Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История создания менеджмента
1.2 Основные функции менеджмента
Глава 2. Анализ деятельности компании ООО «Макдоналдс»
2.1. Основные показатели деятельности компании ООО «Макдоналдс»
2.2. Анализ менеджмента в деятельности ООО «Макдоналдс»
Глава 3. Рекомендации и пути улучшения деятельности компании ООО «Макдоналдс»
3.1. Возможные варианты улучшения деятельности ООО «Макдоналдс»
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованию основных функций в системе менеджмента.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что при условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью, как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.
Целью данной курсовой работы является исследование основных функций в системе менеджмента, а также анализ данных функций на примере ООО «Макдоналдс».
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю создания менеджмента;
- Исследовать основные функции менеджмента;
- Дать краткую характеристику деятельности компании ООО «Макдоналдс»;
- Проанализировать функции менеджмента в деятельности компании ООО «Макдоналдс»;
- Разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности компании ООО «Макдоналдс»;
- Проанализировать пути внедрения разработанных рекомендаций.
Предметом исследования курсовой работы являются функции менеджмента.
Объектом исследования являются функции менеджмента компании ООО «Макдоналдс».
В данной работе используется метод изучения и описания информации, метод отбора теоретической литературы, метод научного описания, метод системной обработки информации, метод научного исследования, метод сбора и обработки полученной информации, метод эмпирического исследования (сравнение, классификация, обобщение), анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ, факторный анализ.
При написании курсовой работы использовались данные бухгалтерского учета и отчетности компании ООО «Макдоналдс». Также теоретической основой данной работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по функциям менеджмента следующих авторов: Волкова О.Н., Гетьман В.Г., Ерофеева В.А., Арабян К.К. и другие.
Работа написана на 38 страницах, имеет введение, 3 главы основной части, разделенных на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятие менеджмента
1.1 История создания менеджмента
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
1) развития реального общественного и затем промышленного производства;
2) появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
3) развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке); [1, С.45]
Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. [4, С.41] В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений.
Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». [6, С.12] В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. [1, С.42]
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. [7, С.26] В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. [8, С.49] Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. [9, С.81] Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. [3, С.12]
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. [15, С.45] Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. [17, С.101] Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. [21, С.93]
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. [14, С.33]
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента.
Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. [13, С.31] Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу обобщенной классификации.
В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. [1, С.65]
В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах (рис.1):
Рисунок 1. Школы управления
Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.
1.2 Основные функции менеджмента
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. [21, С.45]
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). [21, С.47] Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. [22, С.120] На рисунке 2 изображены основные функции менеджмента.
Рисунок 2. Основные функции менеджмента
Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
- формирование целей;
- планирование;
- организацию;
- контроль.
Планирование. Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. [24, С.41] Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения. [27, С.54]
Финансам отводится особое место в экономических отношениях. Их специфика в том, что они всегда действуют наличными, имеют распределение и отражают развитие и использование различных видов доходов и сбережений хозяйствующих субъектов материального производства, государства и участников непродуктивно. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения и цель финансового планирования сводится к обеспечению процесса воспроизводства, обосновании адекватности использования финансовых ресурсов и оценке их эффективности по сравнению с окончательными финансовыми результатами. [30, С.14] Таким образом, финансовое планирование является важной частью финансового менеджмента, определяющим цели, политику, процедуры, программы и бюджеты для решения вопросов финансовой деятельности предприятия.
Финансовое планирование является основой для функционирования всей системы планирования в целом и включает в себя: