Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании приведенного фрагмента из истории, практики и теории ме­неджмента представляется возможным сделать следующие основные выводы:

  1. В процессе долгосрочного развития уровень системности управляемого производственного объекта повышается. Усиливаются внутренние связи, зависи­мости, опосредования. Резко возрастает разнообразие процессов. Эти существен­ные перемены вызывают необходимость изменений в структуре и содержании управления.
  2. Прошлое входит в настоящее и будущее управленческих систем в форме долгосрочных процессов (совершенствование учета, отчетности, специализация, стандартизация и т.д.). Содержание и структура этих процессов постепенно меня­ется. Но, как правило, не все их потенциальные возможности реализуются в дан­ном историческом периоде. Поэтому изучение их прошлого связано не только с потребностями объективного понимания в настоящем, но и с выявлением резер­вов и выяснением перспектив,
  3. Критический анализ долгосрочного процесса развития менеджмента необ­ходим в целях дальнейшего совершенствования теории и практики управления.
  4. Обращаясь к истории, на "стыке" практики и теории менеджмента, мы обнаруживаем проблемы, часть из которых продолжает оставаться нерешенной и в модифицированной форме повторяется в наше время. К ним относится, к при­меру, бегло рассмотренная выше проблема приоритетов: сначала машинное про­изводство оборудования, затем ручное изготовление к нему винтов, клиньев, за­клепок "на глаз.

5. Сказанное дает основание также заключить, что предметом исследования истории менеджмента является долгосрочный, многоуровневый процесс развития практики и теории управления, имеющий вы­ход в современность.

1.2 Законы и закономерности менеджмента. Принципы менеджмента

В сложных экономических условиях современности, не опираясь на проверенные практикой принципы менеджмента, вряд ли возможно обеспечить эффективное развитие любой организации. В связи с этим необходимо иметь представление о том, как менялись основные научные взгляды относительно определения сущности принципов менеджмента.

Понятие "менеджмент", несмотря на столетнюю историю науки, в настоящее время окончательно не выяснено до сих пор нет его четкого определения. Это обусловлено, в частности, тем, что эта категория постоянно пополняется новым содержанием, обогащаются ее функции, возрастают роль и значение в социально-экономической сфере. В научных источниках существуют самые разнообразные определения сущности менеджмента.


Так, в работе американских ученых "Основы менеджмента" дается такое его толкование: «Менеджмент - это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей» [18, с.28].

В учебном пособии «Теория менеджмента» это понятие трактуется с научной точки зрения как «умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности» [30, с.23].

Существование понятия "менеджмент" в социально-экономических, технико-экономических и других системах требует четкого подчинения основных категорий менеджмента определенным законам, которые выражают взаимосвязь явлений системы, а также позволяют в определенной степени прогнозировать ситуацию.

К основным законам управленческой деятельности относятся:

1. Закон специализации управления утверждает, что распределение управленческих функций между работниками в соответствии с их квалификацией (специализации) приводит к росту эффективности управления, поскольку позволяет концентрировать усилия на выполнении отдельного задания и уменьшает объем работы руководителя;

2. Закон интеграции управления состоит в том, что специализация управления требует создания соответствующей объединяющей структуры, которая бы выполняла координирующие функции и направляла деятельность различных работников в единое нужно для предприятия русло;

3. Закон оптимального сочетания централизации и децентрализованного управления - по этому закону предприятие не может сосредоточивать все управленческие полномочия в одних руках, а также не может значительно рассредоточивать их по разным уровням и отделах, поэтому в любой системе должно быть разумное сочетание централизованного управления и децентрализации (сосредоточение в руках высшего руководства только важнейших полномочий, включая конечный контроль и общую координацию деятельности и передачу всех других полномочий на нижние уровни в соответствии с их специализацией)

4. Закон демократизации управления характеризует общие настроения в нашем обществе и заключается в том, что каждый работник должен иметь право участия в управленческой деятельности, которая в свою очередь должна строиться на принципах коллективизма и коллегиальности;

5. Закон экономии времени в управлении выступает как закон управления рабочим временем. В условиях жесткой конкуренции важно опередить своих конкурентов: скорее найти новые рынки, раньше других перейти на выпуск новой продукции, вовремя перестроить структуру предприятия и др.


Законы являются своеобразными ограничениями в практике управления социально-экономическими системами. Поэтому, только при полном учете действия законов можно успешно достичь целей, и, наоборот, цель становится недостижимой, если она противоречит утверждению конкретных законов.

Кроме законов управления в научном менеджменте используются также закономерности управления. Суть закономерностей управления состоит в том, что они определяют обязательные для любого предприятия характеристики. Иными словами, они описывают то, что есть абсолютно логичным и характерен для управления.

Существуют как специальные, так и общие закономерности. К общих закономерностей относятся:

1. Единство системы управления - она ​​утверждает, что если существует управление какой системой, то совершенно логично и закономерно, что независимо от количества задач и функций центр управления должен быть одним для всей системы;

2. Пропорциональность производства и управления - ее суть в том, что на любом предприятии, которое осуществляет хозяйственную деятельность (производство) существует потребность в управлении производственными процессами, и чем больших объемов приобретает производство, тем больше, соответственно есть потребность в его управлении;

3. Соотношение управляющей и управляемой подсистемы - то есть с увеличением размеров и сложности управляемой системы имеют, соответственно, изменяться и размеры управляющей системы. Структура управления всегда должна соответствовать организационной структуре предприятия, которая меняется в соответствии с размерами, сложностями производства, процессами специализации и тому подобное;

4. Соответствие форм управления формам собственности - формирование рыночной экономики на основе различных форм собственности должно строиться с учетом специфики и особенностей этих форм и максимально приспосабливаться к ним. Например, закономерно, что при коллективной собственности нелогично использовать единоличное управление предприятием;

5. Децентрализация управления - согласно похожим законам управления из-за невозможности выполнения всех функций руководителем лично, часть из управленческих полномочий переводится на его подчиненных, глубина и важность этих полномочий зависит от уровня децентрализации на предприятии.

В управленческой деятельности существуют и используются также и другие закономерности, отражающие отдельные стороны отношений управления: ритмичность управления; соответствие элементов системы друг другу; сокращение и расширение иерархичности управления; расширение контроля; изменение функций управления и др. Знание закономерностей управленческой деятельности является теоретической основой успешного управления, помогает руководителям определять влияние каждой из них на эффективность функционирования организации.


Наряду с законами и закономерностями менеджмента важную роль в управленческой деятельности играют принципы менеджмента.

Принцип менеджмента - это правила и нормы управленческой деятельности, в соответствии с которыми создается, функционирует и развивается система менеджмента организаций.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, присущих только ей, и при этом опираются на законы, которые изучаются другими, связанными с управлением науками.

Принципы менеджмента нельзя считать абсолютными, такими, которые не подлежат сомнению, они являются лишь инструментами, которые позволяют рекомендовать руководителю, как следует лучше управлять людьми, материальными и нематериальными ресурсами и какой реакции среды следует ожидать.

Таким образом, принципы управления определяют закономерности формирования управленческой системы, ее структуры, методов воздействия на коллектив, формируют поведение его членов. Принципы рационального менеджмента впервые было сформировано основоположниками научного менеджмента: Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, А. Файолем.

Принципы разработаны Г. Эмерсоном изложенные в его труде "12 принципов производительности". Эти принципы являются взаимосвязанными и достигают максимальных результатов только в общей совокупности, но располагаются в определенной логической последовательности:

1. точно поставленные идеалы и цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

2. здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3. компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;

4. дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7. диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

8. нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

9. нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;


10. нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11. письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12. вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Принципы, разработанные А. Файолем касаются в основном построения структуры организации и управления работниками. Эти принципы признаны общими и они, в той или иной степени используются до сих пор [32].

Общие принципы менеджмента обязаны своему возникновению представителям административной школы менеджмента и А.Файолю. Именно А.Файоль первым предложил изучать процессы совершенствования управления на уровне организации в целом, и именно сформированные им принципы принято считать общими или классическими.

К принципам предложенных А.Файолем относят следующие:

1. Разделение труда - специализация работ с целью эффективного использования рабочей силы за счет концентрации усилий руководителя на выполнении ограниченного количества задач;

2. Полномочия и ответственность - каждому руководителю должно быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы;

3. Дисциплина - работники и руководители организации должны соблюдать достигнутых между ними договоренностей, кроме этого руководство должно применять справедливые санкции к нарушителям этих договоренностей;

4. Единоначалие - рабочий получает задание и отвечает за его выполнение только перед одним непосредственным руководителем;

5. Подчиненность интересов - в рабочее время и на рабочем месте интересы работника должны согласовываться с интересами организации;

6. Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны быть сгруппированы и осуществляться по одному плану;

7. Вознаграждение персонала - получение работником справедливого вознаграждения в соответствии с затраченными усилиями и предварительными договоренностями;

8. Централизация - единый порядок в организации, имеющей центр управления.

9. Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии;

10. Порядок - все должно быть на своем месте и место должно быть для всего;

11. Справедливость - установленных внутренних правил должны соблюдаться на всех уровнях скалярной цепи, и наказание за одинаковые проступки должно быть равнозначным;