Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере современной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
1.2 Стратегия и тактика антикризисного управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Расчет финансовых показателей деятельности предприятия
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Антикризисное управление – особая стратегическая система управления предприятием, направленная на устранение явлений, которые повлияли на работу предприятия неблагоприятно.
Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент – основной тактический элемент финансового обеспечения бизнеса, при помощи которого управляют денежными потоками и находят оптимальные решения возникающих проблем.
Конечно, невозможно назвать единый «рецепт» вывода предприятия из кризиса. В антикризисном управлении необходим гибкий ситуационный подход, уникальный для каждого отдельно взятого предприятия. Основными направлениями антикризисного управления являются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых стратегий деятельности предприятия, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.
Финансовое состояние в кризисном положении компании предполагает проведение набора нетрадиционных мероприятий от менеджеров. Так же полноценное использование и применение доступных средств при антикризисном управлении, и дальнейшие разработки всяческих действий, вполне позволяют произвести переход от спада к развитию и запланированному, в дальнейшем, ростовому темпу. Иными словами, грамотное антикризисное управление позволяет вывести предприятие из затруднительной ситуации.
Антикризисное управление предприятием следует понимать как решение или поворотный пункт или исход в делах компании. Экономический кризис в компании - крайне не легкое финансовое положение, характеризующееся как весьма низким значением показателей и коэффициентов:
- платежеспособность;
- рентабельности;
- оборот;
- финансовая устойчивость и тому подобное.
И аналогичных показателей очень много.
Более универсальными и наглядными индикаторами являются, конечно же, итоговые финансовые результаты деятельности компании, то есть: это сама величина валовой прибыли и уровень рентабельности.
В большинстве случаев, первым признаком состояния кризиса в компании, считается минусовой финансовый результат, то есть – стойкое снижение уровня рентабельности, валовой убыток от деятельности, и сокращение размера прибыли с периодичностью (не запланированные расходы, убытки, не предусмотренные поэтапным развитием бизнеса).
Необходимо сделать уточнение, идет о реальной (управленческой) прибыли. Наличие бухгалтерских или «налоговых» убытков не показатель того, что предприятие находиться в тяжелом финансовом положении. Иногда наоборот: формальные убытки используются как дополнительный источник доходов, полученный из экономии на налогах.
Целью данной работы является исследование антикризисного управления, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления;
- разработать мероприятия по совершенствованию антикризисного управления.
Объект исследования – ООО «Хасим».
Предмет исследования – антикризисное управление.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области антикризисного управления, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.[7]
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.[7]
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.
Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.[7]
Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
1.2 Стратегия и тактика антикризисного управления
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:[7]
- анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;
- анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации;
- пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. В связи с этим можно выделить следующие главные направления управления финансовыми потоками.
1. Обеспечение достаточности денежных средств.
Существуют различные методы определения суммы средств, поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод.
Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).
Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.
Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.
Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.[7]
Дпл = (ОПпл : ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср, (1)
где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.;
ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Апол – авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.;
Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.
2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия.
Динамика потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.
Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.
Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.
3. Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры:[9]
- отсрочки и рассрочки платежей;
- зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
- переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств;
- перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
- погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника;
- списание задолженности;
- погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.
Регулирование кредитных отношений
Различается три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий.
Основным документом, регулирующим кредитную сделку, является кредитный договор, который по мере развития общественных отношений и требований рынка постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.
Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую задолженность следует разделить на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.
Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).