Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Причины конфликтов

Все что мы делаем имеет на то причины, конфликты тому не исключение. Что же такое «причина»? Причина – это явление, действие которого вызывает какое-либо другое явление, которое называется следствием. Что в обществе, что в природе, все имеет причинно-следственное объяснение. Конфликты могут появляться по разным причинам: внешними и внутренними, объективными и субъективными, всеобщими и единичными и т.д.

Следует отличать причину возникновения конфликта от его повода.

Поводом конфликта – формальный предлог для начала конфликта[21]. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей[22]. Например, поводом для войны между Англией и Испанией в 1739–1742 годах послужило отрезанное ухо английского купца Роберта Дженкинса, которое он продемонстрировал британскому парламенту. По словам Дженкинса, ухо ему отсек испанский офицер во время досмотра судна в Гаване. Англии давно был нужен повод к войне с Испанией за карибские территории. Отрезанное ухо соотечественника британское правительство посчитало достаточным основанием для начала боевых действий (война закончилась вничью)[23].

Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликта

Составляющие причины конфликта являются потребность, дефицит и противоречие интересов. Потребность – это нужда или недостаток в чем-то, чего не хватает организму для жизнедеятельности, личности, социальной группы или общества[24]. Например, желание попасть на более высокую должность, чем выше, тем потребность более удовлетворена.

Дефицит – появляется тогда, когда возникает отсутствие явлений, выступающих как потребность людей, вступающих во взаимодействие[25]. Например, из-за недостатка чистого воздуха или питьевой воды начинаются противоборства и противостояние[26].

Причиной конфликта является осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, если только тот, который связан с удовлетворением дефицита у человека.

Конечная причина всякого социального конфликта – это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами и обществами.


Сами интересы могут быть весьма разнообразными. Люди могут вступать в борьбу как за капитал, так и за идеи; как за утверждение общественных ценностей, так и своих личных амбиций.

Не менее разнообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт. Противоречие – это противоположные друг другу высказывания, из которых одно является отрицанием другого. По своему характеру они могут быть:

  1. внутренними и внешними;
  2. антагонистическими и неантагонистическими;
  3. основными и неосновными;
  4. объективными и субъективными[27].

Внутренние и внешние противоречия

Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, общества, организации и т.д[28]. Например, такой конфликт может возникнуть между мужем и женой внутри семьи или же между начальником и подчиненным внутри организации и пр.

Внешние противоречия происходят между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами (предметами и явлениями). Например, между обществом и природой, живым организмом и внешней средой. Стоит знать, что внешние и внутренние противоречия воздействуют друг на друга.

Антагонистическими и неантагонистическими противоречия

Антагонистические противоречия. Участники такого конфликта имеют непримиримо враждебные интересы и способ решения сугубо деструктивный, то есть уничтожение обеих сторон или одной из сторон. В таких конфликтах звучат такие девизы как: «Победа или смерть!», «Третьего не дано». «Примирение» в данном конфликте значит отложить конфликт на какое-то время, поскольку решить конструктивно на основе компромисса его нельзя. Нельзя соединить вместе законную власть и бандитские формирования, справедливость и коррупцию и пр.

Неантагонистические противоречия являются противоположностью антагонистических противоречий. Эти противоречия допускают согласование, «примирение» интересов конкурентов. Главная особенность заключается в том, что на основе возникших конфликтов появляется возможность компромисса. Другими словами это соглашение, достигаемого путем взаимных уступок. Например, руководитель просит работника поработать сверхурочно, а работник хочет больше времени уделить семье[29].

Основные и неосновные противоречия

Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта, а неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту. Они могут находиться во взаимодействии как с основными участниками конфликта, так и с косвенными. При этом основные и неосновные противоречия находятся между собой в диалектическом взаимодействии. Если неосновных противоречий накапливается больше, то сложнее решаются основные. Например, конфликт между федеральной властью и бандитскими формированиями обусловлен основным антагонистическим противоречием, но его разрешению мешает множество неосновных противоречий[30].


Объективные и субъективные противоречия

Объективные противоречия зависимы такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому их избежать нельзя. Они будут возникать до тех пор, пока не устранена сама причина такого противоречия. Например, противоречия между производством и потреблением; противоречия, возникающие по поводу дефицита ресурсов и т.д.

Субъективные противоречия напротив зависят от воли и сознания людей. Вызванные несовместимость характеров, мировоззрениях, ценностных ориентациях, а также различием в манере поведения. Главной причиной межличностных и внутриличностных конфликтов являются субъективные противоречия. Хотя могут вызвать более масштабные конфликты. Примером может послужить противоречия среди глав государств, которые могут послужить возникновению конфликта на межгосударственном уровне[31].

Объективные факторы возникновения конфликтов в организации

Разберем следующие объективные причины конфликтов, которые присутствуют в современной конфликтологии[32].

  1. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению, к ним могут относиться различные ресурсы, такие как: материально-технические, социально-экономические, финансовые и др. Их недостаточность может привести к противоречию между человеком и социальными группами, поскольку выделение их какой-либо личности или производственному объединению значит, что другие получат меньшую их долю и неважно о чем идет разговор, это может быть премия, компьютеры или новое оборудование и т.д.
  2. Взаимозависимость ответственности и заданий. Как нам известно, организация – это система, элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому, если происходит сбой в «системе» из-за работника или подразделения, который не выполняет свои обязанности и задачи, то из-за этого может произойти конфликт, так как нарушается функционирование всей системы.

Также конфликт может произойти из-за неправильного распределения ответственности между работниками или ее подразделений. В этом случае одни могут думать, что выполняют минимум работы и их недооценивают, а другие будут думать, что на них возложили много обязанностей и они выполняют не только свои, но и чужие функции.

  1. Несогласованность целей различных групп работников. Конфликт может произойти между группой и организацией или же между группами внутри организации, так как в этом случае работники уделяют больше внимания своим целям, чем целям организации. Например, отдел сбыта может настаивать на увеличении ассортимента продукции, так как это увеличивает объем сбыта, но в это время цели производственного подразделения выполнить легче, если перечень продукции менее разнообразна[33].

Личностные факторы возникновения конфликтов

К личностным факторам возникновения конфликтов относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.

Психологические доминанты поведения личности. Другими словами это ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы и потребности, которые по своему объекту могут быть самыми разнообразными. Все зависит от того, насколько важен и интересен этот объект человеку. У людей ценностные характеристики всегда относительны.

Одной из основных причин конфликтов является расхождение личностных смыслов и значений – она определяет линию поведения в конфликте, а также его стратегии и тактику. Так, например, если человека не заинтересует определенный конфликт, то он выберет тактику избегания и уклонения, то есть он просто не захочет ввязываться в конфликт и пройдет мимо. Человек также может проявить благородство и уступить предмет спора, если, к примеру, премия будет являть предметом спора, но она незначительного размера, то состоятельный человек не будет ввязываться в конфликт из-за нее. Но если все будет наоборот, то здесь будет необходима тактика конкуренции[34].

Несовпадение характеров и акцентуация. Несовпадения характеров часто являются причинами конфликтов. Например, нередко разводы молодых людей происходят из-за того, что они «не сошлись характерами». Эта причина является очень распространенной в различных сферах человеческой деятельности. Не случайно люди, которым предстоит работать в группах с длительным, локальным и постоянным общением, проходят испытания на психологическую совместимость. Например, перфекционист не смог бы ужиться с тем человеком, который не привык следить за идеальной чистотой, любит расставлять предметы где попало и т.д.

Акцентуация характера тоже играет важную роль в возникновении конфликта. Другими словами, акцентуация – это чрезмерная выраженность его отдельных черт у акцентирующих людей. Этим личностям тяжело в общении, так как они из-за своего «нетипичного» характера имеют склонность к конфликтам. Например, если взять «художника» и «мыслителя». «Художнику» будет достаточно эмоциональных речи в разговоре, он также будет более общителен, чем «мыслитель». «Мыслитель» наоборот считает, что в разговоре должны отсутствовать эмоции и во время разговора будет больше просить и упираться на доказательства, аргументы и факты[35].


Установки личности. Важный фактор возникновения конфликта – установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в этой ситуации может быть разногласие между различными идеальными типами личности, если они выражены достаточно ярко. Например, если будут взаимодействовать теоретический тип человека и экономический, то уже появляется опасность того, что может случится конфликт из-за их противоположных внутренних жизненных устремлений. Потому что процесс деятельности теоретического человека является самоцель. Он все время в поиске истины. Тогда как экономический человек будет искать во всем выгоду. В любой ситуации он будет выжимать все для своей пользы[36].

Выходит, что конфликтность и противоречивость установок может произойти между всеми выделенными Э. Шпрангером типами людей: теоретическим, экономическом, эстетическим, социальным, религиозным и политическим.

Неадекватные оценки и восприятия. В возникновении и развитии конфликтов значительную роль играют неадекватные оценки, представления и самооценки. Часто они бывают причиной в деловой сфере общения, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или использовать тактику избегания. Приведем пример из ситуации, когда подчиненные думают, что имеют право высказать свои взгляды и мнения по какому-либо вопросу, но руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять свою работу. Важной причиной здесь является разрыв между ожидаемым и реальным результатом.

Неправильные оценки подчиненных также часто являются причиной конфликта. Завышение и занижение оценок в организации могут привести к нарушению принципа распределительной справедливости и могут послужить возникновению недовольств, а также конфликтной ситуации в коллективе. Впервые принцип распределительной справедливости сформулировал Аристотель, он сказал «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало»[37].

Причиной конфликта также может послужить и неадекватная самооценка, которая является важным регулятором поведения человека. Как и завышенная, так и заниженная самооценка, представленные неправильно о своих возможностях и месте в группе, то это будет вызывать постоянные трения, отрицательную реакцию, а также недоразумения среди коллег.

Неадекватная самооценка может вызвать как и межличностные конфликты, так и внутриличностные. Например, человек с завышенной самооценкой будет ставить перед собой завышенные и недосягаемые целы. Поэтому его часто будут ждать неудачи, разочарования и чувство неуверенности в себе.[38]