Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

 Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

 Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

 Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей, программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Объектом исследования является менеджмент как специфический вид деятельности по управлению предпринимательской деятельностью.

Предметом исследования является формирование менеджмента, его этапы, особенности и проблемы.

Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

В этой связи, к основным задачам данной курсовой работы можно отнести:

1) изучить историю развития менеджмента;

2) рассмотреть законы и закономерности менеджмента, его принципы менеджмента;

3) исследовать сущность и состав функций менеджмента;

4) проанализировать специфические особенности развития менеджмента в России;

5) охарактеризовать проблемы и пути их решения в российском менеджменте.

Методологической основой данной курсовой работы послужили труды следующих авторов: А.П. Балашов, В.Р. Веснин, Т. О. Зотина, А.Б.Карасев, Н.А. Николаева, Г.Я. Гольдштейн и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 История развития менеджмента

Начало процесса формирования истории практики и теории менеджмента связано с именем К. С. Джорджа-младшего. В работе "История управленческой мысли" он приводит обширный перечень фактов, явлений, концепций, характеризующих развитие менеджмента с пятого тысячелетия до н.э. по 50-е гг. XX века и называет его управленческим континуумом. Перечень К.С. Джорджа несколько позже повторил Б. Карлоф в книге "Деловая стратегия" [11]. Постепенно сформи­ровалась группа сторонников этого подхода. Среди них, в частности, такие авто­ры трудов по теории менеджмента, как М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, В.Р.Веснин, В.Б.Зубик, 3.3. Глущенко и др. Признавая многовековую эволюцию теории и практики менеджмента, они особо подчеркивают все же, что научный менеджмент, в силу технико-технологических, рыночных, социальных причин возник на рубеже XIX-XX веков и связан с тейлоризмом и последующими школами. Несколько иной точки зрения придерживаются У.Дж. Дункан, Р. Скотт, А. Силадьи, И.Н. Герчикова, П.А. Кохно, З.А. Микрюков, С.Е. Комаров и др. Им представляются малоубедительными и недостаточными факты, позволяющие вести отсчет истории менеджмента с периода существования древнего Шумера и древнего Египта. Поэтому их внимание сосредоточено на хорошо освещенных в литературе основных школах менеджмента, начиная с конца XIX в. по настоя­щее время.

Обращаясь к самым ранним этапам формирования менеджмента, мы обнаруживаем тесную связь фраг­ментарных, трудноразличимых элементов управленческого характера с первыми шагами в области обобщения производственного опыта. Руководства к практиче­ской деятельности, содержащиеся в работах древнегреческих (Ксенофонт "Экономикос") и древнеримских авторов (Катон "О земледелии", Варрон "О сельском хозяйстве", Колумелла "О сельском хозяйстве") [13] содержат описания работ, ра­бочие спецификации, элементы, связанные с функциями организации, админист­рирования и контроля. В этот и в последующие исторические периоды, вплоть до завершения промышленных переворотов, в ведущих европейских странах преобладает эмпирическое управление.

С точки зрения качественных перемен в управлении предприятиями ремес­ленного производства особо следует выделить период XVI-XVII веков. Измене­ния в технике и технологии основных отраслей хозяйства этого периода, углубле­ние национальных рынков и расширение мировой торговли, ограбление колоний и усиление процесса первоначального накопления капитала, постепенно подры­вают основы цехового господства с его застывшими формами управления, спо­собствуя развитию мануфактуры. В основе управленческой системы мануфакту­ры лежал принцип разделения труда, а значит более своевременный и тщатель­ный контроль за организацией и качеством работ. Систематический учет, сопос­тавление доходов с расходами, начало исчисления себестоимости были второй фундаментальной опорой ее менеджмента. Третьей - являлся рост прибыли. При­быль постепенно осознается как актуальная цель, которой следует подчинить всю организацию производства.


Одновременно имеют место следующие глобальные процессы прямо или косвенно воздействующие на управление производством. Практики (А. Рамелли, Гвидо Убальдо дель Монте, Г. Агрикола и др.), обращаясь к истории развития своих отраслей, высказывают мысль об их поступательном развитии [36]. Мысль об эволюции и общественной роли "ремесленных искусств" находит поддержку в меркантилизме, выступающем за усиление регулирующей роли государства в экономике и совершенствование управления государственным хозяйством (Ж.Боден, М.Лютер, К.Клок, И.Бехер и др.) [36]. Наконец ряд государств перехо­дят к прямому стимулированию процесса развития мануфактурного производства (Англия, Франция, позже Австрия, Россия) [38]. Это, в известней мере, способст­вовало и совершенствованию управления.

Управленческий опыт мануфактуры в части учета, исчисления себестоимости, контроля, разделения труда, руководства крупными производственными объ­ектами и др. косвенно или в модифицированной форме входит затем в структуру управленческой системы фабричного производства. Специфика этой системы и уро­вень сложившихся производственных отношений в значительной степени опреде­лили качественные особенности заводского управления.

Понуждающая к труду жесткая технико-технологическая основа производства с ее однозначными механическими связями и требованиями к рабоче­му, в известной степени, нашла свое выражение в принудительной, командно-­иерархической системе руководства.

Управление трудом осуществлялось путем жесткого административного рег­ламентирования внутреннего распорядка, штрафов, вычетов из зарплаты, взыска­ний. За нарушение трудового соглашения рабочему грозило тюремное заключение.

Проблемы, возникавшие на рабочих местах в связи с введением машин (подчи­нение человека машиной: интенсификация, однообразие, утомительный характер, опасность труда и др.), как правило, не регулировались управленческими звеньями.

То же следует сказать о применении труда женщин и детей, удлинении рабо­чего дня, вытеснении человека машиной. Производитель рассматривается адми­нистрацией преимущественно как функционер. На мелких металлургических предприятиях Франции, после 12-часового трудового дня, он спит здесь же, при заводе, на соломенной подстилке, как рабочий скот (Каталонские заводы, 40 гг., XIX в.) [35].

Существовала еще одна немаловажная особенность практического управления в период осуществления промышленных переворотов. В условиях, когда коопера­ция разнородных машин и связанная с ней непрерывность технологических про­цессов обработки сырья и материалов подчиняют и включают в производственный процесс рабочую силу - наиболее доступными и развитыми к тому времени функ­циями управления оставались административный контроль и мотивация труда.


Существенный вклад в развитие теории и практики управления внес сын банкира, изобретатель аналитической машины, профессор математики в Кем­бридже - Чарльз Бэббидж [37]. После десятилетних путешествий по европейским странам, с целью изучения промышленных объектов, в 1832 г. он выпустил книгу "Экономика машин и промышленных предприятий". Значительная часть этого со­чинения была посвящена разделению труда в условиях фабричной системы про­изводства. Специализация, по его мнению, сокращает время овладения професси­ей, уменьшает отходы материалов, экономит время перехода от одного задания к другому, повышает качество работ, способствует рационализации. Отсюда следу­ет, что развивая этот процесс, мы регулируем всю взаимосвязанную цепь послед­ствий, управляем ими. Еще в XVI веке Ф. Рабле высказал мысль об изучении тру­довых операций ремесленников. Ч. Бэббидж одним из первых исследовал трудо­вые движения рабочего и связанные с ними затраты времени в целях повышения эффективности труда. Ч. Бэббидж был сторонником применения счетных машин, работающих на пер­фокартах. Его аналитическая машина должна была освободить управленцев от целого ряда рутинных операций. Социальные аспекты функционирования тек­стильной промышленности Англии и способы их регулирования изучал доктор медицины Эндри Юр. После обследования многих заводов и многочисленных личных бесед с рабочими, он написал работу "Философия производства". Там нашли отражение данные о среднем возрасте британских рабочих, состоянии здоровья, их занятости по категориям работ, условиях труда, образе жизни. Э. Юр осуждал существующую систему управления трудом на фабриках, при которой заработок взрослых рабочих, в отдельных производственных звень­ях, зависел от выработки детей. Любой сбой в работе последних вызывал жесто­кие побои с о стороны взрослых. Автор предлагал, в качестве выхода из сложив­шейся ситуации, дальнейшее вытеснение ручного труда машинным. Система сплошной механизации, по его мнению, должна была стать надежной и эффек­тивной основой рационального управления трудом, устранения конфликтов и улучшения жизни.

С завершением промышленных переворотов в 70 гг. XIX в. на практику управления начинает воздействовать ряд новых факторов. Существенно возраста­ет мощность паровых двигателей. В машиностроении углубляется специализация по видам и внутри отдельных видов станков. Усложнение производимых деталей машин становится причиной появления нового металлообрабатывающего обору­дования. В 90-х гг. были созданы многошпиндельные станки-автоматы, макси­мально увеличившие количество одновременно работающих инструментов. По­высилась скорость операций и точность обработки. Зарождается массовое произ­водство. Распространяются связанные с ним поточные линии - совокупность ма­шин и рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса. За каж­дым местом закрепляется одна или несколько операций. Все эти изменения по­вышавшие степень многообразия, динамичности, взаимосвязанности процессов требовали большей четкости и рациональности в планировании, организации, корректировании, контроле со стороны управленческих структур. Проблема соот­ветствия профессиональных знаний менеджера в изменившейся ситуации стано­вилась все более актуальной.


Постепенно на смену паровому двигателю приходит двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, паровая турбина. Это способствует дальнейшему росту размеров и усложнению внутренней структуры промышленных предпри­ятий. Вместе с тем завершается формирование мирового рынка, усиливается кон­куренция, еще больше ускоряющая концентрацию производства и капитала. Кон­центрация производства открывает целый ряд существенных потенциальных воз­можностей: углубления специализации, лучшего использования оборудования, снижения административных расходов, роста масштабов исследовательских ра­бот, сокращения расходов по сбыту. То есть возникает еще один мощный много­аспектный фактор с одной стороны расширяющий творческий потенциал управ­ления, а с другой - требующий от управленцев большего объема знаний и умений в части поддержания и корректировки новых процессов. Одновременно развива­ется объективный процесс корпоратизации экономики. Предприятие во главе с единоличным собственником-управляющим начинает оттесняться акционерной компанией. Акционеры предпочитают специалиста-управленца. Собственность отделяется от управления и оно все больше становится, наряду с капиталом и трудом, самостоятельным фактором производства. Но это становление наталкива­ется на дефицит управленческих знаний, отсутствие надлежаще подготовленных кадров. Сохраняются и старые недостатки промышленного управления, такие как преобладание администрирования в ущерб продуманной организации работ, ар­тельные формы распределения труда в низовых рабочих группах, недостаточное внимание режиму работы оборудования, упорное социальное противостояние и конфликтность. На пересечении этих тенденций все больше начала определяться потребность в новом, более рациональном, динамично-адаптивном управлении. Проблема подготовки новых управленческих кадров с особой остротой встала в последние десятилетия XIX века. Назревший уровень спроса вызвал ускоренный отклик предложения.

Одна из первых школ подготовки менеджеров возникла в 1881 г. при Пен­сильванском университете (США). В том же году американец Джон Вартой пред­ложил первый управленческий курс для преподавания в колледже. Одновременно подготовка управленцев началась во Франции (коммерческая школа при Париж­ской торговой палате). Несколько позже, в конце XIX века были сделаны первые шаги в сторону управления рыночными связями предприятий. Исходя из анализа проблематики рынка, американцы Д.Уэлд и Г.Эмери пришли к выводу, что ос­новным фактором сдерживания производства в новых условиях является сбыт. А уже в 1902 г. в Калифорнийском и Мичиганском университетах читались курсы маркетинга.