Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность управленческого решения
1.2 Информационные потоки и разработка управленческого решения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧП «ТИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Информационное обеспечение управленческого решения
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Совершенствование информационного сопровождения процесса разработки управленческого решения
3.2 Организационно-экономическое обоснование мероприятий по оптимизации управленческого решения
Организационная структура анализируемого предприятия характеризует ориентацию на производство и сбыт туристического продукта: наибольшая численность сотрудников приходится на основные отделы, занимающихся разработкой и продвижением туристических маршрутов.
В результате проведенного анализа была выявлена следующая действующая организационная структура в табл. 2.3
Таблица 2.3 - Фактическая численность и функции должностных лиц ЧП «ТИС»
Должности |
Кол-во чел |
Функции (виды деятельности |
Ответственность и полномочия |
Директор |
1 |
Генеральное руководство ЧП «ТИС», разработка и утверждение стратегии, представительские функции |
Право подписи на финансовых документах, представлять фирму на переговорах, ответственность перед учредителем за обеспечение эффективности деятельности ЧП «ТИС» (обеспечение уровня рентабельности не менее 10%) |
Заместитель директора по продукту |
1 |
Руководство и контроль деятельности производственных отделов |
Участие в разработке стратегии, планов реализации, разработка новых туристических маршрутов, ответственный за выполнение оперативных планов по реализации |
Финансовый директор |
1 |
Общее руководство финансовыми службами, отделом маркетинга |
Участие в разработке стратегических и оперативных планах |
Начальник отдела маркетинга |
1 |
Руководство отделом, разработка рекламной, маркетинговой политики |
Участие в разработке стратегических и оперативных планах, проведение маркетинговых исследований, разработка бюджета маркетинга, ответственный за эффективность рекламной стратегии, материально заинтересован в выполнении плана по сбыту |
Начальник юридичес-кого отдела |
1 |
Руководство отделом, юридическое обеспечение договоров |
Участие в переговорах с поставщиками туристических услуг, ведении дел по претензиям, консультативные полномочия по отношению к отделам маркетинга и финансовому отделу |
Начальник финансового отдела |
1 |
Руководство деятельностью финансовой и бухгалтерской службы |
Участвует в разработке финансовых планов, составлении смет расходов и контроля, совместно с отделом маркетинга разрабатывает бюджет маркетинга |
Организационная структура управления ЧП «ТИС» представлена на рис. 2.1
Директор
Заместитель директора по продукту
Финансовый директор
Отдел маркетинга |
Юридический отдел |
Финансовый отдел |
Отдел 1 (область) |
Отдел 2 (область) |
… |
Отдел 5 (область) |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Менеджер по продажам |
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ЧП «ТИС»
Организационная структура анализируемого предприятия характеризует ориентацию на производство и сбыт туристического продукта: наибольшая численность сотрудников приходится на 5 основных отделов, занимающихся разработкой и продвижением туристических маршрутов.
2.2 Информационное обеспечение управленческого решения
На сегодняшний день для туристического рынка характерна жесткая конкурентная борьба за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. Несмотря на туристический потенциал, современное состояние туризма расценивается как стагнация, материальная база устарела, цены искусственно завышенными, туристический рынок является достаточно однородным и не соответствует мировым требованиям, а недавние скандалы с финансовыми аферами отдельных турфирм не способствуют активизации спроса. Именно поэтому актуальным является вопрос относительно эффективного менеджмента в сфере туризма, поиска новых путей управления, новых идей, принятия актуальных и обоснованных с точки зрения сегодняшнего дня, управленческих решений.
Разработка и принятие управленческих решений в туристических организациях имеет определенную специфику, диктуется собственно специфическими чертами самой сферы туристических услуг как сферы обслуживания, а не производства. При принятии управленческих решений на анализируемом туристическом предприятии можно выделить следующие особенности:
1. Потребности и желания конечных потребителей. С учетом этого и определяется сфера деятельности ЧП «ТИС» и дислокация к непосредственному конечному потребителю.
2. Туристический продукт не является товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромное, кроме того, на туристских услугах больше, чем на других услугах, сказывается изменение покупательной способности населения.
3. Большое значение маркетинга в туристической отрасли. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга.
4. Туристическая услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Даже два тура по одному и тому же маршруту в одной и той же фирмы часто проходят по-разному (это и состояние транспортного средства, события в стране пребывания и, конечно же, погода и т.п.).
5. Влияние на спрос событий, которые трудно или невозможно предсказать. Например, политические и экологические явления негативно влияют на туристическую привлекательность и популярность того или иного направления.
6. Эффективные управленческие решения на туристическом предприятии необходимо принимать согласно концептуальной модели принятия управленческих решений в коммуникационном процессе. Менеджер в туристическом бизнесе большую часть времени тратит на коммуникации и общения с потребителями и деловыми партнерами, поэтому особое значение необходимо уделять владению искусством общения и созданию адекватной корпоративной культуры с высоким контекстом управления.
Следует отметить, что в работе ЧП «ТИС» используются компьютерные технологии – все компьютеры офиса связаны в локальную сеть, имеют подключение к Интернету. Работает система, которая обеспечивает ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок. Программа позволяет обеспечить вывод информации в форме различных документов: списков туристов, описаний туров, гостиниц, может рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, так же автоматически производится оплата туров, позволяет получить финансовую отчетность, имеет другие возможности.
Действующая в фирме информационная компьютерная система «Туристский офис» ускоряет все управленческие процессы расчетов и формирование документов. Планирование на уровне отдела включает определение: объемов продаж туруслуг, доли рынка по видам туристских услуг, количество потребителей, приоритетные направления продвижения туристского продукта, проведение акций (сроки, бюджеты, результаты).
Планирование на уровне менеджера по продаже туристского продукта осуществляется через составление еженедельного плана продаж на основе утвержденного ежемесячного плана. Необходимо отметить, что функция планирования, как на уровне менеджера по продажам, так и на уровне руководства жестко регламентирована и жестко соотносится с планами руководства. Вариабельность действий и степень свободы очень невысоки.
Контроль как функция управления позволяет наладить обратную связь в управленческой системе, отслеживать исполнение планов, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, при необходимости корректировать планы, организацию работ, мотивацию сотрудников. Особое значение в системе контроля уделяется контролю качества туристских услуг (услуги перевозчиков, услуги гостиниц и экскурсионных бюро). Значение данного вида контроля обусловлено возможности возникновения претензий со стороны покупателей туров по поводу перелета, размещения в гостинице, дополнительных услуг, сервиса. Общие принципы данной системы контроля определяются как:
- Основная цель сбора информации о безопасности – защита клиентов, приобретающих зарубежные туры.
- Защита разработанных продуктов ЧП «ТИС» и бизнеса.
Процедуры данной программы касаются всех сотрудников, которые прямо или косвенно имеют отношение к продуктам ЧП «ТИС», контактируют со специалистами, с представителями туроператоров или потребителями, а именно, сотрудники: отдела продаж; отдела маркетинга; бухгалтерии. Контроль осуществляется для всех продуктов ЧП «ТИС» независимо от их жизненного цикла. Каждый сотрудник компании обязан передать информацию о возникающих проблемах в установленный срок сотруднику, ответственному за вопросы безопасности (юридической, финансовой). Источниками информации в данной системе контроля ЧП «ТИС» являются: туроператоры; регуляторные органы; клиенты; интернет; лицензиаты; юристы; литература; сотрудники ЧП «ТИС».
Руководство ЧП «ТИС» принимает меры в случаях доказанного и обоснованного факта нарушения условий перевозки или размещения.
Контроль осуществляется руководителем отдела.
Эффективным средством информационного обеспечения управления основной деятельностью для ЧП «ТИС» может быть система ФОРОС LIGHT. Эта система дает возможность турагентским компаниям в сотни раз увеличить скорость поиска требуемого тура по заявке туриста и во много раз увеличить объем и спектр обрабатываемой информации, тем самым упрощая труд менеджеров по сбыту туристского продукта и, соответственно, увеличивая эффективность их работы. Не выходя из интерфейса программы, можно мгновенно забронировать тур непосредственно у туроператора и получить от него дополнительную скидку. Уникальная возможность системы - просмотр исходных файлов ценовых предложений туроператоров из библиотек сервера "Форос", загрузка которых занимает несколько секунд.
Таблица 2.4 - Контроль в ЧП «ТИС»
Виды контроля |
Характеристика процесса контроля |
Оценка влияния контроля на должностные лица и подразделения организации |
Службы и должностные лица, которые отвечают за результаты контроля |
Текущий |
Контроль за деятельностью сотрудников: выполнение должностных инструкций, работа с документацией, клиентами |
Замечания по отношению к сотрудникам, нарушающим распорядок трудового дня, небольшие нарушения должностных инструкций |
Начальники отделов |
Оперативный |
Выполнение планов за неделю, месяц, наличие претензий от клиентов |
Выговор за грубые нарушения трудовой дисциплины, нарушение корпоративной этики, перераспределение деятельности внутри сбытового отдела (в случае невыпорлнения плана) |
Зам директора по продукту, начальники отделов сбыта |
Стратегичес кий |
Итоги работы отделов за полугодие и за год |
Премирование и моральное поощрение сотрудников при выполнении плана; выговор или увольнение для тех, кто допустил существенное невыполнение плана или причинил серьезный вред фирме |
Директор, заместители директора |
В настоящее время компания обрабатывает ценовые предложения от ведущих туроператоров России по 74 направлениям, включая туры по России. В программе предоставляются полные координаты операторов: физический и почтовые адреса, номера телефонов и факса, e-mail, адрес web-сайта.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Совершенствование информационного сопровождения процесса разработки управленческого решения
В силу специфики туристских услуг одной из главных задач управления на данном рынке является организация высокого уровня обслуживания, установление позитивных взаимоотношений с потребителями для активизации спроса и обеспечения повторных обращений в туристскую организацию. Принципы менеджмента определяют конкретные направления деятельности туристской организации, ее функции. На формирование структуры управления туристической организацией влияет множество факторов. Это внешние и внутренние факторы, которые необходимо учитывать в деятельности любого туристского предприятия, а именно: