Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (современная система взглядов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент – это управление в открытой, рыночной экономике. ᅠОбъектом ᅠуправления ᅠздесь ᅠявляется ᅠэкономически ᅠсамостоятельная ᅠорганизация. ᅠОна ᅠосуществляет ᅠсвою ᅠхозяйственную ᅠдеятельность ᅠв ᅠлюбых ᅠотраслях ᅠ(производство ᅠили ᅠоказание ᅠуслуг), ᅠразличных ᅠсферах ᅠ(разработка, ᅠпроизводство, ᅠсбыт ᅠпродукции, ᅠсервисное ᅠобслуживание ᅠи ᅠт.д.). ᅠЦелью ᅠдеятельности ᅠтакой ᅠорганизации ᅠявляется ᅠполучение ᅠприбыли ᅠили ᅠуслуг ᅠдля ᅠсвоих ᅠучастников.

Менеджмент ᅠ– ᅠэто ᅠобласть ᅠчеловеческого ᅠзнания, ᅠпозволяющая ᅠповысить ᅠэффективность ᅠдеятельности ᅠменеджера.

Значимость ᅠменеджмента ᅠкак ᅠвида ᅠдеятельности ᅠпривлекла ᅠк ᅠего ᅠизучению ᅠмногих ᅠисследователей, ᅠпредставителей ᅠразличных ᅠнаук. ᅠЭто ᅠобусловлено ᅠмеждисциплинарным, ᅠинтеграционным ᅠхарактером ᅠпредмета ᅠисследования. ᅠВажные ᅠвехи ᅠв ᅠистории ᅠменеджмента ᅠсвязаны ᅠс ᅠиспользованием ᅠдостижений ᅠдругих ᅠнаук ᅠ– ᅠматематики ᅠи ᅠобщей ᅠтеории ᅠсистем, ᅠэкономики ᅠи ᅠпсихологии, ᅠтехнических ᅠнаук ᅠи ᅠфилософии.

Цель ᅠработы ᅠ– ᅠизучение ᅠсовременной ᅠсистемы ᅠвзглядов ᅠна ᅠменеджмент.

Объект ᅠработы ᅠ– ᅠменеджмент.

Предмет ᅠработы ᅠ– ᅠсовременная ᅠсистема ᅠвзглядов ᅠна ᅠменеджмент ᅠи ᅠподходы ᅠк ᅠменеджменту.

Задачи ᅠработы:

1. Проанализировать ᅠпонятие, ᅠсущность ᅠи ᅠосновные ᅠаспекты ᅠменеджмента.

2. Изучить ᅠфункции ᅠменеджмента.

3. Рассмотреть ᅠметоды ᅠосуществления ᅠуправленческой ᅠдеятельности.

4. Выявить ᅠособенности ᅠсовременного ᅠменеджмента.

При ᅠнаписании ᅠработы ᅠбыли ᅠисследованы ᅠлитература ᅠследующих ᅠавторов ᅠ– ᅠВиханского ᅠА.С., ᅠНаумова ᅠА.И., ᅠВорониной ᅠЭ.М., ᅠШапиро ᅠС.А. ᅠи ᅠдр.

Структурно ᅠработа ᅠсостоит ᅠиз ᅠвведения, ᅠосновных ᅠчастей, ᅠзаключения ᅠи ᅠсписка ᅠиспользованных ᅠисточников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие, сущность и основные аспекты менеджмента

Понятие ᅠ«менеджмент» ᅠдовольно ᅠбыстро ᅠи ᅠпрочно ᅠвошло ᅠв ᅠсовременный ᅠотечественный ᅠэкономический ᅠлексикон, ᅠстав, ᅠпо ᅠсути, ᅠаналогией ᅠпонятия ᅠ«управление». ᅠОно ᅠшироко ᅠиспользуется ᅠприменительно ᅠк ᅠразнообразным ᅠсоциально–экономическим ᅠпроцессам, ᅠосуществляемым ᅠв ᅠорганизациях, ᅠдействующих ᅠв ᅠрыночных ᅠусловиях. ᅠНаряду ᅠс ᅠпринципами, ᅠпроцессами ᅠи ᅠметодами ᅠобщего ᅠменеджмента, ᅠхарактерными ᅠдля ᅠлюбой ᅠорганизации ᅠв ᅠцелом, ᅠиспользуются ᅠотдельные ᅠразновидности ᅠменеджмента, ᅠхарактеризующиеся ᅠприменением ᅠспецифических ᅠформ ᅠуправления ᅠразличными ᅠфункциональными ᅠсферами ᅠпредприятия ᅠили ᅠвидами ᅠхозяйственной ᅠдеятельности, ᅠполучившие ᅠназвание ᅠ«функциональный ᅠменеджмент». ᅠТак, ᅠуправление ᅠпроцессами ᅠпроизводства ᅠпродукции ᅠсоставляет ᅠсодержание ᅠпроизводственного ᅠменеджмента, ᅠуправление ᅠфинансовыми ᅠпроцессами ᅠ– ᅠфинансового, ᅠуправление ᅠинвестициями ᅠ– ᅠинвестиционного, ᅠуправление ᅠкадрами ᅠ– ᅠперсонального ᅠменеджмента ᅠи ᅠт. ᅠд.


Понятие ᅠ«менеджмент» ᅠможно ᅠрассматривать ᅠпо ᅠкрайней ᅠмере ᅠв ᅠтрех ᅠаспектах ᅠ– ᅠкак ᅠнауку ᅠи ᅠискусство ᅠуправления ᅠорганизациями, ᅠкак ᅠвид ᅠдеятельности ᅠи ᅠпроцесс ᅠпринятия ᅠуправленческих ᅠрешений ᅠв ᅠорганизациях ᅠи ᅠкак ᅠаппарат ᅠуправления ᅠорганизациями ᅠ(рис. ᅠ1).

Менеджмент ᅠкак ᅠвид ᅠпрактической ᅠдеятельности ᅠи ᅠпроцесс ᅠпринятия ᅠуправленческих ᅠрешений ᅠпредставляет ᅠсобой ᅠсовокупность ᅠпроцедур, ᅠсоставляющих ᅠобщую ᅠтехнологическую ᅠсхему ᅠуправления ᅠорганизациями. ᅠЭта ᅠсовокупность ᅠсостоит ᅠиз ᅠотдельных ᅠнаправлений ᅠуправленческой ᅠдеятельности, ᅠчасто ᅠназываемых ᅠфункциями ᅠменеджмента, ᅠкаждое ᅠиз ᅠкоторых ᅠраспадается ᅠна ᅠотдельные ᅠэтапы, ᅠвыполняемые ᅠв ᅠопределенной ᅠпоследовательности.

Как ᅠвид ᅠпрактической ᅠдеятельности ᅠменеджмент ᅠпредполагает ᅠраспределение ᅠзадач ᅠи ᅠзакрепление ᅠпроцедур ᅠза ᅠконкретными ᅠих ᅠисполнителями ᅠ– ᅠруководителями ᅠразного ᅠуровня.

Рисунок 1 ᅠ– ᅠАспекты ᅠменеджмента ᅠорганизации

Понятие ᅠменеджмента ᅠкак ᅠаппарата ᅠуправления ᅠприменительно ᅠк ᅠорганизациям ᅠимеет ᅠинституциональное ᅠзначение ᅠи ᅠвключает:

  • систему ᅠуправления, ᅠобладающую ᅠиерархической ᅠструктурой ᅠи ᅠсостоящую ᅠиз ᅠспециализированных ᅠорганов ᅠуправления;
  • институт ᅠменеджеров ᅠ– ᅠруководителей ᅠразличных ᅠуровней, ᅠявляющихся ᅠсубъектами ᅠуправления, ᅠнаделенных ᅠопределенными ᅠполномочиями ᅠв ᅠпринятии ᅠи ᅠреализации ᅠуправленческих ᅠрешений ᅠи ᅠобладающих ᅠопределенной ᅠответственностью ᅠза ᅠрезультаты ᅠфункционирования ᅠорганизации.

Каждый ᅠиз ᅠрассмотренных ᅠаспектов ᅠимеет ᅠсвою ᅠобласть ᅠприменения, ᅠсоздавая ᅠцелостную ᅠсистему ᅠменеджмента ᅠорганизации ᅠвыбранной ᅠстратегии.

Функции менеджмента

Содержание ᅠменеджмента ᅠопределяется ᅠсоставом ᅠфункций ᅠи ᅠпроцессов ᅠуправления, ᅠосуществляемых ᅠв ᅠорганизации.

Под ᅠфункциями ᅠменеджмента ᅠпринято ᅠпонимать ᅠсостав ᅠобщих ᅠзадач ᅠуправления, ᅠрешаемых ᅠпри ᅠсоздании ᅠи ᅠв ᅠпроцессе ᅠфункционирования ᅠорганизации. ᅠРечь ᅠидет ᅠо ᅠтаких ᅠзадачах ᅠуправления, ᅠсостав ᅠи ᅠсодержание ᅠкоторых ᅠв ᅠминимальной ᅠстепени ᅠзависят ᅠот ᅠспецифики ᅠдеятельности ᅠ(масштабов, ᅠотраслевой ᅠпринадлежности, ᅠназначения ᅠи ᅠт.п.) ᅠи ᅠсоставляют ᅠсодержание ᅠлюбого ᅠпроцесса ᅠуправления. ᅠМногообразие ᅠорганизаций, ᅠих ᅠсложность ᅠи ᅠразнообразие ᅠусловий ᅠих ᅠфункционирования ᅠчрезвычайно ᅠзатрудняют ᅠлюбую ᅠпопытку ᅠтипизации ᅠпроцессов ᅠуправления ᅠими ᅠи ᅠрегламентации ᅠсостава ᅠфункций ᅠменеджмента.


Следует ᅠзаметить, ᅠчто ᅠпредметные, ᅠпроцессуальные ᅠи ᅠсоциально–психологические ᅠаспекты ᅠуправления, ᅠвзаимно ᅠдополняя ᅠдруг ᅠдруга, ᅠсоздают ᅠцелостную ᅠсистему ᅠфункций ᅠменеджмента, ᅠпозволяющую ᅠдифференцировать ᅠметоды ᅠи ᅠприемы ᅠуправленческого ᅠвоздействия ᅠна ᅠосуществляемые ᅠв ᅠорганизации ᅠпроцессы ᅠ(рис. ᅠ2).

Рисунок 2 ᅠ– ᅠСистема ᅠфункций ᅠменеджмента ᅠв ᅠорганизации

Предметные ᅠ(основные) ᅠфункции ᅠменеджмента ᅠявляются ᅠнаиболее ᅠобщими ᅠдля ᅠвсех ᅠвидов ᅠи ᅠлюбых ᅠусловий ᅠдеятельности ᅠорганизаций, ᅠотражая ᅠсодержание ᅠосновных ᅠстадий ᅠи ᅠвыделяя ᅠпредметные ᅠобласти ᅠуправленческой ᅠдеятельности ᅠна ᅠвсех ᅠиерархических ᅠуровнях. ᅠУспешный ᅠменеджмент ᅠв ᅠлюбой ᅠорганизационной ᅠсистеме ᅠдолжен ᅠпредусматривать ᅠосуществление ᅠследующих ᅠпредметных ᅠфункций: ᅠформирование ᅠцелей, ᅠпланирование, ᅠорганизация ᅠи ᅠконтроль.

Взаимосвязь ᅠи ᅠлогическая ᅠпоследовательность ᅠосуществления ᅠпредметных ᅠфункций ᅠв ᅠпроцессе ᅠуправления ᅠорганизацией ᅠпредставлена ᅠна ᅠрис. ᅠ3.

Рисунок 3 ᅠ– ᅠВзаимодействие ᅠпредметных ᅠфункций ᅠменеджмента

Процесс ᅠуправления ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠпринципиальной ᅠсхемой ᅠначинается ᅠс ᅠформирования ᅠсистемы ᅠцелей ᅠи ᅠзадач ᅠдеятельности ᅠорганизации ᅠна ᅠопределенный ᅠпериод ᅠвремени.

Цель ᅠв ᅠменеджменте ᅠ– ᅠэто ᅠтребуемое ᅠили ᅠжелаемое ᅠсостояние ᅠорганизационной ᅠсистемы ᅠв ᅠпланируемом ᅠпериоде, ᅠвыраженное ᅠсовокупностью ᅠхарактеристик. ᅠЦель ᅠорганизации ᅠили ᅠдеятельности ᅠдолжна ᅠустанавливать ᅠопределенные ᅠориентиры ᅠих ᅠразвития ᅠна ᅠзаданные ᅠпериоды ᅠвремени. ᅠТаким ᅠобразом, ᅠцель ᅠорганизации ᅠявляется, ᅠс ᅠодной ᅠстороны, ᅠрезультатом ᅠпрогнозов ᅠи ᅠоценки ᅠситуации, ᅠа ᅠс ᅠдругой ᅠ– ᅠограничением ᅠдля ᅠпланируемых ᅠмероприятий.

Функция ᅠорганизации ᅠпроизводственных ᅠпроцессов ᅠзаключается ᅠв ᅠобеспечении ᅠвыполнения ᅠустановленных ᅠплановых ᅠзаданий ᅠс ᅠцелью ᅠреализации ᅠпринятой ᅠстратегии ᅠразвития ᅠпредприятия.

Контроль ᅠи ᅠрегулирование ᅠкак ᅠпредметная ᅠфункция ᅠменеджмента ᅠзавершает ᅠуправленческий ᅠцикл ᅠи ᅠтаким ᅠобразом ᅠгарантирует ᅠэффективность ᅠосуществления ᅠвсех ᅠостальных ᅠфункций.

Задачами ᅠконтроля ᅠи ᅠрегулирования ᅠявляются:


  • сбор ᅠи ᅠсистематизация ᅠинформации ᅠо ᅠсостоянии ᅠинновационной ᅠдеятельности ᅠи ᅠее ᅠрезультатах;
  • оценка ᅠсостояния ᅠи ᅠполученных ᅠрезультатов ᅠдеятельности;
  • анализ ᅠпричин ᅠотклонений ᅠи ᅠфакторов, ᅠвлияющих ᅠна ᅠрезультаты ᅠдеятельности;
  • подготовка ᅠи ᅠреализация ᅠрешений, ᅠнаправленных ᅠна ᅠдостижение ᅠнамеченных ᅠцелей ᅠразвития.

В ᅠсистемном ᅠпредставлении ᅠконтроль ᅠи ᅠрегулирование ᅠвыполняют ᅠфункцию ᅠобратной ᅠсвязи ᅠв ᅠпроцессе ᅠуправления: ᅠинформационные ᅠпотоки ᅠв ᅠнем ᅠнаправлены ᅠот ᅠобъекта ᅠк ᅠсубъекту ᅠуправления.

Мотивация ᅠпредусматривает ᅠсоздание ᅠсистемы ᅠморальных ᅠи ᅠматериальных ᅠстимулов ᅠдля ᅠэффективного ᅠи ᅠпроизводительного ᅠиндивидуального ᅠи ᅠколлективного ᅠтруда ᅠсотрудников ᅠорганизации, ᅠа ᅠтакже ᅠпланирование, ᅠорганизацию ᅠи ᅠобеспечение ᅠповышения ᅠпрофессионального ᅠуровня ᅠи ᅠвозможности ᅠкарьерного ᅠроста ᅠсотрудников ᅠорганизации. ᅠПрименительно ᅠк ᅠаппарату ᅠуправления ᅠсоциально–психологические ᅠфункции ᅠменеджмента ᅠформируют ᅠспецифическую ᅠсистему ᅠинструментов ᅠи ᅠприемов ᅠуправления ᅠинновациями.

Процессуальные ᅠфункции ᅠменеджмента ᅠвключают ᅠв ᅠсебя ᅠдва ᅠвида ᅠдеятельности, ᅠсоставляющих ᅠсодержание ᅠтруда ᅠменеджера ᅠлюбого ᅠуровня ᅠиерархии, ᅠ– ᅠрешения ᅠи ᅠкоммуникации. ᅠПо ᅠсуществу ᅠпроцессуальные ᅠфункции ᅠменеджмента ᅠявляются ᅠосновными ᅠсредствами ᅠреализации ᅠпредметных ᅠи ᅠсоциально–психологических ᅠего ᅠфункций.

Функция ᅠкоммуникации ᅠв ᅠменеджменте ᅠзаключается ᅠв ᅠподготовке, ᅠполучении, ᅠпереработке ᅠи ᅠпередаче ᅠинформации ᅠдля ᅠуспешного ᅠпродвижения ᅠуправленческих ᅠрешений. ᅠТак ᅠкак ᅠуправленческие ᅠрешения ᅠпрактически ᅠвсегда ᅠсвязаны ᅠс ᅠновой ᅠинформацией, ᅠкоммуникационная ᅠфункция ᅠуправления ᅠпредставляет ᅠсобой ᅠспецифический ᅠэлемент ᅠменеджмента, ᅠимеющий ᅠособую ᅠзначимость.

Практически ᅠвся ᅠтекущая ᅠдеятельность ᅠменеджера ᅠв ᅠорганизации ᅠсвязана ᅠс ᅠосуществлением ᅠкоммуникационной ᅠфункции ᅠ– ᅠсбором ᅠи ᅠобработкой ᅠуправленческой ᅠинформации, ᅠпередачей ᅠее ᅠвыше– ᅠи ᅠнижестоящим ᅠсотрудникам ᅠорганизации, ᅠустановлением ᅠконтактов ᅠи ᅠраспределением ᅠзаданий ᅠисполнителям, ᅠкоординацией ᅠих ᅠдеятельности ᅠи ᅠпр. ᅠЭта ᅠспецифическая ᅠфункция ᅠменеджмента ᅠпредусматривает ᅠприменение ᅠособых ᅠметодов ᅠи ᅠинструментов ᅠи ᅠтребует ᅠсоздания ᅠспециальных ᅠинформационных ᅠструктур ᅠв ᅠорганизации.


Методы осуществления управленческой деятельности

Принципы ᅠменеджмента ᅠи ᅠособенности ᅠорганизации ᅠучитываются ᅠпри ᅠвыборе ᅠметодов ᅠуправления ᅠею. ᅠОни ᅠмогут ᅠразрабатываться ᅠнаучным ᅠпутем ᅠили ᅠотражать ᅠопыт ᅠи ᅠсложившуюся ᅠпрактику

По ᅠсодержанию ᅠметоды ᅠбывают ᅠорганизационными, ᅠадминистративными, ᅠправовыми, ᅠэкономическими ᅠи ᅠсоциально–психологическими.

С ᅠпомощью ᅠорганизационных ᅠметодов ᅠсоздаются ᅠнеобходимые ᅠусловия ᅠфункционирования ᅠорганизации, ᅠпоэтому ᅠони ᅠявляются ᅠпервичными ᅠпо ᅠотношению ᅠк ᅠостальным.

Речь ᅠидет ᅠо ᅠметодах ᅠформирования ᅠтрудовых ᅠколлективов ᅠи ᅠуправленческих ᅠструктур, ᅠих ᅠориентации ᅠво ᅠвремени ᅠи ᅠпространстве; ᅠнормирования ᅠдеятельности, ᅠее ᅠрегламентации ᅠи ᅠпроч.

С ᅠпомощью ᅠадминистративных ᅠметодов ᅠпроисходит ᅠактивное ᅠвмешательство ᅠв ᅠдеятельность ᅠлюдей ᅠлибо ᅠпутем ᅠих ᅠпрямого ᅠпринуждения ᅠк ᅠопределенному ᅠповедению, ᅠлибо ᅠпутем ᅠсоздания ᅠвозможности ᅠтакого ᅠпринуждения.

Административные ᅠметоды ᅠиспользуются ᅠпри ᅠуправлении ᅠрешением ᅠпростых ᅠстандартных ᅠзадач, ᅠпрежде ᅠвсего ᅠв ᅠструктурах ᅠвоенизированного ᅠтипа, ᅠнапример ᅠна ᅠтранспорте. ᅠОни ᅠтребуют ᅠофаничения ᅠинициативы ᅠработников ᅠи ᅠвозложения ᅠвсей ᅠответственности ᅠза ᅠрезультаты ᅠна ᅠруководителя.

Составным ᅠэлементом ᅠтаких ᅠметодов ᅠявляется ᅠпремирование ᅠисполнителей, ᅠоднако ᅠосуществляется ᅠоно ᅠне ᅠза ᅠреальные ᅠуспехи, ᅠа ᅠза ᅠмноголетний ᅠстаж, ᅠлояльность ᅠпо ᅠотношению ᅠк ᅠадминистрации, ᅠдисциплинированность ᅠи ᅠт ᅠп.

Самый ᅠглавный ᅠнедостаток ᅠадминистративных ᅠметодов ᅠуправления ᅠсостоит ᅠв ᅠтом, ᅠчто ᅠони ᅠориентируют ᅠисполнителей ᅠна ᅠдостижение ᅠзаданных ᅠрезультатов, ᅠа ᅠне ᅠна ᅠих ᅠрост; ᅠпоощряют ᅠисполнительность, ᅠа ᅠне ᅠинициативу. ᅠПоэтому ᅠсегодня ᅠв ᅠусловиях, ᅠкогда ᅠнеобходимо ᅠразвивать ᅠтворческий ᅠподход ᅠк ᅠделу, ᅠпостоянное ᅠстремление ᅠк ᅠновому, ᅠтакие ᅠметоды ᅠсебя ᅠизживают.

Успешному ᅠрешению ᅠпроизводственных ᅠзадач ᅠв ᅠбольшей ᅠмере ᅠспособствуют ᅠэкономические ᅠметоды ᅠуправления. ᅠОни ᅠоснованы ᅠна ᅠматериальной ᅠзаинтересованности ᅠработников ᅠв ᅠделе ᅠсамостоятельного ᅠпоиска ᅠоптимальных ᅠспособов ᅠдеятельности ᅠи ᅠпринятии ᅠна ᅠсебя ᅠответственности ᅠза ᅠих ᅠрезультаты. ᅠТакие ᅠметоды ᅠначали ᅠвнедряться ᅠв ᅠначале ᅠXX ᅠв. ᅠво ᅠмногом ᅠблагодаря ᅠусилиям ᅠФ. ᅠТейлора ᅠ(12;с.110).