Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Международный валютный фонд как центральный институт международных финансовых организаций
1.1. Цели создания Международного валютного фонда
Глава 2. Деятельность МВФ в области регулирования международных валютно-кредитных отношений
2.1. МВФ как кредитор последней инстанции
2.2. Стратегия урегулирования внешнего долга
2.3. Развитие сотрудничества России с МВФ
Структура МВФ
МВФ располагает процедурой обязательных консультаций; крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и установления мер воздействия. Структура МВФ представляет собой систему органов управления Фондом: в МВФ имеется Совет управляющих; Исполнительный совет (или Директорат); Директор-распорядитель и персонал.
В Совет управляющих входят по одному представителю от каждой страны-члена и такое же количество заместителей управляющих. В Совете они представлены министрами финансов или руководителями центральных банков той или иной страны. Это высший орган Фонда; он имеет приоритет в принятии решений по таким вопросам, как: утверждение новых статей Соглашения и поправок к ним, ассигнование и аннулирование Специальных Прав Заимствования, определение квот стран-членов, общий пересмотр квот и их долей, принятие новых членов, выборы исполнительных директоров и т.д. Совет управляющих МВФ совместно с аналогичным органом Международного банка реконструкции и развития проводит ежегодные сессии, являющиеся по сути международными валютно-финансовыми конференциями. Принятие решений осуществляется голосованием на основе квот каждой из стран, особо важные решения требуют абсолютного большинства (85 %). Право голоса для каждого участника индивидуально и пересчитывается в зависимости от экономического потенциала страны, в отличие от равноправия в ООН. Наибольшими правами в МВФ владеют США (17,78 %), затем Япония (6,15 %), Германия (6,01 %), Великобритания (4,96 %), Франция (4,96 %), Италия (3,26 %), Саудовская Аравия (3,23 %), Канада (2,95 %), Китай (2,95 %), Россия (2,75 %).
Основные оперативные решения возложены на Исполнительный совет, или Директорат. Этот орган руководит общими операциями Фонда: принимает решения о предоставлении кредитов, готовит ежегодные отчеты и осуществляет консультации со странами-членами. В настоящее время Директорат состоит из 24 директоров-исполнителей; из них 8 представляют по одной стране, а другие 16 представляют целые геополитические группы стран. 5 из них назначены согласно уставу США, Японией, Германией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 – представляют каждый одну страну – Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 – избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп. Эти группы организуются на основе общности интересов языка или географического положения. Исполнительный совет работает постоянно и обычно проводит свои заседания три раза в неделю.
Избранный директорат располагает общей суммой голосов избравших его стран с учетом их кредитовой и дебетовой позиций в Фонде. Количеством голосов, позволяющим блокировать наиболее важные решения, обладают США и страны ЕС, и все развивающиеся страны. Условно это можно назвать «тремя центрами силы», так как принятие решений по наиболее важным вопросам, касающимся функционирования мировой валютной системы, возможно только на основе их консенсуса.
Исполнительный совет избирает Директора-распорядителя, который и становится председателем совета, возглавляет управленческий персонал и не может быть ни управляющим, ни директором-исполнителем. Он не имеет права голоса (кроме случаев, когда он решающий). Директор-распорядитель управляет текущими делами Фонда, организует его работу, назначением и смещением служащих. Директор-распорядитель избирается на пять лет. Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с мая 2004 г.) – Родриго Рато (Испания), его первый заместитель (с 2001 г.) – Энн Крюгер (США).
Необходимо отметить также, что Совет управляющих большинством в 85 % голосов может созвать Совет, который будет наблюдать за управлением и адаптацией мировой валютной системы, за ростом и эволюцией международной ликвидности, за переводом реальных ресурсов в развивающиеся страны. До сентября 1999 г. те же функции, но без права принятия решений выполнял Временный комитет по мировой валютной системе; затем он был трансформирован в Международный валютный и финансовый комитет Совета управляющих. Комитет выносит рекомендации и готовит доклады Совету управляющих.
По требованию развивающихся стран в 1974 г. был также создан Объединенный на уровне министерств комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны или Комитет развития. В его функции входят[5]: пересмотр процессов экономического развития; внесение рекомендаций и подготовка докладов Советам управляющих по всем аспектам перевода реальных ресурсов; подготовка предложений по выполнению этих рекомендаций.
Возникновение такого Комитета свидетельствует о постепенном отходе МВФ от своей главной цели – стабилизации мировой валютной системы – в пользу выполнения им функций международного агентства развития, что изначально является прерогативой организации группы Всемирного банка.
Кроме вышеуказанных инстанций, в состав органов МВФ входит Комитет по статистике платежных балансов, который разрабатывает рекомендации о более полном использовании статистических данных при составлении платежных балансов, а также координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций.
В Фонде имеются несколько департаментов, среди них департаменты по вопросам налогов, юридический, казначейства, расчетно-вычислительных услуг, валютных и обменных операций. В своей работе МВФ поддерживает связи с МБРР, ВТО, Банком международных расчетов и другими международными организациями.
Выводы
Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Основными целями создания МВФ являются: развитие международного валютного сотрудничества; содействие росту экономики и сбалансированному росту международной торговли с целью достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, развития производственных ресурсов всех стран-членов МВФ; содействие стабильности валютных курсов; развитие многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами МВФ и устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; предоставление странам-членам МВФ ресурсов Фонда для исправления неравновесия платежных балансов; сокращение длительности и уменьшение степени неравновесия платежных балансов стран-членов МВФ.
МВФ располагает процедурой обязательных консультаций; крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и установления мер воздействия. Структура МВФ представляет собой систему органов управления Фондом: в МВФ имеется Совет управляющих; Исполнительный совет (или Директорат); Директор-распорядитель и персонал.
Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных отношений, МВФ:
- выступил в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы;
- с 1969 г. наделен полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (СДР);
- осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов;
- проводит работу по устранению валютных ограничений;
- участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказании странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников;
- осуществляет постоянный строгий надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики.
Основным инструментом воздействия МВФ на состояние мировой валютной системы является кредитование. Вместе с тем, следует отметить, что злоупотребление и неэффективное использование ресурсов фонда вызывали дискуссии в мировом сообществе о необходимости реформирования этого международного финансового института.
Глава 2. Деятельность МВФ в области регулирования международных валютно-кредитных отношений
2.1. МВФ как кредитор последней инстанции
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна, как указывалось выше, имеет квоту в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом – определяет: сумму подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25 % квоты оплачивались золотом, в настоящее время – резервными активами (СДР и валютами, входящими в валютную корзину СДР); 75 % - национальной валютой. Последняя зачисляется на счет МВФ в центральном банке (или в ином учреждении), назначенном государством-членом в качестве депозитария для всех авуаров на счете МВФ в данной стране.
Пересмотр квот проводится не реже одного раза в пять лет. С 1947 г. по 1999 г. общие пересмотры квот проводились 11 раз (с учетом нерегулярного пересмотра в 1958-1959 гг. – 12 раз). В результате расширения состава МВФ и увеличения квот государств-членов капитал Фонда возрос с 7,7 млрд СДР в 1947 г. до 212,8 млрд СДР (398,9 млрд долл.) на 30 апреля 2004 г., то есть в 28 раз (в итоге 12-го пересмотра квот, который длился с декабря 2001 г. до февраля 2003 г. квоты, как это имело место в случае четырех других пересмотров, не были увеличены). Расширение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операциям платежного баланса.
Для предоставления кредитов используются валюты ограниченного круга государств-членов, состояние платежных балансов и золотовалютных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Состав таких стран определяется ежеквартально. Эти страны обязаны при предоставлении Фондом кредита за счет их взносов в капитал МВФ конвертировать принадлежащие Фонду авуары в национальных валютах в «резервные активы», то есть в одну из свободно используемых валют (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). При этом Фонд предоставляет кредиты в основном в долларах. В 2003 г. МВФ ввел специальный показатель, характеризующий его способность кредитовать государства-члены в течение предстоящих 12 месяцев.
В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот некоторых стран (Японии, ФРГ, Саудовской Аравии и др.) опережало возрастание квот остальных государств.
В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны «группы десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Япония) заключили с Фондом Генеральное соглашение о займах, ГСЗ, вступившее в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).
ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами в лице центральным банков кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд СДР (8,9 млрд долл). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы. МВФ, в свою очередь, может предоставлять кредиты на 3-5 лет странам-участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания помощи и странам, не являющимся участницами ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по заимствованиям в рамках этих соглашений и обязуется погашать их в течение пяти лет.
ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ увеличили лимит кредита до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл). Саудовская Аравия также открыла кредитную линию на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд СДР (2,1 млрд долл). Для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1996 г. удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ, участниками которых стали 25 государств или центральных банков. Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 50 млрд долл). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако, максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать 34 млрд СДР. После 1998 г. ресурсы ГСЗ и НСЗ не использовались.