Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ОАО «Прохладненский хлебозавод».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ДОПУЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016 год
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект
7.2.3. Анализ положения ОАО «Прохладненский хлебозавод» на рынке производства хлебобулочных изделий
8. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из наиболее распространенных продуктов питания населения, которые содержат почти все вещества, необходимые для жизнедеятельности и нормального развития живого организма.
Наиболее распространенной сегментацией на рынке хлеба хлебобулочных изделий в России является сегментация по категориям:
- хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций);
- батоны (5-6 позиций);
- нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 15);
- мелкоштучные и сдобные изделия (более 30 позиций).
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий в России делится на две
ниши:
- хлебобулочные изделия массового спроса, так называемый
«социальный» хлеб, который составляет основную часть ассортимента производителей хлебобулочных изделий, а его цена составляет 18-23 руб. за единицу товара;
- нетрадиционные хлебобулочные изделия: низкокалорийный хлеб, различные виды хлеба с добавками, хлеб с содержанием минералов и т.п.
По данным Росстата, на рисунке 1 отражена динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий в России.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
6,1
6,2
6,3
6,5
6,6
6,7
6,6
6,5
6,4
6,3
6,2
6,1
6
5,9
5,8
Рисунок 1 - Производство хлеба и хлебобулочных изделий в России, млн. т[2]
Главная тенденция в развитии всех продовольственных отраслей – растущий с каждым годом потребительский интерес к здоровому образу жизни и, соответственно, здоровому питанию. Поэтому потребление хлеба в мире в целом и в России, в частности, сокращается.
За последние 5 лет в России наблюдается тенденция к снижению объемов производства хлеба. Исключением стал 2015 год, это можно объяснить снижением доходов населения на 8-9%, так как на динамику развития рынка хлеба влияют экономические кризисы. Например, в 2008 году в связи со снижением уровня доходов населения отмечался рост спроса на хлебобулочные изделия и соответственно увеличивалось их производство. После стабилизации экономической ситуации спрос на данную продукцию снова начал падать.
Еще один фактор, повлиявший на хлебопекарный рынок России в 2015 году, – присоединение к нашей стране Крыма. В данном регионе производится порядка 50 тыс. т продукции в год.
По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%.
Снижение потребления хлеба обусловлено тем, что в стране сокращается численность населения. В качестве другого объяснения выступает рост благосостояния россиян. По наблюдениям аналитиков, в результате повышения среднего уровня жизни потребители переходят от дешевой и калорийной пищи к более дорогим и полезным для здоровья продуктам. При этом с увеличением потребления дорогих, «не социальных» сортов хлеба значительно увеличивается рентабельность хлебного бизнеса, особенно по сравнению с советским периодом.
Таким образом, рост уровня жизни населения играет для хлебопеков положительную роль.
Для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства, что связано с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания.
Так, спрос падает летом: в это время года объем потребления хлеба уменьшается в 2 раза по сравнению с остальными сезонами. В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные потребление хлеба падает почти в два раза. В праздничные дни спрос на хлеб возрастает.
На рисунке 2 представлены средние цены на хлеб и хлебобулочную продукцию в России.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
52,38
50,04
48,74
60
50
40
30
20
10
0
62,27
60,93
70
Рисунок 2 - Средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочную продукцию, руб./кг.
Особенностью данного рынка является то, что зерно - сырьевая база хлебопекарной отрасли - является объектом государственного управления с точки зрения ценообразования.
Рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия происходит постоянно, однако инфляция на эту продукцию начала ускоряться с ноября 2014 года.
На росте цен также сказывается увеличение объема экспорта зерна, цены на сырье, тарифы на электроэнергию и другие услуги ЖКХ.
Последними тенденциями на рынке стал рост спроса на свежевыпеченный горячий хлеб, рост популярности хлеба с добавками злаков, диетического и диабетического. Участники рынка значительно расширяют ассортимент хлебобулочных изделий, стремятся производить качественную продукцию и при этом быть «ближе» к покупателю.
Так, в крупных городах стали развиваться форматы, располагающие собственными мини-пекарнями. С их развитием усилилось влияние розничных операторов на структуру рынка в целом, поскольку собственное производство учитывает интересы потребителей премиальной категории хлеба - одной из наиболее перспективных.
Эксперты считают, что в течение пяти лет произойдет более четкая сегментация рынка, в результате которой в нижнем ценовом сегменте останутся так называемые традиционные виды хлеба с одновременным ростом премиального сегмента - брендированного хлеба и хлеба только из натуральных ингредиентов. При этом ожидается, что доля нижнего сегмента продолжит сокращаться, а премиальный будет активно формироваться.
7.2.3. Анализ положения ОАО «Прохладненский хлебозавод» на рынке производства хлебобулочных изделий
Прохладненский хлебозавод осуществляет свою деятельность в области производства хлеба и мучных кондитерских изделий с момента создания. У общества имеются конкуренты на рынке производства хлебобулочной продукции, а также на рынке производства кондитерских изделий (государственные и частные пекарни и хлебозаводы) Общество не ведет учет (реестр) возможных конкурентов в КБР и за ее пределами.
Доля общества на соответствующем сегменте рынка, по оценкам отдела маркетинга ОАО «ПХЗ», находится в пределах 15%
Общество специализируется на выработке хлебобулочных и кондитерских изделий. Общий объем произведенной хлебобулочной продукции по итогам 2016 года составляет более 94 млн.руб., кондитерских изделий 13 млн. руб.
Прохладненский хлебозавод начал свою деятельность в 1986 году. Максимальная мощность хлебозавода рассчитана на выпуск 45 тонн хлебобулочных и 3 тонн кондитерской продукции в сутки. Основными продуктами, вырабатываемым обществом до 1993 года, были два наименования хлебной продукции, пять наименований булочной продукции, а также выработка овсяного печенья. С 1993 года в связи с возросшей конкуренцией на рынке хлебобулочной и кондитерской продукции обществом были проведены мероприятия по совершенствованию технологических процессов. В эксплуатацию были введены два высокопроизводительных расстойно-печных агрегата с печами ФТЛ-2 и делителями-посадчиками, что значительно улучшило качество выпускаемой продукции, снизило производственные затраты и улучшило условия труда работников.
На сегодняшний день Прохладненский хлебозавод это стабильно работающее предприятие, вырабатывающее продукцию высокого качества и являющееся на протяжении десятилетий одним из лучших в Кабардино-Балкарской Республике. Доля ОАО «Прохладненский хлебозавод» по выручке от реализации продукции в отрасли незначительна, но занимает значительную долю в собственном регионе.
Рыночную позицию общества определяет активный маркетинг, владение информацией для оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка. В обществе осуществляется постоянная работа по расширению рынка сбыта готовой продукции, а именно:
- участие в российских, региональных выставках, конкурсах, в программе «100 Лучших товаров России»;
- организация рекламы (создан сайт предприятия в Интернет, активно используется телевидение, пресса и др.);
- участие в тендерных торгах, по результатам которых заключаются договора на поставку продукции;
- опрос, анкетирование, индивидуальная работа с потребителями, разработка привлекательных условий поставки хлебобулочной продукции.
В связи с возросшей конкуренцией на рынке хлебобулочной и кондитерской продукции в обществе проводятся мероприятия по совершенствованию технологических процессов.
Заводом выпускается порядка 4 тыс. тонн хлебобулочной и порядка 100 тонн кондитерской продукции в год. Работает сеть собственных магазинов, через которую реализуется до 40% вырабатываемой продукции. За последние годы на предприятии создана собственная база специализированного автотранспорта, которым доставляется до 80% вырабатываемой продукции в торговую сеть, независимо от ведомственной принадлежности. До 90% необходимого количества муки доставляется также собственным муковозом. Предприятие ежегодно осуществляет модернизацию производства, что позволяет расширить ассортимент выпускаемой продукции, а также повысить ее качество. Производственная лаборатория завода постоянно работает над расширением ассортимента вырабатываемой продукции.
В настоящее время на предприятии выпускается 20 наименований хлебной, 36 наименований булочной продукции, 55 наименований кондитерских изделий. Среди них хлебные изделия первого и второго сорта из пшеничной и ржано-пшеничной муки, с добавлением отрубей, тмина и патоки. В целях лечебно-профилактического питания выпускается хлеб «Диабетический» и «Рябинушка» с витаминизированной и йодированной добавкой, способствующий снижению дефицита йода и риска заболеваний щитовидной железы. Богат и разнообразен ассортимент булочных изделий – это разные по форме и рецептурному сырью плетенки, рогалики, витушки, рулетики, в качестве наполнителя которых активно используются мак, изюм и повидло. Кроме того, завод выпускает знакомые всем сдобные сухари, сушки и баранки. Особое место в ассортименте предприятия занимают кондитерские изделия, среди которых богатый выбор печенья с различными наполнителями, кексы, бисквитные пирожные, а также любимые с детства корзиночки, нежные торты со сливочными кремами и мягким фруктовым мармеладом. Весь ассортимент завода пользуется уважением и любовью жителей города и республики, а потому не задерживается на полках сети собственных розничных магазинов хлебозавода и других точках сбыта.
Качество хлебобулочной продукции и кондитерских изделий, производимых на предприятии, отмечено медалями на конкурсах лучших продовольственных товаров России в г. Москве. Так, в конкурсе на соискание премии Президента Кабардино-Балкарской Республики в области качества вырабатываемой продукции, продукция общества (хлеб йодированный витаминизированный) стал лауреатом конкурса. Также общество было награждено денежной премией Президента и дипломами за выпуск следующей продукции: хлеб «Казачий», «Витаминный», «Ароматный» и «Рябинушка».
Таким образом, результаты деятельности общества соответствуют общим тенденциям развития отрасли. Кроме того можно отметить следующие достижения общества за последние пять лет:
В 2008 году в конкурсе на соискание премии Президента Кабардино-Балкарской Республики Прохладненский хлебозавод стало лучшим предприятием по пищевой и перерабатывающей промышленности Кабардино-Балкарской Республики.
В этом же году обществом получено 6 золотых медалей на конкурсе «Лучшие пищевые продукты России 2008 года», проходившем в рамках выставки «Золотая осень» в г.Москве, а также серебряные медали за участие в выставке «Зелёная неделя», проходившей в г.Берлине.
В 2010 году предприятие (первое в регионе) получило сертификат доверия работодателю, как предприятие, гарантированно соблюдающее трудовые права работников.
В 2014 году на 16 российской агропромышленной выставке «Золотая осень» продукция Прохладненского хлебокомбината получила самые высокие награды: одну золотую, одну бронзовую медаль и благодарность в номинации «За производство высококачественной пищевой продукции». В номинации «Хлеб и хлебобулочные изделия» за хлеб «Малкинский» получена благодарность, за хлеб «Бабушкин» получена золотая медаль. В номинации «Кондитерские изделия» за кексы «Радужные» вручена бронзовая медаль.
В 2015 году на конкурсе в области качества вырабатываемой продукции ржано – пшеничный подовый хлеб «Стимул» получил премию Главы КБР, торт «Натали», созданный в честь руководителя предприятия заслужил почетное звание «100 лучших товаров России – 2015», так же в 2015 году представители предприятия приняли участие в международной выставке – ярмарке «Зеленая неделя» (г. Берлин) и удостоены Дипломом.
В 2016 году хлебозавод принял участие в ежегодной российской агропромышленной выставке «Золотая осень» (г. Москва) приуроченной к празднованию дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Обществом была представлена новая продукция, производимая хлебозаводом, которая заслуженно привлекала интерес посетителей выставки.
Обществом была получена золотая медаль и диплом за сдобу с творогом, сдобу фигурную с повидлом и хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки.
По итогам работы в 2016 году от всех видов деятельности обществом была получена выручка в размере 107,5 млн. рублей. Основной доход получен от производства и реализации хлебобулочной продукции.
Общие тенденции развития общества в отрасли Прохладненский хлебозавод оценивает как умеренно оптимистичные, что связано со следующими событиями, которые произошли в отчетном году: