Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История развития менеджмента
1.2 Законы и закономерности менеджмента. Принципы менеджмента
1.3 Сущность и состав функций менеджмента
2. МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Специфические особенности развития менеджмента в России
12. Стабильность персонала - ориентация на долгосрочный наем и лояльность работников к организации, поскольку высокая текучесть кадров снижает эффективность работы;
13. Инициатива - поощрение работников к независимым и рациональным суждениям в пределах делегированных им полномочий и выполняемых работ;
14. Корпоративный дух - гармония интересов персонала, обеспечивающая единство усилий [32].
Все вышеупомянутые принципы носят общий характер в связи с тем, что соответствуют совокупности соответствующих требований, согласно которым общие принципы менеджмента должны:
• определять общие положения, присущие организациям разных типов и видов;
• соответствовать законам развития природы, общества и бизнеса;
• объективно отражать сущность явлений и реальных процессов управления организацией;
• быть признанными обществом.
Множество классических принципов менеджмента и сегодня имеют большую практическую ценность, не смотря на то, что управленческая наука ушла далеко вперед.
1.3 Сущность и состав функций менеджмента
Функции менеджмента - это виды деятельности руководителей, необходимые для управления организацией. В широком смысле менеджмент представляет собой совокупность функций, которые описывают действия руководителей по отношению к подчиненным им работников. Исследователи выделяют методологические, общие и специальные функции менеджмента.
Методологические функции менеджмента отражают сущность менеджмента как науки и заключаются в формировании методологии науки управления, выявлении причинно-следственных связей между элементами организационной системы и факторами среды деятельности фирмы, разработке инструментария управленческих действий и создании новых знаний об управлении организациями. К числу методологических функций менеджмента относятся следующие:
• Описательная функция - это создание или дополнения системы категорий и понятий, которые позволяют систематизировать и контролировать процессы, связанные с организацией и руководством. Примерами таких понятий могут выступать цели, задачи, организационные роли, организационные структуры, стили руководства, решения, функции менеджмента, неформальные (формальные) группы, организационный климат и тому подобное.
• Аналитическая функция - заключается в установлении причинно-следственных связей в процессах организации и управления, что позволяет лучше понять сущность такого рода процессов в организациях. Понимание причинно-следственных связей помогает при анализе нынешнего состояния организации и в прогнозировании необходимых изменений.
• Аксиологическая функция - разработка, описание и систематизация критериев оценки эффективности управленческих действий. Сформулированные в менеджменте критерии являются основой для разработки более детальных критериев оценки в специализированных дисциплинах. В менеджменте определяются такие общие критерии оценки как «эффективность», «полезность», «экономичность», «простота» и «функциональность», «точность» и другие.
• Нормативная функция - разработка и систематизация рекомендаций, инструкций, наставлений, распоряжений и правил, способствующих улучшению качества выполнения работ в организациях.
• Методическая функция - заключается в разработке методов, позволяющих идентифицировать, анализировать и совершенствовать управленческие процессы, проектировать и воплощать новые решения. В отличие от нормативной функции, в которой эффективные управленческие действия определяются в общих чертах, методы и подходы администрирования и управления, описываются методической функцией, более конкретными и специфическими, приближенными к сущности выполняемых работ.
К общим функциям менеджмента относят планирование, организация, мотивация и контроль, поскольку эти виды деятельности выполняют все без исключения руководители, независимо от предмета деятельности и размера организаций, и таким образом общие функции охватывают все сферы деятельности фирм, поскольку в каждой из них руководитель должен формулировать цели, разрабатывать планы деятельности, формировать организационные структуры, координировать выполнение работ, мотивировать работников, а также контролировать соответствие результатов поставленным целям.
Специальные функции могут иметь разную степень конкретизации и формируют структуру реальной деятельности организации. Структура деятельности организации, в первую очередь, состоит из таких работ как администрирование, логистика и снабжение, производство продукции, оказание услуг, управление активами фирмы, исследование и разработка новых видов продукции, маркетинг и продажи товаров, финансы и бухгалтерский учет, управление персоналом, управление рисками, энергетический менеджмент и т.д.
Общие функции менеджмента, как виды деятельности руководителей, детализируются в специальных функциях и нормируются и структурируются с помощью методологических функций. Функции менеджмента составляют содержание процесса управления, они не представляют собой разовые действия руководителей, а представляют длительную во времени деятельность, которая требует наличия профессиональных знаний, образовательного уровня и соответствующих психологических характеристик. Реализация методологической функции позволяет получать новые знания о процессе управления, определять закономерности и принципы деятельности руководителей. Реализация общих и специальных функций направлена на обеспечение результативности и эффективности деятельности организаций [18, с.192].
2. МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Специфические особенности развития менеджмента в России
Сложно назвать более важную сферу деятельности, чем управление или менеджмент, от которого зависит как эффективность производства, так и удовлетворение потребностей людей в услугах и товарах.
Как известно, наука менеджмента зародилась и развивалась главным образом в США. Есть основополагающие работы некоторых западноевропейских авторов, многократно описан оригинальный японский опыт. О вкладе наших соотечественников известно очень мало, а за рубежом практически вообще неизвестно.
Между тем, отечественный опыт менеджмента, хотя, как и положено опыту, относится к временам прошедшим, продолжает оказывать влияние на практику управления сегодняшнего дня, и многие проблемы этой практики не понять, если опираться только на зарубежные теории.
История современной управленческой мысли в России начинается, когда, практически одновременно с Тейлором, но даже несколько раньше него (в середине и второй половине 90-х годов XIX в.), сходными проблемами занимался инженер К. Адамецкий. Он, в частности, предложил оригинальные «законы организации труда», разработал диаграмму, которая стала позже известна как «диаграмма Ганта». Однако Адамецкий не оформил свои идеи в качестве разработанной теории, не создал своей школы.
Практически весь отечественный опыт менеджмента относится к тому периоду истории, когда существовало государство под названием Советский Союз, и во многом носит отчётливый отпечаток истории и идеологии этого периода. В современной литературе широко распространены попытки как идеализировать советский период отечественной истории, так и демонизировать его, другими словами, мазать либо белой, либо чёрной краской. По нашему мнению, и то и другое неправильно, к оценке этого непростого времени необходим взвешенный подход [34, с.5]. И, пожалуй, самое главное при этом - чётко периодизировать советскую историю, подходить к ней дифференцированно.
Начнём с того, что необходимо выделять как совершенно особый период 20-е годы ХХ века. Историческими рубежами этого периода следует считать, с одной стороны, переход от «военного коммунизма» 1917-1920 гг. к новой экономической политике (НЭП), начавшийся в 1921 г.; c другой стороны – фактически государственный переворот, совершённый Сталиным в 1929 г.
Следующий период - сталинский менеджмент. Так можно назвать систему управления, существовавшую у нас в стране в 30- е, 40-е и в начале 50-х годов и сложившуюся уже в условиях тоталитарного строя. Она имела свои яркие проявления в управлении как страной в целом, так и организациями.
Уже во 2-й половине 80-х - в период так называемой Перестройки - появились работы историков, чётко проводящие грань между досталинским и сталинским периодами в политике и в экономике [5, с.28]. К сожалению, период объективного анализа прошлого был недолгим. В 1990-1991 годах распространилось отношение к прошлому, отличавшееся от доперестроечного лишь знаком: весь период с 1917 по 1991 годы вновь мазался одной краской, только на этот раз чёрной.
Итак, более или менее систематическое формирование и развитие теории и практики менеджмента фактически начинается в 20-х годах, с окончанием Гражданской войны.
Непосредственно предшествующая (1917 - 1920 гг.) экономическая политика - «военный коммунизм» - характеризуется попыткой запрета на любую торговлю, прямым распределением предметов потребления в городах, а в сельском хозяйстве - продразвёрсткой.
Советская власть ещё в 1917 г., одним из первых своих декретов, наделила крестьян землёй. Интересно, что большевики во главе с В.И.Лениным провели земельную реформу не по собственной модели, выработанной до революции, а по модели, разработанной партией эсеров, более близкой крестьянам.
Поэтому крестьяне вначале поддержали новую власть. Но военный коммунизм не давал им продавать выращенную продукцию и покупать товары, производимые в городе. В основе политики военного коммунизма лежала задача уничтожения рыночных и товарно-денежных отношений (т.е. частной собственности), замена их централизованным производством и распределением. [16]. Крестьяне в ответ начинали бороться против большевиков.
Но когда белые стали наступать, они отбирали у крестьян уже не урожай, а саму землю. В тылу белой армии начались крестьянские восстания, поспособствовавшие разгрому белых и победе красных.
Однако, избавившись от белых, крестьяне не захотели мириться с продразвёрсткой. Вспыхнули новые восстания. Восстания были подавлены, но правительство сделало из них правильный вывод.
Ленин предложил заменить продразвёрстку фиксированным продналогом. Сдав налог (в натуральной форме - продовольствием), крестьянин мог свободно распоряжаться оставшейся продукцией, в первую очередь выносить её на рынок. Такой порядок был не просто выгоден крестьянину, он стимулировал к наращиванию объёмов продукции, что приносило пользу всей стране.
Так сложилась Новая экономическая политика - нэп. Эта политика, включавшая также свободу торговли и мелкого предпринимательства в городах, и образовала экономический фон, на котором развивалась советская управленческая мысль 20-х годов.
Политический же фон составил авторитарный режим, который, как утверждают политологи, следует отличать от более позднего, тоталитарного [2, с.13].
В Советском Союзе в 20-е годы ХХ века режим был именно авторитарным. В экономике широко была распространена мелкая и средняя частная собственность, в первую очередь в сельском хозяйстве. В науке, в том числе экономической, свободно развивались разные направления, при условии, что они не посягали на существующий политический режим.
С другой стороны, в результате революций 1917 года были сняты многие препятствия для развития научной мысли, существовавшие при царской власти. Новые же ограничения, которые впоследствии проявились очень ярко, в 20-е годы были ещё слабо выражены.
Вместе с тем, смена строя в стране ставила перед экономической наукой новые задачи (связанные с тотальной государственной собственностью на средства производства) и одновременно, как любая революция, породила массовый энтузиазм и с ним новые механизмы управления.
В итоге в Советском Союзе сложились благоприятные условия для развития оригинальной отечественной школы менеджмента.
Развитие науки и практики менеджмента в СССР в 20-е годы во многом шло параллельно процессам, имевшим место на Западе [14, с.35-36]. При этом было высказано и частично осуществлено немало оригинальных и интересных идей, которые при нормальном обмене научной информацией могли бы обогатить мировую науку.
Прежде всего, выделяется фигура А.А. Богданова - медика по образованию, философа, одного из основателей партии большевиков, впоследствии разошедшегося в философских взглядах с Лениным и отошедшего от активной политической деятельности, после 1917 г. создателя и директора Института переливания крови.
Главной научной заслугой Богданова в области менеджмента является создание «единой организационной науки», которую он назвал тектологией. Богданов считал, что есть очень много общего в функционировании технических систем, биологических организмов и человеческих коллективов и что на этой основе можно найти универсальные принципы управления ими. Тем самым он предвосхитил - на 25-30 лет - появление кибернетики.
В русле, параллельном с работами западных специалистов по научному менеджменту, заметных успехов добилась школа «научной организации труда» (НОТ) во главе с А.К. Гастевым. Это направление развивалось, прежде всего, в Центральном институте труда, создателем и директором которого был Гастев. Эта школа занималась, в общем, теми же вопросами, что и Тейлор и другие западные исследователи (рациональная организация и культура труда), но применительно к специфике советской социалистической экономики.