Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

2.2. Характеристика отдельных функций государства и формы их реализации

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии[24].

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.


Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ[25].

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.[26]

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.


Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).[27]

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации — правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

В теории государства рассмотрению понятий и особенностей функций государства и форм их реализации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства. Данное положение обусловлено проявлением в функциях государства его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества. [28]


Формы осуществления функций тесно взаимосвязаны с сущностью государства и обусловлены содержанием его деятельности. Они являются весьма подвижными, развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими,  идеологическими и иными отношениями в обществе. С историческим развитием общества происходит изменение не только задач общества и государства, но и изменение предшествующих функций государства, и возникновение новых. Следовательно, и способы их реализации, то есть формы, меняются с течением времени. Правильный выбор форм осуществления функций государства, соответствующий условиям объективной действительности, позволяет достигнуть поставленных целей и задач перед обществом и государством, стабилизировать общественные отношения. 

Вопрос о формах осуществления функций государства есть вопрос о том, как органы государства осуществляют его функции. В правовой науке сложилось понимание форм в качестве внешнего выражения деятельности по реализации государственных функций в конкретных условиях[29]. Таким образом, формы осуществления функций государства являются способами практической деятельности, которая направлена на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач[30]

Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что формы реализации функций государства представляют собой деятельность основных структурных элементов механизма государства, то есть определенные специфичные виды государственной деятельности. С другой стороны это однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции[31]. Функции выполняются всеми субъектами государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры определенного органа власти, его место в системе всех органов определяют специфику форм его деятельности. 

Согласно приведенному пониманию формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющих его функции. Прослеживается тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм осуществления функций государства. Таким образом, определение форм зависит от видов государственных органов. В теории государства и права наиболее распространена классификация государственных органов на три вида :законодательные, исполнительные, судебные[32]. Основанием для такого деления являются положения Конституции РФ, в которой выделены указанные ветви власти. Отдельное внимание заслуживают положения о прокуратуре, которые включены в главу 7 «Судебная власть». Стоит отметить, что деятельность судебных органов и органов прокуратуры не является идентичной. Поэтому существенные отличия в перечне полномочий и выполняемой деятельности, позволяет выделить не три, а четыре основные формы осуществления деятельности государства в зависимости от видов деятельности: законодательную; управленческую (т.е. административную, исполнительную, распорядительную); судебную; контрольно-надзорную. 


1. Законодательная деятельность представляет собой деятельность представительных и законодательных органов власти по принятию законов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями. органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами на территории государства. 

2. Управленческая (исполнительная и распорядительная) - это оперативная деятельность исполнительных органов государственной власти, основанная на законах и направленная на реализацию функций государства в различных сферах жизнедеятельности общества. 

3. Судебная деятельность при реализации функций государства сосредоточена на осуществлении правосудия органами судебной системы страны. Данная деятельность связана с рассмотрением и разрешением судами в установленном законом порядке гражданских, уголовных и других юридически значимых дел и споров. 

4. Контрольно-надзорная деятельность представляет собой форму реализации функций государства в виде осуществления государственного надзора и контроля за точным и неуклонным соблюдением законов со стороны специальных органов государственного механизма. 

Помимо указанных оснований выделения форм осуществления функций государства, в зависимости от видов деятельности основных элементов механизма государства, в научной литературе приводится и другой критерий, на основе которого выделяются формы осуществления функций государства в зависимости от способов деятельности государственных органов по осуществлению его функций. При таком подходе рассматривается степень использования государством права при исполнении своих функций. 

Правовые формы основаны на нормах права, влекут за собой юридические последствия, и непосредственно связаны с созданием, исполнением и охраной правых норм. 

При выделении правовых форм в юридической литературе существуют определенные несогласия. Но наиболее общепринятой классификацией правовых форм является их деление на: 

а) правотворческую деятельность, 

б) правоисполнительную (правоприменительную) деятельность, 

в) правоохранительную деятельность[33]

Правотворческая есть форма осуществления функций государства, воплощаемая в жизнь в виде издания нормативных актов, принятия или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Данная форма играет особую роль в реализации функций, придает функциональной деятельности правовое закрепление.