Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни, государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего государственного строительства.

При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории.

Сосуществование и конкуренция различных представлений о государстве и его признаках - ситуация, интересная не только в собственно академических целях, но, прежде всего, для профессионального историко-правового анализа. Не менее важно и прикладное значение понимания состава и сущности каждого признака государства: благодаря возможности анализа наличия в каждом конкретном случае определенного набора признаков, люди, их группы, общество в целом и другие государства получают возможность обоснования соответствующего практического отношения к тому или иному образованию, претендующему на данный статус.

Наличие множества определений государства представляются попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство.

С учетом этого становится вполне понятно стремление различных ученых вывести определение понятия государства через различную совокупность его признаков. 

Изучение государства важно и необходимо каждому будущему юристу.

Актуальность изучения темы сущности государства и его функций определяется тем, что государство является наиболее распространенной формой организации общества, оказывающей непосредственное влияние на жизнь социума внутри него.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.


В нынешней политической и экономической ситуации наше государство переживает не лучшие времена.

Именно изучение теоретических основ понятия государства поможет разобраться в этой нелегкой для всех ситуации.

Целью данной работы является изучение и анализ сущности государства и его функций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «государство» в различных исторических аспектах и исследованиях различных авторов.

2. Рассмотреть основные признаки государства.

3. Проанализировать функции государства.

Объектом исследования в работе выступает государство и его функции. В качестве предмета исследования выступают различные точки зрения исследователей по изучаемой теме.

Методами исследования в работе выступают сравнительный, исторический и системный анализ.

Вопросами изучения понятия государства занимались многие специалисты в области теории государства. Степень изученности данной темы достаточна высока. В частности данными вопросами занимались такие известные исследователи как: М.И. Абдулаев, С.А. Комаров, М.А. Василик, М.С. Вершинин, А.Б. Венгеров, В.Л. Иноземцев, А.В. Клименко, В.В. Румынина, Л.И. Спиридонов, В.Н. Хропонюк, А.Ф. Черданцев, О.И. Чистяков и многие другие.

В ходе выполнения работы были изучены научные труды и методические разработки российских авторов, а также материалы периодической печати.

Цели и задачи исследования определили его структуру, представленная работа содержит введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

1. Понятие сущность государства

1.1 Основные подходы к понятию государства

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

сложностью проблемы;

наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству[1].

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:

общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства;


естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка;

союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);

союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);

союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти[2].

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

государство - это продукт общественных отношений;

государство - это форма существования общества;

государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности»;

при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;

потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства[3].

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).


В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);

юридический (государство - юридическая персонификация нации);

социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);

кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[4] .

Обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;

государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;

государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;

государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;

государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;

государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников[5].

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.

Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса[6].

Данное определение отражает наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.


Государство является наиболее устойчивой и доминирующей формой социальной организации в современном мире. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня число людей и географических объектов на нашей планете, не подпадаю­щих под юрисдикцию кого-либо государства, относительно невелико.

Страны современного мира существенно различаются меж­ду собой в территориальном, политическом и социально-эко­номическом отношениях, начиная от огромной России до кро­хотной Андорры. Некоторые государства прошли длительный исторический путь, в то время как другие возникли в недавнем прошлом. Многие из них достигли высоких стандартов уровня жизни, используют передовые методы, технологии и институ­ты управления, обладают широко развитой инфраструктурой и современной материально-технической базой. В то же вре­мя существует и большое число стран, которые продолжают оставаться на той ступени общественного развития, которую на языке социологов принято обозначать термином «тради­ционное общество».[7].

Таким образом, в заключении первого параграфа следует сделать вывод, что современное государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает посредством государственного механизма единство и целостность общества, в котором существует политическая власть, обеспечивающая закон, порядок и права граждан.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

1.2 Признаки и сущность государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом..[8]