Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ОАО «Прохладненский хлебозавод».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ДОПУЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016 год
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект
7.2.3. Анализ положения ОАО «Прохладненский хлебозавод» на рынке производства хлебобулочных изделий
8. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:
,
где К – итоговое значение каждого фактора риска;
В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).
ТВ – количество составляющих фактора.
Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.
Для определения стоимости НМА в постпрогнозный период (стоимости реверсии) воспользуемся моделью Гордона:
Стоимость в постпрогнозный период = CFn*(1+g) / (R-g)
где:
CFn- денежный поток доходов за последний год прогнозного периода;
R - ставка дисконтирования;
g - долгосрочные темпы прироста.
Текущая стоимость реверсии определяется методом дисконтирования при помощи коэффициента текущей стоимости, рассчитываемого по формуле:
где
n –последний год прогнозного периода;
r - ставка дисконтирования
Расчет стоимости представлен ниже в таблице.
Таблица 11
Расчет стоимости методом освобождения от роялти
№ пп |
Показатель |
Отчетный период |
Прогнозный период |
Постпрог-нозный период |
|||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 |
2021 |
20 дней 8 месяцев 2022 года |
- |
||
1 |
Темпы прироста выручки, % |
1,0706 |
1,0706 |
1,0706 |
1,0706 |
1,0706 |
1,0706 |
1,0706 |
|
2 |
Выручка, тыс. руб. |
107 537 |
115 129 |
123 257 |
131 959 |
141 276 |
151 250 |
161 928 |
173 360 |
3 |
Прирост выручки (к уровню предыдущего года), тыс. руб. |
7 592 |
8 128 |
8 702 |
9 316 |
9 974 |
10 678 |
11 432 |
|
4 |
Ставка роялти |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
|
5 |
Ожидаемые выплаты по роялти, тыс. руб. |
114 |
122 |
131 |
140 |
150 |
160 |
171 |
|
6 |
Налог на прибыль, руб. |
23 |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
|
7 |
Ожидаемые выплаты по роялти после выплаты налогов, тыс. руб. |
91 |
98 |
104 |
112 |
120 |
128 |
137 |
|
8 |
Прогнозные темпы инфляции, % |
5,38 |
5,38 |
5,38 |
5,38 |
5,38 |
5,38[5] |
5,38 |
|
9 |
Затраты на рекламу с учетом годовых темпов инфляции, тыс. руб. |
30,0 |
31,6 |
33,3 |
35,1 |
37,0 |
39,0 |
41,1 |
43,3 |
10 |
Прибыль от выплат по роялти, тыс. руб. (п.7-п.9) |
59 |
64 |
69 |
75 |
81 |
87 |
94 |
|
11 |
Ставка дисконтирования |
0,2142 |
0,2142 |
0,2142 |
0,2142 |
0,2142 |
0,2142 |
||
12 |
Период дисконтирования, лет |
0,5 |
1,5 |
2,5 |
3,5 |
4,5 |
5,72 |
||
13 |
Фактор текущей стоимости (1/(1+r) j) |
0,9168 |
0,8218 |
0,7646 |
0,7246 |
0,6941 |
0,6649 |
||
14 |
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, тыс. руб. |
55 |
53 |
53 |
54 |
56 |
58 |
||
15 |
Стоимость в постпрогнозном периоде, тыс. руб. |
461 |
|||||||
16 |
Стоимость в постпрогнозном периоде, приведенная к дате оценки, тыс. руб. |
307 |
|||||||
17 |
Сумма текущих стоимостей прибыли от выплат по роялти , тыс. руб. |
328 |
|||||||
18 |
Рыночная стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
635 |
Стоимость в постпрогнозный период = 94 / (0,2142-0,0706) = 461
Текущая стоимость в постпрогнозный период 461*1/(1+0,2142)5,72 = 307
Стоимость товарного знака = Текущая стоимость прибылей от выплат по роялти +
Текущая стоимость в постпрогнозный период = (55+53+53+54+56+58) + 307 = 635
Таким образом, по доходному подходу стоимость исключительных (имущественных) права на товарный знак «Прохладненский хлебозавод» на 01.01.2017 года составляет 635 тыс. рублей.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв,
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака.
Таблица 12
Затраты на создание нового товарного знака
№ п/п |
Компания |
Вид работ (услуг) |
Стоимость, руб.* |
Источник информации |
Средняя стоимость, руб. |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Зуйков и партнеры |
Разработка товарного знака |
28 000 |
http://www.zuykov.ru/trademarks/razrabotka-tovarnogo-znaka/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=registraciya25 |
23375 |
2 |
Alexfill |
Разработка товарного знака |
20 000 |
http://www.alexfill-style.ru/razrabotka_logotipa_i_sozdanie_torgovoj_marki.htm |
|
3 |
Brandcloud |
Разработка товарного знака |
30 000 |
http://brandcloud.squarespace.com/stoimost-razrabotki-tovarnogo-znaka |
|
4 |
Fantasy GP Multimedia |
Разработка товарного знака |
15 500 |
http://www.fantasy-gpm.ru/pages/id/tovznak.html |
* Стоимость указана по состоянию на 20.08.2012 г. (на дату подачи заявки)
Таблица 13
Затраты на рекламу
№ п/п |
Компания |
Вид работ (услуг) |
Стоимость, руб.* |
Источник информации |
Средняя стоимость, руб. |
1 |
Газета «Прохладненские известия» |
Размещение рекламы (на год) |
28 000 |
http://www.onlinegazeta.info/kabardino_balkariya/gazeta-proxladnenskie-izvestiya.htm |
30000 |
2 |
Газета «Сверхнова» |
Размещение рекламы (на год) |
32 000 |
http://sverhnova.org/stoimost-reklamy-v-internete/ |
* Стоимость указана по состоянию на 01.01.2017 г. (на дату оценки)
Таблица 14
Затраты на маркетинговые исследования
№ п/п |
Компания |
Вид работ (услуг) |
Стоимость, руб.* |
Источник информации |
Средняя стоимость, руб. |
1 |
АРБ-консалтинг |
Проведение маркетинговых исследований |
60 000 |
http://www.arbconsulting.ru/marketing/uslugi/komplex/solvedtasks.html |
55 000 |
2 |
Consol |
Проведение маркетинговых исследований |
50 000 |
http://marketing.concol.ru/ru/services/our-special-offers |
* Стоимость указана по состоянию на 01.01.2017 г. (на дату оценки)
Коэффициент индексации
Так как затраты на создание нового товарного знака указаны в ценах на 20.08.2012, а датой оценки является 01.01.2017 необходимо использовать коэффициент индексации для пересчета прошлых затрат к затратам на дату оценки.
Коэффициент индексации с 20.08.2012 по 01.01.2017 = (1,001*1,006*1,005*1,003) * 1,0645*1,1136*1,1291*1,0538 = 1,431
Таким образом, стоимость затрат на 01.01.2017 г. будет составлять:
Таблица 15
Вид затрат |
Стоимость, руб. |
Коэффициент индексации |
Стоимость на 01.01.2017, руб. |
Затраты на разработку товарного знака |
23 375 |
1,431 |
33 450 |
Затраты на размещение рекламы |
30 000 |
1,000 |
30 000 |
Затраты на проведение маркетинговых исследований |
55 000 |
1,000 |
55 000 |
Рентабельность продаж
Согласно бухгалтерской отчетности (представлена в Приложении) выручка ОАО «Прохладненский хлебозавод» в 2016 году составила 107537 тыс. рублей, чистая прибыль составила 1761 тыс. рублей, соответственно рентабельность продаж равна:
1761 /107537*100 = 1,63%
Затраты на правовую охрану
Размеры пошлин, уплачиваемых при регистрации товарных знаков, установлены Постановлением Правительства от 10.12.2008 № 941. Эти пошлины вносятся на счета Федерального казначейства и зачисляются в доход федерального бюджета (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 10.12.2008 № 941). Государственной регистрацией товарных знаков занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности (пп. 5.8.1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 21.03.2012 № 218).
* На момент написания курсовой работы данное постановление является уже не действующим, в связи с принятием нового - Постановление Правительства РФ от 23.09.2017 N 1151 "О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора". Но так как дата оценки 01.01.2017 года, то воспользуемся тарифами Положения от 2008 года.
Таблица 16
Представим размеры пошлин за основные действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака:
Вид юридически значимого действия |
Размер пошлины |
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2 700 рублей |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 рублей + 2 050 рублей за каждый из классов Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация, свыше 1 |
Внесение изменений и исправлений в заявку на товарный знак, связанных только с изменением адреса для переписки |
1 000 рублей |
Внесение иных изменений и исправлений в заявку на товарный знак |
4 900 рублей |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16 200 рублей |
Регистрация коллективного товарного знака и выдача свидетельства на него |
20 250 рублей |
Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и в свидетельство на товарный знак |
2 050 рублей (за каждое изменение по 1 товарному знаку) |
Внесение в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ сведений о прекращении правовой охраны товарного знака на основании заявления правообладателя |
2 050 рублей |
Отдельная регистрация товарного знака, выделенная из действующей регистрации товарного знака, и выдача свидетельства на него |
8 250 рублей |
Принятие решения по результатам рассмотрения возражения на решение об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению или о признании заявки отозванной |
4 900 рублей |
Принятие решения по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку |
13 500 рублей |
Преобразование заявки на товарный знак в заявку на коллективный знак |
2 050 рублей |
Преобразование товарного знака в коллективный знак |
8 100 рублей |
Преобразование коллективного знака в товарный знак |
4 050 рублей |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20 250 рублей |
Продление срока действия исключительного права на коллективный знак |
27 000 рублей |
Предоставление дополнительного 6-месячного срока для подачи заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак, коллективный товарный знак |
2 050 рублей |
Выдача дубликата свидетельства на товарный знак, коллективный товарный знак |
1 350 рублей |
Подготовка, заверение и выдача копий свидетельства, материалов из дела заявки |
550 рублей |
Рассмотрение ходатайства об ознакомлении с документами заявки на товарный знак и принятие решения по результатам рассмотрения ходатайства, ознакомление заявителя с запрошенными документами (при условии явки заявителя для ознакомления с документами заявки на товарный знак в согласованные дату и время) |
800 рублей |
- регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и принятие решения по результатам формальной экспертизы составляет 2700 рублей.
- проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака за каждый из классов знака по Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация, и принятие решения по ее результатам составляет 11 500 руб. + 2 050 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ (у ТЗ «Прохладненский хлебозавод» зарегистрирован 1 класс МКТУ). Итого 11 500 руб.
- государственная пошлина за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него составляет 16 200 руб.
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.01.2017 г. составляет:
2700+11500+16200 = 30400 руб.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 17
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Значение коэффициента |
Объем товарооборота в мес. |
2,0 |
Более 1 млн. долл. США |
1,8 |
500-1000 тыс. долл. США |
1,6 |
100-500 тыс. долл. США |
1,4 |
50-100 тыс. долл. США |
1,2 |
10-50 тыс. долл. США |
1,0 |
До 10 тыс. долл. США |
Выручка выручка ОАО «Прохладненский хлебозавод» в 2016 году составила 107537 тыс. рублей или 107537/12мес. = 8961 тыс. рублей в месяц.
Переведем в доллары. Курс доллара на 01.01.2017 года = 60,1614 руб./$
8961/60.1614 = 149 тыс. $ в месяц.
Следовательно, для расчета стоимости объекта оценки будет применяться коэффициент масштабности – 1,6.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 18
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |