Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2

Изменение квоты и количества голосов России в результате реформы управления

До 2006 г.

По сост. на 2 марта

После реформы 2008 г. (наст, время)

После реформы

2008 г.

2010г.

Изменение квот

2,782

2,732

2,493

2,705

Изменение голосов

2,734

2,686

2,385

2,586

Некоторое восстановление позиций ожидается после вступления в силу реформы 2010 г. Квота увеличится до 2,7%, а доля в общей сумме голосов – до 2,6%. Несмотря на то, что Россия войдет в число 10 стран с наибольшими квотами, ее показатели в управлении Фондом, однако, ниже уровня, предшествующего началу реформ квот и распределения голосов 2006-2010 гг.

Суммарная доля стран СНГ в квотах (3,76%) и голосах (3,87%) незначительна, наибольшая их доля приходится на Россию. Даже гипотеза координации позиций стран СНГ не дает возможности добиваться защиты своих интересов. Этому препятствует также ориентация ряда стран на ассоциацию с ЕС и другими объединениями.

Как отмечено во второй главе, перспективно усиление суммарной доли неформального объединения БРИКС. После ратификации реформы квот и прав голоса 2010 г. их доля в общей сумме голосов увеличится на 3,46% до 14,18%. Достижение странами БРИКС совокупной доли в общей сумме голосов свыше 15% даст возможность блокировать противоречащие их интересам решения при общности подходов пяти стран к проблемам мировой валютной системы. Однако реализация данной возможности зависит от национальных стратегий стран-участниц этого объединения в отношении участия в Фонде, особенно Китая, учитывая его заявку на становление в качестве мировой державы с мировой валютой, входящей в состав валютной корзины МВФ.

Поскольку ключевое положение реформы, предусматривающее полную выборность Исполнительного совета, не вступило в силу, то у России вследствие размера квоты (количества голосов) и принципов организации избирательных групп сохраняется возможность иметь своего представителя в Исполнительном совете. Важность этого права определяется возможностью учитывать позиции нашей страны и государств-партнеров при формировании политики Фонда.


Участие в реформе кредитной деятельности МВФ проявилось в следующей форме: Россия выступила за разработку Фондом новых кредитных механизмов, использование которых позволило бы предоставлять безусловные кредиты странам, сталкивающимся с финансовыми и экономическими потрясениями. Получило позитивную оценку развитие форм превентивного кредитования для стран, проводящих экономическую политику, положительно оцениваемую МВФ, но испытывающих нехватку валютной ликвидности и трудности доступа к мировому финансовому рынку. Эти кредиты подразумевают предоставление средств без жестких лимитов и условий государствам, соответствующим установленным Фондом квалификационным требованиям. В целом отметим, что Россия заинтересована в снижении обусловленности кредитования МВФ с учетом негативного опыта реализации его жестких стабилизационных требований. Кроме того, представляет интерес увеличение лимитов, доступности и сроков кредитов.

Участие России в реформировании взаимоотношений Фонда со странами с низкими доходами непосредственно в рамках этого мирового финансового института носит ограниченный характер. Учитывая глобальную тенденцию поляризации доходов населения, российская сторона констатировала, что из-за мирового финансово-экономического кризиса экономический рост в предшествующий период, не улучшил положение наименее обеспеченных слоев населения этих стран, а экономическая нестабильность усугубила эту ситуацию.

Россия является донором мероприятий содействия странам с низкими доходами в МВФ: предоставлен грант для их кредитования в рамках «Механизма финансирования для преодоления внешних шоков» (ЕСФ) в размере 30 млн. СДР. Вне рамок Фонда в целях их поддержки Россия участвует в списании их внешней задолженности. Списано около 116 млрд. долл. долгов, из них крупнейшие – Кубе (около 29 млрд. долл.) и Северной Корее (11 млрд. долл.), которые не являются членами МВФ, а также – Афганистану (12 млрд. долл.), Ираку (11,9 млрд. долл.), Монголии (11 млрд. долл.), ряду африканских стран (около 20 млрд. долл.). Кроме того, учитывая проблемы помощи беднейшим странам Африки, Россия планирует расширить взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с этой группой стран.

Реформирование надзорной функции представляет интерес для России, которая заинтересована в усилении эффективности деятельности Фонда по валютно-экономической стабилизации в мире, качественном выполнении им своей надзорной и регулирующей функции при равном отношении ко всем странам-членам.


Россия разделяет позицию о необходимости усиления надзора за ним, в том числе со стороны МВФ, ввиду того, что его безнадзорное функционирование вследствие его чрезмерной либерализации усилило риски в мировой экономике.

Как страна-член Фонда с системно значимым финансовым сектором Россия прошла оценку по Программе оценки финансового сектора (ФСАП). Мерой усиления надзора за финансовым рынком на национальном уровне стало расширение полномочий Банка России, который стал финансовым мегарегулятором. Реализация данной меры, как отмечает ряд авторов, сопряжена с рядом организационных сложностей, требует учета мировой практики и глубокой проработки нормативных аспектов, связанных с его функционированием. В области повышения информационной прозрачности и реформы стандартизации данных, предоставляемых Фонду, Россия к новому «ССРД+» пока не присоединилась, продолжая участвовать в «Специальном стандарте распространения данных» («ССРД»).

Выводы

Главной причиной реформирования МВФ является неспособность института отвечать основному предъявляемому к нему требованию, а именно обеспечение равновесия мировой валютной системы.

В целях повышения эффективности деятельности МВФ в плане регулирования международных финансовых отношений, необходимо:

  • для выявления «узких мест» в системах финансового управления, способствующих возникновению кризисов, необходима разработка индикаторов и принципов правильного управления ликвидностью и долгом;
  • необходимо значительное усовершенствование стандартов и требований к раскрытию информации частным и банковским сектором. При этом следует учитывать, что механическое перенесение стандартов, свойственных для высокоразвитых стран, скорее всего не достигнет поставленных целей;
  • реализация концепции всеобъемлющего контроля за движением капитала, что является более эффективным по сравнению с селективным контролем. Условия же либерализации режима движения капитала должны определяться в каждом конкретном случае.

Заключение

Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Основными целями создания МВФ являются: развитие международного валютного сотрудничества; содействие росту экономики и сбалансированному росту международной торговли с целью достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, развития производственных ресурсов всех стран-членов МВФ; содействие стабильности валютных курсов; развитие многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами МВФ и устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; предоставление странам-членам МВФ ресурсов Фонда для исправления неравновесия платежных балансов; сокращение длительности и уменьшение степени неравновесия платежных балансов стран-членов МВФ.


МВФ располагает процедурой обязательных консультаций; крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и установления мер воздействия. Структура МВФ представляет собой систему органов управления Фондом: в МВФ имеется Совет управляющих; Исполнительный совет (или Директорат); Директор-распорядитель и персонал.

Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных отношений, МВФ:

  • выступил в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы;
  • с 1969 г. наделен полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (СДР);
  • осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов;
  • проводит работу по устранению валютных ограничений;
  • участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказании странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников;
  • осуществляет постоянный строгий надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики.

Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР, которая определяет сумму подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; количество голосов страны в Фонде. В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны «группы десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Япония) заключили в 1962 г. с Фондом Генеральное соглашение о займах (ГСЗ). В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). Для увеличения своих кредитных ресурсов МВФ в 80-е гг. получал займы также и на двухсторонней основе у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав не исключает такую возможность.

В процессе регулирования и поддержания стабильности мировой валютной системы немаловажное значение играет роль МВФ как «кредитора последней инстанции», реализуемая через систему, в рамках которой каждая страна может получать от фонда кредитную помощь, размеры которой связаны с ее квотой.


Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников. Кредиты со счета общих ресурсов реализуются в виде покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. Льготные кредиты, предоставляемые МВФ в виде ссуды под низкие процентные ставки, выдаются со счета специального использования. Вся временная кредитная деятельность МВФ реализуется через три основных механизма: обычное, специальное и льготное финансировании.

Наиболее часто используемыми механизмами обычного финансирования является стенд-бай и расширенное финансирование. Механизм стенд-бай представляет собой соглашение, при котором государству предоставляется гарантия того, что при выполнении определенных условий оно получит иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам. Главной причиной для получения кредита является наличие серьезного неравновесия платежного баланса, связанного со структурным нарушением в производстве, торговле и ценах.

Механизмы льготного кредитования применяются для помощи беднейшим странам с целью устранения проблем платежного баланса, структурной перестройки экономики в течение длительного периода

МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. Принятая в 1999 г. «Инициатива ХИПК» предусматривает предоставление кредиторами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до приемлемого уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступлений от экспорта, обычной иностранной помощи и притока капиталов.

Исследование взаимоотношений МВФ и России показали, что в первые годы рыночных преобразований кредиты МВФ были для страны важнейшим источником финансовых ресурсов как покрытия дефицита платежного баланса, так и дефицита бюджета. Участие России в МВФ позволило ей также присоединиться к системе специальных прав заимствования. Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции с мировую экономику и мировую валютную систему. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем и, в частности, проблемы упрочения ямайского валютного порядка, создания новой «мировой финансовой архитектуры».