Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В течение своей жизни каждый человек, так или иначе, связан с принятием решений. И если решения отдельно взятого конкретного человека направлены на достижение его целей и затрагивают чаще всего узкий круг людей, то решения руководителей организаций, государств затрагивают так или иначе интересы большого количества людей и направлены на достижение общих целей.

Руководители организаций, как правило, тратят весьма значительную часть времени на подготовку и принятие управленческих решении относительно существенных аспектов деятельности предприятия либо отдельного подразделения. При разработке управленческих решений необходимо правильно оценивать сложившуюся ситуацию, а также альтернативные варианты управленческих решений с целью выбора, по возможности, оптимального варианта, либо максимально полно соответствующего целям организации

Эффективное принятие управленческих решений необходимо для реализации всех управленческих функций. Однако оптимальные управленческие решения определяют не только эффективность деятельности предприятия в настоящее время, но также и возможность его перспективного развития, успешную адаптацию к динамичным условиям экономических и политических процессов.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы эффективного информационного обеспечения процесса разработки управленческих решений как важного фактора, способствующего принятию оптимальных решений в отношении деятельности предприятия.

Целью данной работы является определение путей оптимизации процесса разработки и принятия управленческих решений на предприятии.

Задачи работы:

1. Исследовать теоретические аспекты принятия управленческих решений.

2. Проанализировать практические аспекты разработки управленческих решений на предприятии

3. Определить направления оптимизации управленческого решения в условиях предприятия.

Объект исследования – механизм принятия управленческих решений.

Предмет исследования – особенности принятия решения в условиях риска.

Так как раскрытие темы невозможно без раскрытия понятия управленческого решения, в первой главе рассматривается связь ситуации, проблемы и решения, определяются функции управленческого решения и дается классификация управленческих решений. Вторая глава посвящена вопросам выработки и принятия управленческих решений в условиях действующего предприятия. В третьей главе анализируются условия принятия оптимального решения, а также пути оптимизации его выполнения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ

1.1 Понятие и сущность управленческого решения

Основой процесса управления является принятие решений руководителем. Решения принимаются руководителем с целью организации выполнения различных задач функционирования организации. Кроме того, важным моментом в деятельности руководителя выступает организация практического исполнения принимаемых ним решений. Однако, для того, чтобы в профессиональной деятельности избежать ошибок и просчетов, руководитель должен иметь навыки принятия обоснованных решений.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управление – планирование, организацию, мотивацию, контроль. В связи со сложностью условий процесса разработки решений, в частности, в связи с наличием большого количества влияющих факторов, проблематично создать простую классификацию управленческих решений. Поэтому существует несколько подходов к вопросу классификации решений. Классификация решений по различным признакам приведена в табл. 1.1

Таблица 1.1 - Классификация управленческих решений [2, с. 56]

Критерий

Классы решений

Объект решения

ориентированные на цель или средство;

структурные (ситуационные)

Надежность исходной информации

на надежной информации (необходимой и достаточной);

на неполной информации (основанные на риске)

Срок действия последствий решения

долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные

Частота (повторяемость)

одноразовые (случайные);

рутинные (повторяющиеся)

Содержание

экономические;

социальные;

организационные и др.

Степень охвата и регулирования общественных отношений

всеобщие;

особенные;

единичные

Юридический аспект

директивные (обязательные);

рекомендательные;

методические

Форма

письменные;

устные;

кодированные

Глубина воздействия

одноуровневые;

многоуровневые

Стиль принятия решений

единоличные;

коллективные;

дискуссионные;

интуитивные

Прогнозная эффективность

ординарные (неэффективные, оптимальные); синергические (с возрастающим эффектом); асинергические (со снижением эффекта)

Учет изменения данных

жесткие;

гибкие

Сложность решений

простые;

средней сложности;

сложные

Возможность программирования

запрограммированные;

незапрограммированные

Степень зависимости

автономные;

дополняющие;

Направленность

постановочные;

контрольные;

регулятивные;

организационные и др.

Иерархия решений

снизу вверх;

сверху вниз;

навстречу


Таким образом, из приведенной таблицы видно, что в зависимости от критериев классификации, решение может быть отнесено к различным классам. От типа и класса решения зависит методология его подготовки. При необходимости принятия решения широкого плана процесс его разработки, принятия и реализации разбивается на этапы.

1.2 Информационные потоки и разработка управленческого решения

Информационная среда представляет совокупность информационных условий деятельности субъекта - наличие определенных информационных ресурсов и их качество, развитие информационной инфраструктуры и информационных каналов и т.д. Информационная среда формирует условия для развития определенного субъекта информационного пространства, при этом, степень ее воздействия определяется также и внутренними характеристиками субъекта - информационным потенциалом, характеризуемый определенной априорной информированностью, определенным уровнем информационной потребности [11, с. 34].

С развитием социально-экономических процессов происходит создание новой и накопление вторичной информации, которая в настоящее время играет решающую роль в развитии отдельной субъекта хозяйствования и общества в целом.  Умение находить, накапливать и использовать информацию  дает возможность предприятию развиваться быстрее и эффективнее. Более выгодные позиции получает компания, у которой процессы информационного обмена налажены эффективным образом и успешнее реализуются знания на практике. Содержание имеющейся в определенной "информационной базе" информации определяет деятельность субъекта хозяйствования. "Поглощенная" информация может в значительной степени повлиять на характер деятельности отдельного предприятия и государства в целом. Так, США сформировали инфраструктуру, "впитывающую" значительное количество генераторов информации причем самых разных направлений. Следует отметить, что наиболее привлекательна не столько уже существующая и обработанная информация, а новая, способная обеспечить на некоторый период существенное конкурентное преимущество. Только такая информация может принести сверхприбыль.

Любая среда, выступая продуктом деятельности некоторой совокупности субъектов, выступает в качестве самостоятельного участника в процессах преобразования социально-экономических процессов.


По характеру влияния на субъекта можно определить следующие типы сред:активирующая деятельность субъекта в результате наличия достаточного объема информации необходимого качества, т.е. высокой степени удовлетворения имеющейся информационной потребности; «угнетающая» избыточным объемом "информационных шумов" и низким уровнем удовлетворения информационной потребности; нейтральная, которая не оказывает существенного воздействия на деятельность субъекта.

По характеру циркуляции информации в какой-либо среде: изолированная среда – когда весь массив информации, используемой субъектом, находится на определенном территориальном пространстве; транзитная – возможен периодический доступ к определенной информации извне за счет ее транзита либо диффузии; открытая (глобальная) – предполагающая свободное обращение информации между различными субъектами. Информационная среда включает несколько иерархических уровней: глобальный - международный и общегосударственный, региональный - субъектный, локальный [9, с. 35].

Таким образом, информационную среду можно характеризовать и ее масштабами, причем для каждого отдельного субъекта будут присутствовать все три уровня в различной степени. Территориальная выраженность этих масштабов проявляется в концентрации информационной среды, где каждый из центров отображает масштаб интересов субъекта информационной среды, формируя ареал информационного потребления субъекта. Причем, с развитием субъекта информационной среды смещение интересов происходит, преимущественно, на глобальный уровень, т.е. когда он имеет достаточно знаний для восприятия и производства более глобальной информации. Информационным потоком считают  совокупность сообщений, циркулирующих внутри какой-либо системы, а также между данной системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля определенных операций.

Сообщения, формирующие информационные потоки, хранятся и передаются на разных носителях информации: электронных документах и др. бумажных документах традиционного типа. Сообщения могут также быть и устными, телефонными, а также речевыми.

Можно выделить следующие группировки информационных потоков: внешние, внутренние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные.

Горизонтальными называют те информационные потоки, которые охватывают сообщения между субъектами хозяйственных отношений одного уровня управления: компаниями-поставщиками и компаниями-потребителями каких-либо ресурсов или между ними и их посредниками в сфере  обращения продукции. Вертикальными являются информационные потоки, что охватывают сообщения, поступающие из «вышестоящих» (руководящих) инстанций в подчиненные структуры или звенья системы. Например, из управляющей компании холдинга в дочерние предприятия и т.д.


Внешними называются информационные потоки, которые протекают в среде, являющейся внешней по отношению к какой-либо системе. Так, горизонтальные информационные потоки от компаний-партнеров являются внешними в отношении к тому партнеру, которому они направлены и который их получает. Внутренними информационными потоками называют сообщения, которые циркулируют внутри одной хозяйственно-экономической системы [11, с. 89].

Входные информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в хозяйственно-экономическую систему или в одну из ее подсистем. Соответственно, выходные информационные потоки  представляют собой сообщения, которые выходят за пределы одной хозяйственно-экономической системы либо одной из ее подсистем.

В практике управленческой деятельности условия для принятия оптимальных решений существуют редко. В реальных задачах принятия решений к этапу выбора все еще сохраняется большая неопределенность информации, обусловленная наличием многих ситуаций и целей. Для измерения информации используют два показателя: количество информации I и объем данных Vд, которые имеют разные выражения и интерпретацию в зависимости от рассматриваемой формы адекватности.

Схематично это представлено на рис. 1.1

Мера информации

Синтаксическая

мера

Семантическая

мера

Прагматическая

мера

Объем данных Vд

Количество

информации

Количество

информации

Iβ Ic

Рисунок 1.1 - Количественные информационные показатели [16, с. 9]

Синтаксическая мера необходима при отображении формально-структурных характеристик информации, учитывающих тип носителя, способ представления информации, скорость передачи, характеристики кодов, надежность и точность преобразования кодов и т.д. Синтаксическая мера оперирует в обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношение к объекту. Необходимость такого подхода проявляется при определении объемов и количества сообщений (реализуемых или продаваемых) и связанного с ними ценообразования.

Семантическая мера информации связана со степенью соответствия образа объекта и самого объекта, т.е. семантическая мера служит для измерения информационного сообщения. Количество семантической информации, воспринимаемой пользователем, зависит от двух параметров (вернее от их соотношения):