Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для увеличения своих кредитных ресурсов МВФ в 80-е гг. получал займы также и на двухсторонней основе у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав не исключает такую возможность[6].

В процессе регулирования и поддержания стабильности мировой валютной системы немаловажное значение имеет реализация функций МВФ как «кредитора последней инстанции». Для этого была разработана система, в рамках которой каждая страна могла получать от фонда в случае необходимости кредитную помощь, размеры которой связаны с ее квотой, рассчитанной по особой формуле в соответствии с ролью страны в мировой экономике. Вообще, размер квоты имеет для страны-члена большое значение. Он определяет[7]: сумму взноса в резервных активах и национальной валюте; сумму голосов и долю ассигнований, получаемых при эмиссии СДР; совокупный объем кредитов, которые страна может получить у МВФ.

Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Структура основных финансово-кредитных механизмов отражена в таблице 1.

Таблица 1

Структура основных финансово-кредитных механизмов МВФ

Счет общих ресурсов (GRA)

Обычные ресурсы

Счет заемных ресурсов

SAF

PRGF

Специальные механизмы

Stand-by

EFF

SFF

EAR

GAB

NAB

Ресурсы счета специального использования SDA

Ресурсы счета специального использования SDA

Доверительные ресурсы

PRDF

Доверительный фонд

CCFF

STF

Кредиты со счета общих ресурсов реализуются в виде покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. В определенные сроки заемщик должен произвести обратную операцию – выкупить свою валюту за счет СДР или валюты, указанной Фондом. Льготные кредиты, предоставляемые МВФ в виде ссуды под низкие процентные ставки, выдаются со счета специального использования. Вся временная кредитная деятельность МВФ реализуется через три основных механизма: обычное, специальное и льготное финансировании.


Кредиты предоставляются в рамках следующих инструментов обычного финансирования[8].

Резервная доля – приобретаемая страной-членом иностранная валюта в размере до 25 % квоты (бывшая «золотая доля»). Она определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении МВФ запаса национальной валюты данной страны-члена. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках всей совей резервной доли. Единственным условием такого заимствования является наличие у государства потребности финансирования дефицита платежного баланса. Такие покупки не облагаются сборами и не обусловлены фондом обязательным последующим выкупом.

Кредитная доля – часть квоты, внесенная в национальной валюте, которая делится на кредитные доли. Обычные кредиты в рамках кредитных долей выдаются на следующих условиях: в пределах первой кредитной доли (25 % квоты) или в рамках верхних кредитных долей (любая часть, превышающая первую кредитную долю). До рассмотрения Исполнительным советом заявки на использование таких ресурсов страна-заемщик составляет «письмо о намерениях», то есть свою программу финансовой стабилизации.

Наиболее часто используемыми механизмами обычного финансирования является стенд-бай и расширенное финансирование, а также для текущего анализа расширенное структурное финансирование.

Механизм стенд-бай представляет собой соглашение, при котором государству предоставляется гарантия того, что при выполнении определенных условий оно получит иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. С 1952 г. данное соглашение заключались на один год, а с 1979 г. на три года. Однако обычно срок действия договора занимает от 1 до 2 лет, с периодом возврата полученной суммы от 3 до 5 лет с момента получения кредитного ресурса[9].

Расширенное структурное финансирование относится к льготным кредитным механизмам МВФ. Данный механизм был создан в 1987 г. на основе существовавшего механизма финансирования структурной перестройки, используемого для оказания помощи наиболее бедным развивающимся странам. Целями реализации этих ресурсов в развивающихся странах являются увеличение темпов роста, упрочение платежного баланса в течение трех лет. Выдача кредитов осуществляется полугодовыми платежами, причем первый платеж страна производит через 5,5 лет, а последний - через 10 лет после каждой даты фактического предоставления средств по займу.


Кроме рассмотренных, существуют также специальные механизмы финансирования. Данная группа механизмов состоит из ряда различных кредитов, различающихся по целям, условиям и стоимости.

Кредиты компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначены для стран, у которых дефицит платежного баланса связан с внешними, не зависящими от них факторами: временное падение выручки от экспорта (в основном сырья в результате снижения мировых цен на сырье), удорожание импорта (зерна, нефти), непредвиденные потери от воздействия непредсказуемых внешних факторов. Такие кредиты выдаются сверх обычного финансирования.

Механизм кредитования буферных запасов стран, участвующих в создании таких запасов сырья в соответствии с международными соглашениями. Цель буферных кредитов – содействие финансированию взносов стран, испытывающих трудности с платежным балансом, в международные буферные запасы олова, каучука, какао, сахара. На практике были предоставлены кредиты только по олову, а с 1984 г. механизм перестал использоваться.

Механизм финансирования системных преобразований. Механизм был создан как временный. Его цель – оказание финансовой помощи странам с переходной экономикой, испытывающих трудности в области платежного баланса из-за нарушения в их традиционных торговых и платежных системах в результате перехода от торговли по нерыночным ценам к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот кредит обусловлен выполнением определенных финансово-экономических обязательств страной-заемщиком. Возможно получение «промежуточного» кредитования в размере до 50 % квоты. Данный механизм в основном предназначен для стран бывшего СССР[10].

Механизм финансирования дополнительных резервов создан в 1997 году в качестве меры преодоления кризисов, подобных азиатскому, и как средство предотвращения их распространения. Такой кредит предоставляется странам, остро нуждающихся в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, «бегства» капиталов и истощения золотовалютных резервов страны. Данный механизм применяется в рамках соглашений стэнд бай или о расширенном финансировании.

Чрезвычайные кредитные лини. Это предупредительная программа защиты от кризисов извне, так как страна получает кредит еще до наступления кризиса. Условие получения такой линии – проведение страной-заемщиком строгой антикризисной программы (особенно в области управления долгом и стабилизации курса валюты), а также соблюдение принципа конструктивности в отношении с частными кредиторами. Финансирование в рамках этой кредитной линии осуществляется через соглашение стэнд бай. Лимиты доступа к кредитам по чрезвычайным кредитным линиям не устанавливаются.


Кроме функционирующих специальных фондов, МВФ в целях решения острых проблем международных валютных отношений создает временные специальные фонды.

Нефтяной фонд (1974-1976 гг.) предоставлял кредиты странам-импортерам нефти для покрытия расходов, вызванных увеличением стоимости импорта. Источники ресурсов этого фонда – ссуды стран-экспортеров нефти. Для кредитов, выдаваемых из нефтяного фонда, были характерны высокие процентные ставки и жесткие требования выполнения рекомендаций МВФ.

Фонд дополнительного кредитования (1979-1982 гг.). Он был создан для оказания помощи странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ (например, Судан).

Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ (1981-1992 гг.) предоставлял дополнительные кредиты странам-членам, масштабы неравновесий платежных балансов которых были непомерно велики по сравнению с их квотами (Сомали, Судан). Этот источник являлся своего рода продолжением фонда дополнительного кредитования.

Механизмы льготного кредитования применяются для помощи беднейшим странам с целью устранения проблем платежного баланса, структурной перестройки экономики в течение длительного периода.

Для такой помощи существует счет социальных выплат; кроме того, с 1976 г. по 1981 г. функционировал Доверительный фонд, созданный за счет средств и продажи части своего золотого запаса на аукционах. Условия кредитования с использованием Доверительного фонда в наибольшей степени отвечали потребностям развивающихся стран: невысокие процентные ставки, длительный срок. Кроме того, не требовалось вносить в МВФ эквивалент в национальной валюте. Желающая получить такой кредит страна разрабатывает вместе с персоналом МВФ и МБРР трехлетнюю программу регулирования, где содержится детальное описание структурных реформ и макроэкономической политики. В рамках кредитования со счета социальных выплат ставятся задачи увеличения темпов роста экономики и упрочение платежного баланса в течение срока действия программы.

2.2. Стратегия урегулирования внешнего долга

МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. В 1980-х гг. он выработал собственный подход к проблеме погашения международных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки операций по сокращению задолженности развивающихся стран иностранным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. В 1989 г. МВФ принял специальные «руководства» - совокупность целевых установок и правил, которые определяли объем и формы финансовой поддержки этим операциям. Однако практика прямого финансового участия Фонда в мероприятиях по сокращению долга развивающихся стран частным банкам на индивидуальной основе не получила распространения, и в 2000 г. он от нее отказался[11].


Что касается государственной задолженности стран-членов МВФ, то проблемы ее урегулирования решаются в основном Парижским клубом. При выработке соглашений о пересмотре задолженности страны-кредиторы – члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.

В сентябре 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно утвердили «Инициативу для бедных стран с высоким уровнем задолженности». В сентябре 1999 г. она была подвергнута значительному пересмотру, чтобы обеспечить более глубокое, широкое и ускоренное облегчение долгового бремени, и ее стали называть расширенной «Инициативой ХИПК». Эта программа предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до приемлемого уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока капиталов.

Дополнительная помощь в соответствии с «Инициативой ХИПК» предполагает существенное уменьшение государственного внешнего долга, исчисленного по методу чистой текущей стоимости с учетом льготных условий кредитования, то есть дисконтированного по рыночной процентной ставке. Участвовать в «Инициативе ХИПК» могут бедные страны с высоким уровнем задолженности, отвечающие критериям возможного получения кредитов для снижения уровня бедности и содействия экономическому росту.

«Инициатива ХИПК» включает два этапа. На первом этапе (обычно до трех лет) страна-должник осуществляет при поддержке МВФ интенсивную программу реформирования своей экономики, демонстрируя позитивные экономические результаты. Одновременно Парижский клуб и другие кредиторы проводят переоформление текущих долговых платежей на согласованных в 1994 г. «неапольских условиях»: общая сумма выплат в счет обслуживания внешнего долга в течение трех лет сокращается на 67 % его чистой текущей стоимости[12].

Если после первого этапа (стадия принятия решения) оказывается, что использование методов снижения задолженности на «неапольских условиях» и другой помощи не обеспечивает достижения страной принятых критериев допустимого уровня задолженности (отношение внешнего долга к объему экспорта не более 150 % или внешний долг не превышает 250 % расходов государственного бюджета), то стране предлагается выполнить вторую стабилизационную программу.