Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СИВ – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

СЛВ – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

СИУ – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;

СЛУ – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.[14, с. 58]

При формировании стратегии организации менеджеры должны принять к сведению не только факторы внешней среды, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо ознакомиться и принять к сведению те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны организации, оценить их возможности и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды организации.[13, с. 21]

Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленных на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.[16, с. 97]

1.2 Внутренний анализ организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный отдел предприятия, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности компании. Когда идет речь о внутренней среде предприятия, подразумевается глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные организации фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в компанию, независимо от их местоположения и сферы деятельности.[1, с. 299]

К внутренней среде организации относят: а) структуру организации; б) внутриорганизационные процессы; в) технологии; г) кадры; д) организационную культуру; е) управление функциональными процессами.[7, с. 345]

Структура организации представлена через отдельные подразделения и связи между ними. Начальным этапом построения структуры компании является определение функциональных обязанностей сотрудников, и с кем они будут взаимодействовать в процессе трудовой деятельности. Например, в организации люди могут работать автономно (независимо друг от друга), могут работать на конвейере или в бригадах. Процесс проектирования работы определяется множеством факторов, таких как уровень квалификации работника, необходимый для осуществления данной деятельности, объем работы каждого сотрудника, необходимо ли прохождение курсов повышения квалификации и т.п. В настоящее время сформировались основные типы структур, такие как линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, проектная. Также начинают формироваться новые типы сетевых структур, связанные с развитием информационных технологий. Эти структуры актуальны в условиях динамично изменяющейся внешней среды.[32, с. 143]


Внутриорганизационные процессы можно подразделить на три группы: а) координация, осуществляемая за счет приказов и распоряжений руководителей, а также на основе сформированных в организации норм и правил; б) принятие решений, которое может осуществляться как «снизу вверх», так и «сверху вниз», т.е. только на верхней ступени управления; в) коммуникация, которая может быть в письменной форме, во многих компаниях она представлена в виде разговоров или в смешанной форме, сочетая первый и второй вид коммуникации.[27, с. 66]

В настоящее время актуально взаимодействие сотрудников через электронную почту. Технология – это технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией. К вопросам менеджмента относится вопрос выбора наиболее подходящей для данной организации технологии и определения ее эффективного использования.[4, с. 28]

Кадры составляют основу функционирования любой компании. Организация способна осуществлять свою деятельность и успешно функционировать благодаря наличию в ней сотрудников. Работники компании участвуют в создании ее продукта, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В связи с такой позицией кадров в организации, менеджерам стоит быть внимательным к ним, способствовать их профессиональному развитию, повышению квалификации, продвижению по карьерной лестнице.[3, с. 62]

Организационная культура – это устойчивые нормы поведения, ценности и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п.

Формированием организационной культуры занимается руководство компании, а также топ-менеджеры.

Можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента: а) производство; б) маркетинг; в) финансы; г) работа с кадрами; д) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).[28, с. 10]

Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленных на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT–анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.[22, с. 87]


Целью внутреннего анализа является возможность оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограниченных сильных и слабых сторон.

Во время стратегического анализа внутренней среды организации должно соблюдаться главное правило - полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.[14, с. 57]

В основе анализа внутренней среды организации лежать следующие принципы:

- системность - означает рассмотрение организации как сложной системы, включающих ряд функциональных подсистем и компонентов;

- комплексность - это анализ всех составляющих частей предприятия;

- сопоставимость - подразумевает проведение анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;

- уникальность или цели специфики предприятия.[22, с. 49]

Существует большое количество источников сильных и слабых сторон деятельности организации, часть из которых рассмотрена при анализе отрасли, так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной организации считается серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

Сильные стороны - это опыт и ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие лидировать в конкурентной борьбе. Слабые стороны - это недостатки и ограничения, не дающие организации добиться успеха.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: персонал фирмы, его потенциал, квалификация; маркетинг; производство; НИОКР; финансы; менеджмент, включая также оценку организационной структуры и культуры.[1, с . 61]

Для более глубокого изучения внутренней среды организации применяют SNW-анализ – это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации.

SNW-анализ используется исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:

- S – сильная позиция (strength position);

- N – нейтральная позиция (neutral position);

- W – слабая позиция (weakness position).[31, с. 183]

Как показывает практика, SNW-анализ внутренней среды предприятия - достаточно эффективный способ определить конкурентоспособность организации, при котором в роли нейтральной позиции лучше всего выбрать среднее рыночное состояние для определенной ситуации.[24, с. 71]


Общий анализ внутренней среды состоит из следующих аспектов: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, культура и корпорация.

1) маркетинг, в свою очередь, состоит из следующих компонентов: доля рынка, конкурентоспособность предприятия, ассортимент и качество продукции (услуги), конъюнктура рынка, продажа, реклама и позиционирование товара;

2) анализ финансовой ситуации в организации позволяет оценить эффективность стратегического планирования, а также выявить потенциальные слабые внутренние места в организации и ее положение относительно конкурентов;

3) в любой организации существенная роль отводится анализу управленческих операций;

4) человеческие ресурсы, а именно квалификация работников, их отношение к поставленным целям, а также компетентность работников и руководства в целом, выполняют одну из важнейших ролей в эффективности деятельности того или иного предприятия;

5) корпоративная культура – это нетрадиционный фактор, который тем не менее выполняет существенную роль во всей организации. От слаженной работы всех структурных подразделений во многом зависит успех организации.[18, с. 45]

В итоге перед специалистами должна вырисоваться вполне ясная картина, так как при SNW-анализе фиксируется четкая ситуация на рынке. Таким образом, с помощью специальных программ можно произвести сопоставление полученных показателей со стратегией организации и определить дальнейшую направленность деятельности, то есть оптимизировать непосредственно сам процесс управления, сделав его еще более эффективным.[9, с. 137]

Таким образом, анализ внешней и внутренней среды имеет важное значение в формировании стратегии. Если руководство не знает сильных и слабых сторон своей организации, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, то оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую реальному положению организации.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является обращение повышенного внимания на осуществление анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.


2. Анализ внешней и внутренней среды организации ИП Волков И.П.

2.1 Общая характеристика организации

Индивидуальный предприниматель Волков Иван Петрович начал свою деятельность в 2009 году, в соответствии с записью о государственной регистрации индивидуального предпринимателя о внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей №309366805800100 от 27.02.2009г.

ИП Волков Иван Петрович осуществляет оптово-розничную торговлю непродовольственными товарами - плитка керамическая, в соответствии с кодами ОКВЭД 51.44 (оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами) и 52.46.7 (розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки).[23]

У ИП Волкова И.П. две системы налогообложения, общая система налогообложения (ОСНО) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Общая система налогообложения (ОСНО) ИП включает полный перечень налогов (НДС, налог на имущество, НДФЛ с доходов предпринимателя), уплачиваемых предпринимателем как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. ОСНО является традиционной и наиболее сложной системой налогообложения. Если при регистрации ИП не подавать никаких заявлений, то бизнес автоматически попадает под ОСНО, уплачивает полный перечень налогов (НДС гл. 21 НК, на имущество, на прибыль гл. 25 НК). Уплата ЕНВД предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Так как у ИП Волкова И.П. два вида налогообложения, то ведется раздельный учет, на ОСНО работает 2 сотрудника, начальник оптового отдела, 0,5 ставки главный бухгалтер и 0,5 ставки грузчик, остальные 6 сотрудников работают на ЕНВД.

Свою предпринимательскую деятельность, осуществляет по адресу: 394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая д. 20, где расположен магазин 23 кв.м., выставочный зал 200 кв.м., складское помещение 120 кв.м. и офисное помещение 22 кв.м.