Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Манеры поведения. Различия в манерах поведения могут вызвать конфликт, так как малая степень взаимопонимания будет затруднять общение между людьми. Так, например, человек, который бесцеремонно и грубо разговаривающий с людьми, будет часто вступать в конфликт, так как будет думать, что ему все дозволено. Таких людей называют «паровой каток». Вступив в конфликт с этим человеком, стоит дать ему «выпустить пар», но если вы не хотите конфликта, то нужно просто в малом ему уступить.

Или же человек, которые может неожиданно взорваться, как ребенок, из-за неожиданного плохого настроения. Этот тип людей называют «взрывной ребенок». Так, например, руководитель может мирно общаться с подчиненными и вдруг неожиданно для всех вспылить, чувствуя, что они совсем отбились от рук. Если вы хотите уклониться от конфликта с этим человеком, вам стоит дать ему накричаться. Стоит убедить человека в том, что вы его слушаете. И необходимо дать ему понять, что он контролирует ситуацию и тогда он успокоится.

Неприятности может принести такой тип людей, как «молчун» («тихоня»). С этим человеком конфликт может возникнуть из-за того, что человек просто не будет знать причин его скрытности. С ними также легко потерять терпение, так как от них трудно добиться ответа, в чем истинная причина их скрытности. Главный выход из такой ситуации – это преодоление замкнутости человека. Такому человеку стоит задавать вопросы такие, на которые нет однозначных ответов таких как, «да» или «нет». Например, «что вы думаете по этому поводу?» или «что послужило причиной вашей замкнутости?» и т.д. Но если человек не хочет давать ответы на ваши вопросы, вы можете поделиться ими, чтобы узнать правильны ли они, например, «мне кажется, вы избегаете моего общества, так как полагаете, что я уделял вам мало внимания на прошлой вечеринке» и все в таком духе. После разговора поблагодарите его и попытайтесь договориться о новой встрече[39].

Большую опасность представляет такой тип человека, как «сверхпокладистый». Он будет вести себя вежливо, давать много обещаний, но в итоге их не выполнять. Например, руководитель, давший поручение подчиненному, может обещать ему большую премию или повышение зарплаты за это задание, но после выполнения задания будет откладывать свое обещание вплоть до пенсии. Такому типу человека стоит показать, что вы хотите добиться от него правдивости. Нужно настаивать на том, что вы хотите знать, что он в действительности думает, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии выполнить. Сделайте акцент на том, что вас беспокоит не то, что он согласиться с вами или нет, а его непоследовательность.


Таковы типы и правила поведения с некоторыми типами конфликтных личностей[40].

Данный подзаголовок раскрыл нам все причины того, как и почему появляются конфликты. Как говорил Франклин: «Первый шаг к исцелению – понять причину проблемы»[41].

1.4 Виды конфликтов

Существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Но самыми распространенными являются эти четыре вида конфликта:

  • внутриличностный конфликт;
  • межличностный конфликт;
  • межгрупповой[42];

Внутриличностный конфликт – внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Существуют четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта:

  • когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались (например, снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.);
  • эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания (например, депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.);
  • поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения (например, отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п.);
  • интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса[43] (например, усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п[44]).

В жизни встречается огромное количество внутриличностных конфликтов. Поэтому стоит привести их всю типологию к единому знаменателю, способное послужить центром. Таким центром является ценностно-мотивационная сфера личности, именно с ней связана внутренняя конфликтность человека и именно она способна в достаточной мере отразить всевозможные отношения и связи человека с окружающей действительностью[45].


Беря это за главное утверждение, можно выделить несколько структур внутреннего мира человека, которые включают: мотивы, ценности, самооценку.

  • Мотивы — «хочу» (потребности, интересы, желания)
  • ценности — «надо»
  • самооценка — «могу»[46]

Также выделяют следующие шесть видов внутриличностного конфликта:

Таблица 1

Виды внутриличностного конфликта

Определение

Примеры

Адаптационный конфликт

это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования[47].

неспособность сотрудника организации надлежащим образом выполнять свой функционал[48].

Ролевой конфликт

представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли[49].

менеджер организации может «разрываться» между выполнением своего долга и дружеским отношением к своему товарищу, если вдруг ему необходимо его уволить и т.п.

Мотивационный конфликт

является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.

парень может испытывать затруднения в выборе между встречей со старыми друзьями и прогулкой с любимой девушкой; молодой человек может хотеть заняться боксом, но боится, что ему причинят боль и т.п[50].

Нравственный конфликт

острейшая борьба мотивов, где моральный выбор не приносит облегчения и в любом случае приходит к нравственным потерям[51].

мужчина может ощутить внутренний конфликт, являясь мужем, но имея возможность завязать отношения с женщиной, к которой он испытывает симпатию и влечение[52].

Продолжение таблицы 1

Конфликт неадекватной самооценки

это противоборство требований человека и его реальным потенциалом

завышенная или заниженная самооценка; стремление стать лучше, чтобы добиться большего и стремление оставить всё, как есть, чтобы не покидать «зону комфорта» и т.п[53].

Конфликт нереализованного желания

Равносилен комплексу неполноценности. Появляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.

Человек может хотеть быть похожим на своего кумира, но в реальности он совершенно другой; человек может хотеть жить богато, но действительное положение дел обстоит иначе и т.п[54].


Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

  1. Стоит адекватно оценить ситуацию, попытаться взять ее под контроль, затем раскрыть те противоречия, которые могли стать причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
  2. Требуется сосредоточить причину конфликта, выявить его первооснову, оставив все второстепенные моменты и грядущие обстоятельства.
  3. Можно «выпустить пар». Дать волю эмоциям, тревоге и гневу, заняться для этого физическими или творческими занятиями, также можно сходить в кино, театр, почитать книгу и т.д.
  4. Научиться прощать, не только других, но и себя.
  5. Занять расслабляющей терапией, например, йога, музыка или другие расслабляющие тренинги.
  6. Поплакать.

Межличностный конфликт - это конфликт между личностями, причинами которого могут быть разногласия в интересах, взглядах, характере и мнении. Чаще всего объективные причины лежат в основе межличностных конфликтов, нежели субъективные. Также можно сказать, что межличностные конфликты являются наиболее распространенными, среди всех типов конфликтов. Приведем пример: конфликт между руководителем и подчиненным, чаще всего это происходит при разногласиях в организации рабочего процесса. Например, один работник не выполнил часть работы, влияющей на успех всего общего дела. В этом случае конфликтная ситуация скорее всего затронет не только руководителя, но и коллег нерадивого работника. Иногда новый сотрудник не принимает нормы и устои сложившегося коллектива. В этом случае также высока вероятность развития конфликта.

Существует 6 видов межличностных конфликтов:

  1. По направленности:

- горизонтальные – участники не подчиняются друг другу,

- вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом,

- смешанные – где есть обе составляющие (организация).

  1. По значению:

- конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми; 
- деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы.

  1. По характеру причин:

- объективные;

- субъективные (плохое настроение, самочувствие).

  1. По сфере разрешения:

- деловые;

- личностно-эмоциональные.

  1. По форме проявления:

- скрытые (плохо осознаются людьми);


- открытые (осознаются).

  1. По времени протекания:

- ситуативные;

- пролонгированные (длительные)[55].

Остается один вопрос: как разрешить межличностные конфликты? Есть несколько вариантов разрешения данного конфликта:

Уклонение – этот способ предполагает, что человек попытается уйти от конфликта. Как отмечают Роберт Блэйк и Джейн Мутон, один из способов разрешения конфликта — это «не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы».

Сглаживание – этот стиль характеризуется своим убеждением, что не стоит злиться, потому что коллектив – это одна дружная команда и не следует раскачивать лодку. В такой ситуации «сглаживатель» старается не вступать в конфликт, а напротив пытается устранить проблему.

Принуждение – в этом случае человек пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой, не интересуясь с мнением других людей. Он агрессивен и для влияния на других использует власть путем принуждения.

Компромисс, здесь принимается точка зрения одной стороны, но лишь на некоторое время. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон[56].

Решение проблемы принятие различия во мнениях и готовность принять другую точку зрения, чтобы понять причину конфликта и найти выход из ситуации, приемлемый для двух сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Межгрупповой конфликт – это несхожесть, размолвка мнений и интересов социальных групп, коллективов, а не отдельных групп. Причины такого конфликта возникают из их особенностей, например, из-за неудовлетворительных условий труда, системы распределения ресурсов, невыполнения договоренности и пр.

Например, может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией по причине внезапного сокращения штата сотрудников[57].

Межгрупповой конфликт имеет формы проявления, а именно:

  • забастовка;
  • демонстрация;
  • обращение к общественности через СМИ;
  • пикеты и т.д[58].