Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История развития менеджмента
1.2 Законы и закономерности менеджмента. Принципы менеджмента
1.3 Сущность и состав функций менеджмента
2. МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Специфические особенности развития менеджмента в России
На сегодняшнем этапе развития следует все же согласиться с учеными, которые утверждают, что система управления, которая имеет место быть сейчас и которая вобрала в себя черты национального менталитета, пока еще не может бороться с теми вызовами, с которыми столкнулась Россия.[27, с.126]
Для того чтобы, построить эффективную модель менеджмента, которая будет адекватна условиям новой экономики, нужно не только опознавать существующие столетиями характерные черты и особенности менталитета и системы управления, но и идентифицировать ключевые направления развития российского менеджмента, которые смогут обеспечить достижения значимых результатов, то есть приближение российских предприятий к идеальному управлению. Убежденность в том, что в будущем такая особенность российского менталитета, как дуализм "русской души" и ее противоречивость так и останется основной чертой, поможет правильно спрогнозировать развитие отдельных характеристик российского менеджмента по направлению повышения его эффективности.
Если обобщить подходы к анализу специфических черт современного российского менеджмента, то можно выделить отличительные черты менталитета и обусловленные им особенности системы управления в особых формах их проявления.
К специфическим чертам менталитета и системы ценностей россиян можно отнести следующее:
- дуализм, то есть противоречивость русского человека;
- игнорирование законов;
- скрытие доходов;
- принцип равенства.
К современным чертам менталитета и системы ценностей россиян можно отнести:
- переменчивость, двойственность поведения;
- отсутствие желания брать ответственность на себя;
- отсутствие инициативы у работников среднего и нижнего уровня управления.
К особенностям же российского менеджмента стоит отнести следующее:
- единоличное принятие решений, а так же преобладание административных методов управления;
- жесткий авторитаризм;
- наличие механизмов, которые подавляют конкуренцию;
- автономия на нижнем уровне управления и жесткая централизация на высшем уровне;
- наличие у менеджеров нескольких стандартов поведения;
- неконкурентность;
- наличие как стабильных, так и нестабильных режимов функционирования управленческих структур;
- перенесение с государства на уровень предприятий "центра тяжести";
- появление примеров личностного роста в карьерной лестнице;
- стремление к расщеплению власти и ответственности, то есть существование параллельных властных структур, которые внедряются в предприятие, регион;
- наличие принципа равенства внутри социальных организаций и конкуренция между ними.
Таким образом, модель российского менеджмента и национальный менталитет содержат специфические механизмы, которые обеспечивают различные действия людей и компаний. Стабильный режим функционирования определяет, что действия одних и тех же людей и компаний будут направлены на сохранение положения дел, на интересы руководителей и подчиненных, как должностные, так и материальные в ущерб целям системы. В противоположной ситуации - звенья всей системы менеджмента вынуждены эффективно работать, что подразумевает достижение результатов, соответствующим целям системы менеджмента.[22, с.189]
Можно выделить следующие особенные характеристики существующей системы менеджмента:
- зависимость персонала предприятия от руководства;
- иерархическая система управления с жесткой централизацией;
- непрозрачность решений, принимаемых куроводством;
- отсутствие наличия гибкости у менеджеров высшего звена, их неумение учитывать влияние различных факторов и изменяться под действием внутренних и внешних условий;
- "закрытость" предприятия для внешнего окружения;
- поощрение и продвижение сотрудников предприятия на основе их организационной и персональной лояльности;
- наличие барьеров между подразделениями предприятия.
Данный перечень, отражает организационную культуру, которая характерна для многих стран. Между тем качества, которые заложены в национальном российском характере, необходимо развивать и всячески поощрять посредством управленческих техник и инструментов, встраиваемых в российскую систему эффективного управления.
В настоящее время, в трансформирующимся российском менталитете тенденции развития индивидуализма становятся определяющими, но с другой стороны, увеличивается потребность в обучении и командной работе, единении, что демонстрирует эффективность взращивания из предприятий самообучающихся организаций. Ведь именно дуализм в поведении, изменчивость и являются важнейшими чертами российского менталитета и менеджмента.
Двойственность российского менталитета, его противоречивость и способствует формированию не очень устойчивой национальной системы менеджмента. И только понимание ограничений, которые существуют в национальной системе менеджмента, даст возможность целенаправленно сражаться с его отдельными характеристиками и, наоборот, поощрять развитие других, опираясь прежде всего на использование специфических особенностей менталитета и национальной системы ценностей.
Исследования национального комплекса уникальности России в сравнении с США и Японии, говорят, о том что, национальные особенности менталитета негативно влияют на разработку и выбор методов управления, так же на выбор концепций и подходов к созданию и совершенствованию систем управления организацией.
Характерные специфические черты складывающегося российского национального комплекса уникальности, совпадают с особенностями российского управления. Так же к ним можно отнести: недостаточную мотивацию менеджеров, сотрудников организации для достижения личных успехов.
Организации, для того чтобы стать успешной в условиях модернизации экономики в России, необходима более эффективная система менеджмента, что подразумевает квалифицированный управленческий состав, персонал, владеющий необходимыми современными управленческими инструментами, которые смогут позволить ставить цели и достигать их.[4, с.190]
Именно управление движет развитием организации, компании, экономика развивается под влиянием управляющих воздействий, а несовершенство сфер объясняется исключительно неквалифицированным их управлением.
2.2. Проблемы и пути их решения в российском менеджменте
Неэффективное управление предприятием является причиной многих экономических и социальных проблем в организации. Наука управления берет свои корни в глубокой древности. Веками искусство эффективно управлять оттачивалось, прорабатывалось и изучалось в поисках результативных методик. Было проведено множество исследований, поставлены эксперименты, написано много книг, выделен ряд основополагающих принципов, следуя которым можно построить эффективную организацию.
Однако ж на деле большинство российских предпринимателей и по совместительству управленцев ориентируются на чутье и практический опыт. С переходом на рыночную экономику, получившимся слегка хаотичным и резким, многие начинающие предприниматели и понятия не имели о принципах менеджмента. Конечно, успешного предпринимателя определяет не только знания, но и специфическая предпринимательская «жилка».
Но необходимость в базовых знаниях теории менеджмента стала сильнее проявляться, и взоры управленцев обратились на Запад. Американская и Западноевропейские модели менеджмента были взяты за образец и втиснуты в российские рамки. Естественно, результат получился иным, чем предполагалось. Зарубежные механизмы просто не функциональны в условиях российской экономики. Выделят даже особый «русский» менеджмент. К примеру, ведение бухгалтерского учета в России - это, главным образом, способ удовлетворения любопытства проверяющей организации. В США - это инструмент для оптимального понимания бизнеса в целом и поиска методов повышения его доходности. Ключевым вопросом, беспокоящим западного бизнесмена, считается живучесть его бизнеса. Она устанавливает соотношение между стоимостью активов и суммой пассивов, т.е. балансом, что главным образом отличается от обычного для нас баланса как равновесия между расходами и доходами. [7]
Беда в том, что западный опыт перенимается как есть, без подгонки под российские условия, либо - что еще хуже, перенимается только «оболочка», когда внутри предприятие функционирует также «на ощупь», без определенной стратегии и политики.
Западная ориентированность присутствовала всегда. Потому как казалось, что на Западе лучше и правильнее. Однако в настоящее время возрос интерес к восточным методикам. Японская модель противопоставляется американской. Она основывается на коллективной ответственности и большом индивидуальном внимании к сотрудникам. Здесь более неформальные отношения, влияние руководителя оказывается на весь коллектив, при этом учитываются индивидуальные потребности работников, так как предполагается, что сотрудник будет работать пожизненно в данной компании. К тому же, в Японии готовят универсальных менеджеров и оценку его деятельности ведут по коллективному результату и гармонии в коллективе.
Отличительной чертой также является и то, что решения принимаются не индивидуально, как в американской модели, а коллективно, на основе единогласия. В Японии управляющие выбираются внутри компании, то есть руководитель, обычно, проходит весь цикл работника: от стажера до начальника отдела, постепенно повышаясь в должности. Японской модели характерно и горизонтальное перемещение будущих управленцев: начальник отдела может быть переведен в другие отделы для получения информации и опыта «на местах» [21]. Таким образом, к более высокому уровню управления он приходит со знанием дела.
Сегодня даже американские фирмы обратили внимание на японский менеджмент и пытаются почерпать для себя что-то. Японская система управления (во всяком случае, квинтэссенция ее подходов, очищенная от недостатков, свойственных любой социо-культурной системе) дает возможность наиболее полно использовать знания и навыки персонала для достижения целей организации. Таким образом, Россия может наблюдать японскую модель, апробированную на Западе.
Россия же, находясь на стыке Запада и Востока, может позволить себе применять наиболее рациональные как западные, так и японские подходы к управлению, однако, не забывая при этом самобытность российской культуры и менталитет. Определенно, при создании такой системы управления современный менеджер столкнется с рядом проблем и особенностей:
- Отношение к труду у россиян особое. Выкладываться из последних сил, работая на кого-то непринято. Труд воспринимается как нечто обязательное для получения заработной платы, а качество этой работы на уровне, достаточном для ее получения. То есть, необходимо создание системы восприятия ценности трудового процесса, важно, чтобы каждый сотрудник по- своему истолковывал для себя значимость трудового процесса. Необходима гибкая система подходов к восприятию ценностей, но, в то же время, структура ценностей должна быть максимально определена и зафиксирована.
- Особенное отношение к законам и правилам. Его можно выразить фразой: не все то, что предписывается, должно выполняться. Это обусловлено в определенной степени недоверием государству. Моментально исправить столь сильно укоренившийся стереотип к предписаниям нельзя. Необходимо осуществлять контроль за выполнением работы и соблюдением при этом норм и правил. Нужно донести до каждого работника факт того, что нарушение норм, принятых руководством, недопустимо и подрывает стабильную работу всей компании. Эффективным при этом будет ввести систему санкций за несоблюдение нормативных актов. Постепенно каждый работник осознает последствия нарушения, которые ставят под удар весь коллектив.
- Еще одна особенность - это отсутствие инициативности у работников, т.к. выскочкой быть непринято. Это основано на неравномерном распределении властных полномочий. Необходимо отойти от данной концепции, предоставив сотруднику возможность обращаться к руководителю за уточнениями и предлагать свои идеи. Важно наладить контакт с сотрудниками, получать от них информацию, при этом не просто выслушивать ее, а прислушиваться. Убедить сотрудников в том, что информация важна.
Итак, говоря о внедрении японской модели в России, можно выделить следующие аспекты:
Во-первых, необходима определенная философия производственного процесса, для того, чтобы сотрудники понимали, чем они занимаются, почему и какова их значимость в процессе функционирования предприятия.
Во-вторых, введение системы устранения потерь, а именно путем своевременного предупреждения их. Для этого требуется использование эффективных технологий на предприятии, автономизация процесса, соблюдение последовательности выполнения работ, равномерное распределение обязанностей между сотрудниками, внедрение системы непрерывного контроля качества и выявления недостатков на ранних стадиях производственного процесса, отслеживание объемов используемых ресурсов и контроль задействованных мощностей во избежание перепроизводства. Требуется создание единой информационной системы, которая отражала бы состояние отдельных производственных процессов в режиме реального времени.
В-третьих, необходимо наладить благоприятную структуру межличностных отношений в организации. Руководитель должен подойти к вопросу формирования коллектива с особой ответственностью, поскольку наличие сплоченной команды на производстве позволит создать благоприятную атмосферу для эффективной деятельности сотрудников. Обязательны мероприятия, направленные на «сближение» верхних эшелонов руководства с трудящимися. Это приведет к открытости сотрудников по отношению к руководителям, что положительно скажется на системе информационного обмена между исполнительными и руководящими элементами производства.
В-четвертых, совершенствование и еще раз совершенствование. Нельзя приходить к стадии застоя. Нужно находиться в постоянном мониторинге рынка, запросов потребителей, оценке собственной деятельности с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей, и на основе данного анализа вырабатывать новые идеи. Рынок находится в постоянном движении, новые технологии, власть информации, поэтому важно повышение квалификации сотрудников. Вкладывая денежные средства в различные программы дополнительного профессионального образования, работодатель тем самым инвестирует свое производство и действует с позиции долгосрочной перспективы. Кроме того, учеба не должна прекращаться и в процессе производства. [21]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными ранее задачами, можно сделать следующие выводы.