом случае цели и задачи компании сотрудники могут частично начать принимать как свои собственные. Значит, они понимают связь между своими эффективными действиями и результатами деятельности компании;
  • принцип уважения достоинства сотрудников. Уважение работника как личности со стороны управляющих работников может его мотивировать больше, чем деньги или возможность получения других материальных ценностей;
  • принцип соблюдения законодательства. Все разработанные правила и механизмы вознаграждения и наказания персонала должны быть основаны на действующем законодательстве;
  • принцип системности в мотивации персонала. Мотивация сотрудников становится лишь тогда максимально эффективной, если она осуществляется не от случая к случаю, а постоянно[5].

При определении понятия "мотивация" следует обратиться к его исходному слову "мотив", которое в переводе с французского означает "внутреннее побуждение человека" [15.].

Выделяют следующие мотивы деятельности:

  • трудовой (ориентирующий на заработок);
  • профессиональный (отражающий заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, в самовыражении);
  • властный (приобретение высокой должности);
  • творческий (ориентирующий на поиск нового);
  • коллективистский (ставящий во главу угла работу в команде, характерен для восточных культур);
  • люмпенизированный (делающий упор на уравнительность).

Мотивационная структура личности довольно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению (например, в процессе воспитания), что приводит и к изменению поведения[6].

Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения, способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.

Внутреннее побуждение или мотив человека формируются, опираясь на возникшие у него потребности [12.].

Потребности - это осознанное отсутствие (нехватка) чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо[7].

Итак, потребность - это осознанное человеком отсутствие каких-либо конкретных предметов, условий или действий, необходимых для его существования [9.]. Большинство исследователей при классификации потребностей выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные, они заложены в человеке генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и жизненного опыта. Удовлетворение первичных потребностей сопровождается формированием у человека потребностей более высокого порядка. С развитием личности изменяются и сами потребности, перемещаясь на более высокие ступени в их иерархии [13.].

Таблица 1

Виды потребностей

Виды потребностей

Особенности потребностей

Примеры, формы реализации

Функциональные

Потребность в какой-либо деятельности

Труд, отдых, творчество

Субстанциональные

Потребности, для удовлетворения которых необходимо что-либо субстанциональное

Пища, одежда, кров

Теоретические

Потребности в увеличении теоретических знаний

Проведение лекций, семинаров, дополнительное обучение

Материального существования

Потребность оплаты труда и получения различных натуральных благ

Заработная плата, ссуды, дополнительные выплаты, получение жилья, путевки

Социального существования

Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, потребность престижа труда

Участие в управлении, повышение разряда, категории

Духовного и интеллектуального развития

Потребности самореализации, повышения квалификации, творческой и инициативной деятельности

Участие в освоении новых видов продукции, нового оборудования, выполнение важных и сложных заказов

Объективные

Потребности необходимы для биологического существования

Пища, одежда, кров

Инстинктивные

Неосознаваемые потребности, зависят от пола, национальности

Общение, конформизм, подчинение

Субъективные

Вырабатываются в процессе воспитания, обучения, тренировок, зависят от нравственных ориентиров, установок

Самореализация, самоактуализация, развитие, лидерство

Материальные

Удовлетворение материальных нужд

Пища, деньги, жилье

Духовные

Удовлетворение духовных потребностей

Раскрытие способностей