Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие сущность государства
1.1 Основные подходы к понятию государства
1.2 Признаки и сущность государства
2. Понятие и сущность функций государства
2.1. Понятие функций государства
2.2. Характеристика отдельных функций государства и формы их реализации
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Лишь государство, ввиду того что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство имеет право на легальное применение силы.[9]:
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.[10]
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.[11]
Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.
Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.
Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.
К числу таких признаков относятся следующие:
публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества[12].
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.[13]
Итак, государство - это особая политическая организация публичной власти, которая имеет свою территорию, суверенитет, выдает законы, взимает налоги с целью нормального функционирования общества, выступает как субъект международных отношений и выражает интересы всего народа или господствующего класса (социальных групп).
Башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня
Башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня, башня
К признакам государства можно отнести:
наличие публичной власти;
организация общества (населения) в границах определенной территории;
налоги и сборы;
суверенитет;
издание общеобязательных правил поведения;
государственный язык;
символы государства (герб, гимн, флаг).
При этом превые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные - от других организаций.
2. Понятие и сущность функций государства
2.1. Понятие функций государства
Функции государства обладают признаками, позволяющими выделить их среди других государственно – правовых понятий и категорий. Существенными признаками функций государства являются: устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций; направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти[14].
Применительно к современному российскому государству интересные мнения о понятии «функции государства» высказывают М.И. Байтин, С.А. Комаров, Л.А. Морозова, В.Н. Хропанюк, основанные на том, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение[15].
Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации защиты «общего блага», «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости». В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования господствующих классов.[16]
Однако анализ научной полемики по вопросу о понятии функций государства показывает, что, несмотря на определенные расхождения в определении этого понятия, идет тенденция к сближению взглядов, использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическую разработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого к настоящему времени уровня разработанности концепции идет процесс синтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет в значительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многие теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.[17].
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.[18]
Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей[19].
Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.
Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.
Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.
Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Для современного российского государства характерно как правопреемство функций государства СССР, так и отказ от некоторых из них в связи с распадом СССР (например, поддержка национально-освободительных движений). [20]
Наряду с появлением новых функций, старые наполняются иным содержанием.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства. [21].
В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность, Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Так, сущность феодального государства, где на первый план выступают интересы господствующего сословий, носит классовый характер, что обусловливает и соответствующие функции такого государства: экономическая и правовая защита собственности на землю для ряда социальных групп, правовое закрепление их привилегированности, ужесточение мер за неповиновение и пр. [22]
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Критерием разграничения функций государства служат объекты - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. При этом функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа - в отличие от функций собственно государственных органов (Правительство, Государственная Дума, Прокуратура, Суд) функции государства выполняются всеми или многими органами[23].