Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

S - смысловое содержание информации,

Sp - совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

Формально количество семантической информации представимо в виде функциональной зависимости: Ic = f (Sp).

Семантическая информация понятие относительное, т.к. зависит от восприятия потребителя информации. При Sp = 0 пользователь не воспринимает информацию, при Sp пользователь все знает и информация ему не нужна – в этом случае Ic равно 0. Максимально возможное количество семантической информации Ic потребитель получает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом Sp (Sp = Sp opt), когда поступающая информация понятна пользователю и несет ранее неизвестные для него сведения [4, с. 57].

Коэффициент содержательности информации определен как:

С = Ic \ Vд (1.1)

Прагматическая мера информации отражает отношение информации и ее потребителя, т.е. соответствия информации поставленным целям. Эта мера определяет полезность информации (ценность) для пользователя. Прагматическая мера относительная величина, обусловленная особенностями той или иной системы. С экономической точки зрения ценность информации можно определить приростом экономического эффекта функционирования, достигнутому благодаря использованию конкретной информации для управления системой.

I(γ) = П (γ / β ) - П (γ), (1.2)

гдеI(γ) – ценность информационного сообщения β для системы управления γ,

П (γ) – априорный ожидаемый экономический эффект функционирования системе управления γ,

П (γ / β ) – ожидаемый эффект функционирования системы γ, при условии, что для управления будет использована информация, содержащаяся в сообщении β.

После завершения процедуры выбора информационной составляющей и принятия решения, отвечающего критериям отбора, производится оценка возможных последствий его реализации. Она должна охватывать все сферы, на функционирование которых может оказать воздействие выбранное решение. Только на основании такого анализа производится окончательный выбор предпочтительного решения, причем он не всегда в точности совпадает с оптимальным вариантом, полученным по критериальному отбору.Этап реализации решения начинается после его принятия и утверждения. На этом этапе составляется план реализации решения, который предусматривает систему мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Одним из механизмов планирования на этом этапе может быть составление «дерева целей», позволяющего разложить выбранный вариант на несколько уровней путем декомпозиции. Каждый уровень представляет собой совокупность целей и задач, необходимых для реализации решения. При этом каждый последующий уровень является более конкретизированным. На данном этапе самое главное – создание нормальных условий для выполнения запланированных действий. Для этого используются как методы прямого воздействия (приказы, распоряжения, указания), так и методы материального стимулирования и мотивации.


Информация является основным элемент системы управления, она должна быть актуальной, достоверной и доступной. Соответственно, качество управленческого решения обусловлено своевременностью, достоверностью и объемом необходимой информации.

Реализация управленческого решения зависит от того, каким способом передана информация, ее содержание, насколько полно ее воспринимает получатель.

На объем передаваемой информации в первую очередь влияет способ ее передачи.

Развитие нынешнего общества сопровождается огромными темпами увеличения объемов информации, используемой для управления. Так, в настоящее время срок удвоения объемов хранимой во всем мире информации составляет три года и описывается экспоненциальным законом. Долгое время бумага являлась практически единственным носителем управленческой информации. С точки зрения практики управления положительной стороной информационных технологий, которые используют хранение документов на бумаге, выступает наглядность, то есть отсутствие между субъектом и носителем (бумагой) специальных устройств по преобразованию информации. К недостаткам стоит отнести, во-первых, некоторое запаздывание готовящейся на бумаге информации, а также ее отставание по времени от принимаемых решений. Во-вторых, поиск информации, которая хранится на бумаге, может быть затруднен [15, с. 89].

Ситуация коренным образом меняется, если информация хранится не на бумаге, а в памяти технических средств в электронном виде. Так, современные поисковые системы в сетях Internet, осуществляют поиск информации со значительной скоростью - миллионы слов в секунду. Поэтому основу нынешней технологии управления формируют информационные банки, которые содержат огромную массу всевозможной информации. При этом непосредственно процесс хранения информации не является самоцелью, а предназначен для обеспечения решения разнообразных задач управления.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧП «ТИС»


2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Объект исследования – частное предприятие «ТИС» (туристические услуги). Анализируемое предприятие принадлежит к числу коммерческих организаций. Процессы планирования как стратегического, так и тактического ЧП «ТИС» исходят из миссии и основных целей.

Миссия ЧП «ТИС» – обеспечение рынка высококачественными туристическими и экскурсионными услугами. Следует отметить, что миссия ЧП «ТИС» как таковая в виде свода положений официально не доводится до каждого сотрудника, а лишь подразумевается политикой и характером функционирования турфирмы на рынке туристических услуг.

Стратегические цели ЧП «ТИС» заключаются в расширении влияния на существующих рынках, увеличении доли рынка, распространение влияния как на новых географических рынках, так и выход на рынки других стран с принципиально новыми туристическими маршрутами.

Среди основных стратегических целей можно отметить повышение уровня благосостояния сотрудников, их профессионального уровня, уровня самооценки, наиболее полное раскрытие и использование индивидуального потенциала каждого; налаживание положительных связей с государственными и общественными организациями; повышение социальной ответственности бизнеса; укрепление имиджа ЧП «ТИС»; поддержка социальных программ, актуальных для каждого региона, где действует ЧП «ТИС». В дальнейшие планы турагентства входит: увеличение доли, занимаемой компанией на рынке; расширение бизнеса за счет повышения качества; развития новых направлений и расширения ассортимента предоставляемых услуг.

Стратегические цели в той или иной форме доводятся до каждого сотрудника ЧП «ТИС». Вместе с тем есть определенные проблемы, поскольку измеримые оценки и конкретные сроки реализации отдельных этапов определены недостаточно точно. Основные характеристики предприятия представлены в табл. 2.1

Таблица 2.1 - Общая характеристика малого предприятия «ТИС»

Параметр, который характеризуется

Содержание и особенности

Основные характеристики

1. Форма предприятия

частное предприятие (частная форма собственности, небольшое количество наемных работников)

Простота создания и регистрации упрощенная система налогообложения

2. Профиль

Сфера туристических услуг

Малая доля материальных затрат, отсутствие запасов

3. Виды деятельности

Экскурсионные услуги, внутренний туризм, международный туризм

Услуги по перевозке туристов, бронированию гостиниц,

4. Форма собственности

частная

является собственностью физ. лица

5. Внутренняя среда

Численность сотрудников – 45 чел.

Кол-во формальных групп – 3

Кол-во неформальных групп – 3

Кол-во производственных подразделений – 5

Кол-во управленческих служб - 2

Структура управления, распределение ответственности

6. Внешняя среда

Конкуренты – 6 предпр., визовый режим, курс рубля,

Высокая зависимость от факторов внешней среды


Основные технико-экономические показатели деятельности турагентства ЧП «ТИС» представлены в табл. 2.2

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели деятельности турагентства ЧП «ТИС»

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Величина показателя

Темп роста ,%

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста, 2014 г. по отношению к 2013 г.,

Темп роста, 2015 г. по отношению к 2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем реализации услуг (продукции, работ)

т. руб.

38760

42233

45930

109

108,75

2.

Среднесписочная численность работающих

чел.

7

7

7

100

100

3.

Производительность труда 1 -го работающего

т. руб.

5537,14

6033,28

6561,42

108,96

108,753

4.

Годовой фонд заработной платы

т. руб.

1848

2017

2268

109,1

112,5

5.

Среднегодовая зарплата - 1 -го работающего

т. руб.

264

288

324

109,1

112,5

6.

Себестоимость услуг (продукции, работ)

т. руб.

33230

35540

38235

106,95

107,583

7.

Затраты на 1 руб. реализации услуг (продукции, работ)

коп.

85,73

84,15

83,25

98,16

98,93

8.

Прибыль от реализации услуг

т.руб.

5530

6693

7695

121,03

114,98

9.

Рентабельность деятельности (по прибыли от реализации

услуг)

%

16,64

18,83

20,13

113,2

106,9

10.

Рентабельность продаж (по прибыли от реализации услуг)

%

14,26

15,85

16,75

111,2

105,7

11.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

т.руб.

450

459

468,18

102

102


Как видно из таблицы 2.2. объем реализации услуг ЧП «ТИС» в 2014 году составил 42233 тыс. руб., что на 3473 тыс. руб. больше по сравнению с 2013 годом, а за 2015 год повысилась на 3697 тыс.руб., достигнув уровня 45930. Темп роста 2014 года по отношению к 2013 составляет 109%, а 2015 года по отношению к 2014 - 180,75%. Среднесписочная численность работников за 3 анализируемых года не изменилась, а производительность труда 1-ого рабочего с каждым годом возрастала. В 2014 на 496,14 тыс.руб. по сравнению с 2013 г., в 2015 г. на 528,14 руб. Темпы роста 2014 года по отношению к 2013 составил 108,96 %,а 2015 года по отношению к 2014 - 108,753%. Темп роста годового фонда заработной платы турагентства на 2014 г. составил 109,1 %. Т.е. заработная плата работников увеличилась на 168 тыс. руб. и достигла 2017 тыс. руб. В 2015 г. темп роста годового фонда з/п составил – 112,5%. Заработная плата работников в 2015 г. увеличилась до 2268 тыс.руб., это на 252 тыс.руб. больше чем в 2014 г. Среднегодовая заработная плата одного работника, на 2014 году тоже увеличилась на 24 тыс. руб., составила 288 . руб. Темп роста –109,1%. А в 2015 году составила 324 тыс.руб., по сравнению с 2014 годом увеличилась на 36 тыс. руб. Темп роста – 112,5%. Себестоимость реализации услуг ЧП «ТИС» в 2014 году составила 35540 тыс. руб. Это 2310 на тыс. руб. больше, чем в 2013 году. Темп роста достиг 105,43%. Себестоимость реализации услуг ЧП «ТИС» в 2015 году составила 38235 тыс. руб. Это 2695 на тыс. руб. больше, чем в 2014 году. Темп роста достиг 105,9 %. Затраты на 1 руб. реализуемой услуги в 2014 г. уменьшились на 1,58 коп., а в 2015г. на 0,9 коп.

Из таблицы 2.2. видно, что прибыль от реализации увеличилась, на что главным образом повлияло увеличение объема реализованных услуг. В 2014 прибыль от реализованных услуг возросла на 1163 тыс. руб. и достигла 6693 тыс. руб., при темпе роста 98,16 % . А в 2015 году прибыль возросла на 1002 тыс.руб. и достигла 7695 тыс.руб., при темпе роста 98,93%. Рентабельность деятельности турагентства увеличилась и в 2014 году составила 18,83%, а в 2015 году – 20,13%. Рентабельность продаж также увеличилась и в 2014 году составила 15,85%, в 2015 году – 16,75%. Этот показатель показывает прибыльность реализации данного набора услуг.

В целом, анализируя динамику финансово-экономических показателей, можно сделать вывод, что турагентство ООО «Гарант» в 2015 году несколько снизило темпы своего развития, поскольку темпы увеличения выручки в отчетном периоде сократилась, рентабельность деятельности и рентабельность продаж хотя и возросла, но по сравнению с 2014 годом темпы роста по этим показателям снизились, что характеризует общее замедление темпов экономического развития туристического агентства.