Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ОАО «Прохладненский хлебозавод».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ДОПУЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ

4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ

5. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ

6. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

7. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ, ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ, А ТАКЖЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЕГО СТОИМОСТЬ

7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016 год

7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект

7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.

7.2.3. Анализ положения ОАО «Прохладненский хлебозавод» на рынке производства хлебобулочных изделий

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов

8. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННЫХ РАСЧЕТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОДХОДАМ

Заключение

Источники

– повышено качество производимой продукции и её конкурентоспособность;

– незначительно, но снижена себестоимость производимой продукции, за счет, использования системы эффективного управления издержками, что в свою очередь никак не отразилось на качестве выпускаемой продукции ;

– обеспечено безубыточное и рентабельное производство.

Для улучшения своего положения в отрасли Прохладненский хлебозавод предпринимает следующие меры:

  • наращивание объемов производства и реализации;
  • анализ деятельности конкурентов;
  • расширение рынка сбыта за счет рекламной деятельности;
  • жесткий контроль за себестоимостью выпускаемой продукции;
  • осуществление деятельности по разработке новых видов продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и их конкурентоспособности, включая проведение мероприятий, связанных с модернизацией производственных мощностей.

Осуществление данного комплекса мер позволит обществу достичь в ближайшем будущем следующих результатов:

  • увеличить долю рынка реализации продукции;
  • усилить уровень конкурентоспособности общества на рынке сбыта его продукции;
  • освоить новые рынки сбыта продукции
  • снизить себестоимость, не изменяя достигнутое высокое качество производимой продукции.
  • за счет модернизации основных средств улучшить качество выпускаемой продукции.

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов

Таблица 8

Факторы, влияющие на стоимость товарного знака

Фактор

Свойства

Положительно влияющие на стоимость

Отрицательно влияющие на стоимость

Абсолютный возраст

Давно выведенный на рынок товарный знак

Только что созданный товарный знак

Относительный возраст

Старше, чем конкурирующий товарный знакы

Моложе, чем конкурирующий товарный знак

Последовательность в ис-

пользовании

Товарный знак используется последовательно для

родственных товаров и услуг

Товарный знак используется для несвязанных товаров и услуг

Область использования (специфичность)

Товарный знак является общим и может исполь- зоваться для широкого ассортимента товаров и услуг

Товарный знак является весьма специфическим

и может использоваться только для узкого ассортимента товаров и услуг

География использования

Товарный знак весьма привлекательно, например, может использоваться на международных рынках

Товарный знак имеет ограниченную привлекатель- ность, например, может использоваться

только на местном рынке

Потенциал расширения

Неограниченная возможность использования названия для новых или отличающихся товаров и услуг

Ограниченная возможность использовать

название для новых или отличающихся товаров и услуг

Потенциал использования

Неограниченная возможность лицензирования названия для новых отраслей и способов использования

Ограниченная способность лицензирования названия в новых отраслях и для новых способов использования

Ассоциации

Товарный знак ассоциируется с положительной личностью, событием или местом

Товарный знак связан с негативной личностью, событием или местом

Эмоциональная окраска

Товарный знак имеет положительную эмоциональную окраску и репутацию среди потребителей

Товарный знак имеет отрицательную эмоциональную окраску и репутацию среди потребителей

Современность

Товарный знак воспринимается как современный

Товарный знак воспринимается как старомодный

Качество

Товарный знак воспринимается как респектабельный

Товарный знак воспринимается как менее респектабельный

Абсолютная прибыльность

Прибыльность продуктов или услуг, выпу- скаемых под данным товарный знаком, выше среднеотраслевых показателей

Прибыльность продуктов или услуг, выпускаемых под данным товарный знаком, ниже среднеотраслевых показателей

Относительная прибыль- ность

Прибыльность продуктов или услуг, выпу- скаемых под этим товарный знаком, выше, чем — под конкурирующими товарный знаками

Прибыльность продуктов или услуг, выпу- скаемых под этим товарный знаком, ниже, чем —

под конкурирующими товарный знаками

Стоимость рекламы

Низкая стоимость рекламы, способов

продвижения товара

Высокая стоимость рекламы, способов продвижения товара

Средства рекламы

Наличие множества средств, которые можно использовать для продвижения товарный знака

Средств для продвижения товарный знака недоста- точно

Абсолютная доля рынка

Товары и услуги под данным товарный знаком занимают большую долю рынка

Товары и услуги под данным товарный знаком занимают небольшую долю рынка

Доля рынка

Товары и услуги под данным товарный знаком занимают более крупную долю рынка, чем

под конкурирующими товарный знаками

Товары и услуги под данным товарный знаком за- нимают меньшую долю рынка, чем под

конкурирующими товарный знаками

Относительный потенциал рынка

Рынок товаров и услуг под данным товарный знаком растет быстрее, чем под конкурирующими товарными знаками

Рынок товаров и услуг расширяется медленнее, чем под конкурирующими товарными знаками

Признание товарный знака

Название имеет широкую известность среди потребителей, например, по результатам припоминания (с подсказкой и без)

Название имеет недостаточную известность среди потребителей, например, по результатам припоминания (с подсказкой и без)


Основные факторы, влияющие на развитие хлебопекарной отрасли:

Р – политические факторы

v     Правительством РФ утвержден список продуктов, цены на которые федеральная власть сможет «заморозить» при их месячном увеличении более чем на 30%. В список вошел хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов.

v    В настоящее время отменено лицензирование хлебопекарного бизнеса и введен уведомительный порядок начала осуществления деятельности по производству хлеба

E – экономические факторы

v    Налогообложение: хлебобулочные изделия относятся к категории продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%

v    Россия относится к мировым лидерам по производству и экспорту зерна, однако качество российской муки участники рынка считают плохим

v    Развитие рынка и рост потребления продукции более высокого качества сдерживается недостатком рекламы и мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

S – cоциокультурные факторы

В сознании российских потребителей хлеб, как социально значимый продукт (или как товар-индикатор уровня инфляции), не должен стоить дорого.

v    Снижение численности населения

v    Рост благосостояния населения, с чем связано снижение спроса на хлеб и хлебобулочные изделия.

v    Мода на здоровое питание и как следствие увеличение предложения  «полезного» хлеба.

Т – технологические факторы

v    Внедрение бестарных установок для хранения муки и ее транспортирование в муковозах позволяют не только устранить тяжелый ручной труд, ликвидировать использование мешков, но и значительно сократить потери. В этом случае экономия муки составит до 0,1 % к общему ее количеству.

v    Появление охлаждающих машин, для более быстрого остывания хлеба.

v    Внедрение прогрессивных схем тестоведения на жидкой опаре, густой большой опаре или применение ускоренного способа снижает эти затраты до 1 %.

v    Более широкий ассортимент оборудования для выпечки ХБИ премиальных сортов предоставляется иностранными производителями

v    Появление технологий по заморозке хлеба и х/б продуктов, что создает новый сегмент на рынке.

8. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

Выделяют три подхода, применяемые для оценки стоимости товарных знаков:


- доходный (определение денежных потоков, создаваемых за счет ТЗ);

- затратный (определение требуемых вложений для создания идентичного объекта);

- сравнительный (использование объектов-аналогов).

Рисунок 2 – Подходы к оценке товарного знака

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

Доходный подход предполагает применение следующих методов:

- метод освобождения от роялти;

- метод преимущества в доходах (в прибыли);

- метод выигрыша в себестоимости;

- метод избыточных прибылей;

- метод дробления прибыли.

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти.

Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.

  1. Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
  2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
  3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
  4. Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
  5. Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
  6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования опре­деляются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
  7. Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются

Прогнозируемая выручка

Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.

Анализ темпов прироста выручки в ретроспективном периоде приведен в таблице.

Таблица 9

Год

2012

2013

2014

2015

2016

Выручка, тыс. руб.

84 312

96 115

105 614

124 925

107 537

Темпы прироста выручки, % к предыдущему году

14,00

9,88

18,28

-13,92

Средние темпы прироста выручки, %

7,06


Ставка роялти

Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений (в Приложении). Ставка роялти была взята для вида продукции «продовольственные товары» и составляет 1-2%[3].

Для расчетов было принято среднее значение равное 1,5%.

Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Остаточный срок полезного использования

Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.

Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний. На основе данных, представленных в таблице 13, затраты на рекламную компанию на 01.01.2017 составляют 30 тыс. рублей в год. Средние темпы инфляции в прогнозном периоде принимаются равными 5,38% (аналогично уровню инфляции в 2016 году).[4] Зависимость срока полезного использования товарного знака от срока службы оборудования и недвижимого имущества невысокая. Таким образом, длительность прогнозного периода определена сроком действия регистрации товарного знака до 20.08.2022
года, то есть составляет – 5 лет (2017, 2018, 2019, 2020, 2021) и 20 дней 8 месяцев 2022 года

По истечении 20.08.2022 года права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется тем, что доходы компании уверенно растут на протяжении последних пяти лет и компания продолжает наращивать объемы производства. Для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного период, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.

Ставка дисконта

В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:

  • риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
  • риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
  • риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
  • риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
  • риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.

В качестве безрисковой ставки принимается бескупонная доходность на срок 5 лет , которая на дату оценки составляла 8,18% (так как на 01.01.2017 года данные отсутствуют, то для расчетов была принята ставка на ближайшую дату 03.01.2017 года). Источник информации: http://www.cbr.ru/gcurve/Curve.asp?Dt=03.01.2017

Таблица 10

Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием

Элементы риска

Ответы

Значение

(да, нет, не знаю)

Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС

Права на ОИС охраняются патентом на территории страны

да

0

Права на ОИС охраняются патентом на международном уровне

нет

5

Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны

нет

5

Имеются доказательства о собственности на ОИС

да

0

Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой)

нет

5

Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций

нет

5

Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах

нет

5

Сумма значений:

25

Количество составляющих факторов:

7

Итоговое значение элемента риска:

3,57

Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС

ОИС имеет один или несколько близких прототипов

да

0

Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке

да

0

Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности)

да

0

Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка)

да

0

Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов)

да

0

Сумма значений:

0

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

0

Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта

ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше

нет

5

ОИС находится на стадии опытного образца или выше

нет

5

ОИС находится на стадии освоения в производстве

нет

5

Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства

да

0

Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности»

нет

5

Сумма значений:

20

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

4

Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС

ОИС не является пионерским изобретением

да

0

На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

да

0

На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

да

0

ОИС находится на стадии освоения в производстве

нет

5

ОИС охраняется патентом

да

0

Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность

нет

5

Сумма значений:

10

Количество составляющих факторов:

6

Итоговое значение элемента риска:

1,67

Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС

ОИС соответствиет мировому уровню в данной области

нет

5

Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ)

нет

5

Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов

нет

5

Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным

да

0

Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён

нет

5

Сумма значений:

20

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

4

Безрисковая ставка:

8,18

Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки):

21,42