Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В течение второго этапа Парижский клуб и другие кредиторы дополнительного снижают задолженность в соответствии с «кельнскими условиями» (июнь 1999 г.) до 90 % дисконтированной стоимости текущих платежей. МВФ и другие международные организации предоставляют «промежуточную помощь» (авансом до планового сокращения долга), которая призвана ослабить тяжесть текущих долговых платежей.

При выполнении стабилизационной программы страна вступает в «стадию завершения» реализации «Инициативы ХИПК» и получает оставшуюся часть пакета помощи. Все кредиторы предпринимают согласованные действия с целью снизить сумму долга страны до приемлемого уровня.

2.3. Развитие сотрудничества России с МВФ

Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна — уже в лице Российской Федерации — стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов[13]. К ключевым из них можно отнести: улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.; переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры; изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС; усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов; нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.

Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования[14].


Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн. долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (Таблица 2).

Таблица 2

Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период

с 1992 по 2005 гг. (млрд. долл. США на конец периода)

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1,0

2,5

4,2

9,6

12,5

13,2

19,3

15,2

11,6

7,4

6,5

5,1

3,5

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора.

Выводы

Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР, которая определяет сумму подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; количество голосов страны в Фонде. В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны «группы десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Япония) заключили в 1962 г. с Фондом Генеральное соглашение о займах (ГСЗ). В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). Для увеличения своих кредитных ресурсов МВФ в 80-е гг. получал займы также и на двухсторонней основе у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав не исключает такую возможность.

В процессе регулирования и поддержания стабильности мировой валютной системы немаловажное значение играет роль МВФ как «кредитора последней инстанции», реализуемая через систему, в рамках которой каждая страна может получать от фонда кредитную помощь, размеры которой связаны с ее квотой.


Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Кредиты со счета общих ресурсов реализуются в виде покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. Льготные кредиты, предоставляемые МВФ в виде ссуды под низкие процентные ставки, выдаются со счета специального использования. Вся временная кредитная деятельность МВФ реализуется через три основных механизма: обычное, специальное и льготное финансировании.

Наиболее часто используемыми механизмами обычного финансирования является стенд-бай и расширенное финансирование. Механизм стенд-бай представляет собой соглашение, при котором государству предоставляется гарантия того, что при выполнении определенных условий оно получит иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам. Главной причиной для получения кредита является наличие серьезного неравновесия платежного баланса, связанного со структурным нарушением в производстве, торговле и ценах.

Механизмы льготного кредитования применяются для помощи беднейшим странам с целью устранения проблем платежного баланса, структурной перестройки экономики в течение длительного периода

МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. Принятая в 1999 г. «Инициатива ХИПК» предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до приемлемого уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока капиталов.

Исследование взаимоотношений МВФ и России показали, что в первые годы рыночных преобразований кредиты МВФ были для страны важнейшим источником финансовых ресурсов как покрытия дефицита платежного баланса, так и дефицита бюджета. Участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции с мировую экономику и мировую валютную систему. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем и, в частности, проблемы упрочения ямайского валютного порядка, создания новой «мировой финансовой архитектуры».


Проведенные исследования выявили недостатки деятельности МВФ в области регулирования валютно-кредитных отношений:

  • недооценка возможности быстрого распространения кризиса с одних стран на другие; неэффективность рекомендованных МВФ программ преодоления кризиса; отрицание необходимости принятия немедленных мер для приостановки оттока капитала и начала переговоров по реструктуризации долга в момент кризиса;
  • при разработке стабилизационных программ МВФ зачастую руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса, исходя из взаимозависимости между величиной денежной массы в стране, различными финансовыми показателями, объемом совокупного платежеспособного спроса, с одной стороны, и динамикой цен, состоянием платежного баланса – с другой;
  • практические стабилизационные программы МВФ имеют преимущественно дефляционный характер;
  • жесткие рекомендации Фонда усиливают противоборство между различными общественно-политическими движениями.

Глава 3. Проблемы МВФ и пути их разрешения

С 2008 г. Россия участвует в разработке предложений по реформированию МВФ и мировой валютной системы, институциональной основой которой является Фонд. Официальная позиция изложена в документе – «Предложения России к саммиту в Лондоне» (март 2009 г.)[15].

Россия выступает за пересмотр роли и полномочий МВФ в средне- и долгосрочной перспективе, приведение их в соответствие с реформой мировой валютной системы с учетом ее модификации в современных условиях. Это должно реализовываться по линии повышения его легитимности, эффективности и разработки многосторонних подходов к решению проблем.

Основное участие в реформе Фонда проявилось в увеличении его ресурсов и модификации его управления, а также формулировании предложений об усилении надзорной функции этого мирового финансового института. В области реформы кредитной деятельности МВФ Россия дала положительную оценку разрабатываемым превентивным инструментам кредитования. Несмотря на ограниченное участие в реформировании взаимоотношений со странами с низкими доходами, вне рамок Фонда сотрудничество с беднейшими странами мира проявляется, прежде всего, в облегчении бремени их внешнего долга. Рассмотрим деятельность России по направлениям реформы МВФ.


Россия поддержала идею реформы источников ресурсов Фонда и их достаточности в целях обеспечения его средствами для кредитной деятельности. По итогам антикризисного саммита «Группы» 20» (Лондон, апрель 2009 г.) было заявлено о приобретении облигаций МВФ на 10 млрд. долл., обязательства по которым затем были трансформированы в Новые соглашения о займах (НСЗ): согласованная величина кредитной линии Фонду составляет чуть более 8,7 млрд. СДР (около 13,1 млрд. долл.), из них – 1,16 млрд. СДР (около 1,74 млрд. долл.) фактически им используются в результате приведения НСЗ в действие в августе 2014 г.

Несмотря на собственные потребности в средствах для реализации антикризисный правительственный программы и преодоления последствий мирового кризиса, эти меры по укреплению ресурсного потенциала МВФ следует рассматривать с точки зрения участия России в развитии международного сотрудничества по обеспечению валютно-финансовой стабильности в мире.

Другой формой участия в реформе источников ресурсов Фонда является необходимость дополнительных взносов в акционерный капитал МВФ по линии пересмотра квот стран-членов. После вступления в силу реформы квот 2010 г. Россия внесет соответствующие дополнительные взносы в капитал МВФ, увеличив свою квоту, не меняющуюся в абсолютном выражении с февраля 1999 г., с 5,95 млрд. СДР (около 8,9 млрд. долл.) до 12,9 млрд. СДР (около 19,35 млрд. долл.). В соответствии с планом МВФ при вступлении в силу реформы квот и соответствующего увеличения капитала, на соответствующую величину буду уменьшен механизм Новые соглашения о займах. Соответственно средства по оплате взноса уже зарезервированы и фактически используются Фондом.

Представляется, что дальнейшее увеличение взносов России в ресурсы МВФ в ситуации, когда объем предоставленных Фонду средств не учитывается в формуле расчета квот и не предоставляет дополнительных голосов, а, следовательно, не усиливает роль страны в управлении, нецелесообразно. Меры реформы управления Фондом повлияли на позиции России в этом мировом финансовом институте, что отражено в данных таблицы 2.

Еще до вступления в силу пакета реформ квот и голосов 2008 г., принятого с целью усиления позиций развивающихся стран, российскими официальными органами было предложено его аннулировать и вынести на обсуждение и утверждение более радикальный вариант преобразований. Однако после его вступления в силу в марте 2011г. данное предложение оказалось невостребованным. По итогам реформы 2008 г. в сравнении с показателями 2006 г. уменьшилась как квота России (с 2,8 до 2,5%), так и ее доля в общей сумме голосов (с 2,7 до 2,4%).