Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирование труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретико-методологические основы мотивации персонала в целях повышения качества труда

1.1Современные концепции мотивации персонала в целях повышения качества труда

1.2. Понятие качества труда, показатели и оценка качества труда на предприятии

1.3. Процесс мотивации персонала, как инструмент повышения качества труда

2 Анализ и оценка управления мотивацией персонала в целях повышения качества АО «Ромашка»

2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия АО «Ромашка»

2.2 Анализ системы управления мотивационными процессами в целях повышения качества труда на предприятии АО «Ромашка»

3 Совершенствование системы мотивации персоналом в целях повышения качества труда

3.1 Отечественный и зарубежный опыт мотивации персонала в целях повышения качества труда

3.2 Предложения по улучшению мотивации персонала на предприятии по повышению качества труда

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Критерии оценки

  1. Профессиональные и личностные качества сотруд­ников.
  2. Уровень квалификации работников.
  3. Сложность выполняемых работ.
  4. Результаты труда.

Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:

Д = ПК + РС (3)

Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценке значения каждого элемента выражается в долях единицы. Подробнее методика комплексной оценки результативности и деловых качеств труда будет рассмотрена во второй главе ВКР.

Таким образом, оценка качества труда предполагает систематическое и тщательное изучение качественного состава рабочей силы с целью его постоянного развития путем обновления, перемещения и повышения квалификации. Поэтому в экономически развитых странах оценке качества труда уделяется большое внимание на предприятиях. Эта работа рассматривается как составная часть процесса совершенствования организации труда и управления.

1.3. Процесс мотивации персонала, как инструмент повышения качества труда

Организация трудовой деятельности работников должна отвечать принципам комплексности, непрерывности, рациональности, научности, гуманности и эффективности [29]. Лишь отвечая данным принципам организация труда способна без существенных инвестиций, значительно повысить производительность и качество труда, в результате чего обеспечивается получение дополнительной прибыли.

При этом рост производительности труда приводит к относительному или абсолютному высвобождению работников, а значит, к снижению расходов на оплату труда, снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.

Повышение качества труда приводит к сокращению брака, более экономному использованию сырья и материалов, топлива, электроэнергии, что также обеспечивает снижение себестоимости продукции и увеличение прибыли. Нередко повышение качества труда ведет к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоению новых рынков сбыта, увеличению объемов производства, что также способствует получению дополнительной прибыли [29].

Качество труда улучшается за счет последовательного внедрения передового опыта, борьбы против «косности» и «рутины», бесхозяйственности и расточительства, изменения экономического мышления, наиболее полной реализации возможностей работника.


Высокое качество труда немыслимо без соблюдения трудовой и производственной дисциплины, обеспечения высокой организованности и ритмичности производства. В основе оценки качества труда, материального и морального поощрения работника должен действовать принцип социальной справедливости.

В связи с этим, любое предприятие, должно уделять самое внимание вопросам повышения качества труда, мотивации труда. К сожалению так происходит далеко не везде, что объясняется сложившимися традициями, доставшимися от перестроечных времен, и еще не преобразованным менталитетом российских руководителей.

В данной связи особую значимость приобретает мотивация персонала предприятия, так как без материального и нематериального стимулирования труда не возможно повышение качества и результативности труда.

При анализе мотивации необходимо сосредоточиться на факто­рах, которые побуждают действия и усиливают их. Это мотивы, по­требности и стимулы. Взаимосвязь понятий мотивации представлен на рисунке 2.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. [12].

Рис.1.3.1. Взаимосвязь понятий мотивации [12]

Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:

  1. возникновение потребности (голод, жажда, влечение к дру­гому человеку, желание получить образование и т.п.);
  2. разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потреб­ностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию, или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.);
  3. определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, опреде­лить пути действия, проанализировать альтернативы, выбрать реше­ния и т.п.);
  4. удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов.

  1. Принуждение.
  2. Материальное поощрение.
  3. Моральное поощрение.
  4. Самоутверждение.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятель­ностью человека (рис.1.3.1) [12]

Различают внутреннюю (самомотивация) и внешнюю мотивацию. В первом случае человек, руководствуясь психологическими потреб­ностями и ценностями и используя сознание, волю и стимулы, сам побуждает себя к определенному поведению, во втором – он побуж­дается другими или ситуацией, т.е. посредством воздействия извне [24].


В основе мотивации лежит принцип предоставления ра­ботникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А без заинтересо­ванности любые планы повышения качества, вероятнее всего, останутся лишь на бумаге.

Система мотивации необходима для того, чтобы сотрудники были заинтересованы работать эффективно. Построение СМ сле­дует начинать с исследования, чтобы выявить мотивирующие и демотивирующие факторы для сотрудников. В простейшем виде это может закрытое анкетирование сотрудников.

С мотивацией персонала тесно связано его обучение, т. е. повышение квалификации. С ростом квалификации работника могут изменяться и его мотивации, например повышение зна­чимости для него карьерного роста [21].

Обучение и мотивация персонала – это, несомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они направлены на формирование активного и квалифицированного персонала, который наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из трех основных факторов качества. Как уже отмечалось, только квалифицированные и заинтересованные работники, располагающие необходимой материальной базой, способны при соответствующей организации работ обеспечить требуемое качество продукции.

Отбор и прием на работу сотрудников для выполнения обязанностей, непосредственно влияющих на качество услуг, должен осуществляться так, чтобы обеспечить надлежащий уровень компетентности нанимаемых кадров.

2 Анализ и оценка управления мотивацией персонала в целях повышения качества АО «Ромашка»

2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия АО «Ромашка»

Шинный завод Акционерное Общество «Ромашка» (сокращенное название – АО «Ромашка») – ведущее российское предприятие отрасли выпускающее автомобильные шины около 100 типоразмеров для любых автомобилей и сельскохозтехники. Каждая третья шина, произведенная в России, изготовлена на заводе «Ромашка». В настоящее время основная продукция – это лучшие шины КАМА-ЕВРО, производенные по технологии итальянской компании «PIRELLI».


По решению акционеров в 2015 году Общество было перерегистрировано из открытого акционерного общества в публичное акционерное общество в связи с необходимостью приведения организационно-правовой формы Общества в соответствие с изменениями в Гражданском кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

С 14 декабря 2011 года обыкновенные акции АО «Ромашка» допущены к торгам в процессе обращения без прохождения процедуры листинга путем включения в раздел «Перечень внесписочных ценных бумаг» списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ». В настоящее время акции АО «Ромашка» включены в третий (некотировальный) уровень списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ».

Акционерное общество «Ромашка» (далее «Общество» или «АО «Ромашка») занимается производством резиновых шин, покрышек и камер, а также оказанием услуг по сдаче имущества в аренду и прочими видами деятельности и входит в нефтехимический холдинг ОАО «Татнефть». [39].

В качестве основных факторов, влияющих как на состояние отрасли в целом, так и на деятельность общества, можно указать:

географическая близость к крупным кластерам автосборочных заводов, а также развитая дилерская сеть;

близость к источнику поставок технического углерода;

близость к источнику поставок синтетического каучука.

Ключевыми рынками сбыта продукции АО «Ромашка» являются – страны дальнего зарубежья и страны СНГ Всего география экспортных поставок насчитывала в 2015 году 33 страны мира (рис.2.1.1, 2.1.2).

Рис.2.1.1. Структура реализации шин в дальнее зарубежье,% [39]

Доля сбыта шинной продукции АО «Ромашка» в странах дальнего зарубежья составляет: Южная Осетия 21%, Литва 16%, Турция -12%, Сербия -10%, Грузия-7%, Египет-6% и прочие 17 стран-29%.

Доля сбыта шинной продукции АО «Ромашка» в странах СНГ составляет: Казахстан-50%, Украина-18%, Беларусь-18% и прочие 8 стран 18%.

В ходе работы АО «Ромашка» последовательно реализовывает основную задачу, связанную с определением приоритетных направлений деятельности и стратегии его развития

Рис.2.1.2. Структура реализации шин в СНГ [39]

Приоритетные направления деятельности Компании:

- обновление ассортимента выпускаемой продукции;


- повышение ее качества;

- освоение новых рынков сбыта.

В специальной экономической зоне г. Астана (Казахстан) Торговый дом «Кама-Казахстан» открыл крупнейший автоматизированный шинно-логистический комплекс по продаже и обслуживанию шин, выпускаемых Нижнекамским шинным комплексом «Татнефти».

В рамках реализации программы по развитию розничной сети ООО «Торговый дом «Кама» открылся новый шинный центр Tyre&Service в гИжевск (Удмуртская Республика).

Шинный комплекс ОАО «Татнефть» получил благодарность за поставку шин на конвейер завода «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» в Калуге и качество своей продукции. На имя руководства АО «Ромашка» направлено благодарственное письмо, в котором компания «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» благодарит за плодотворное сотрудничество и совместную работу

Шинная продукция нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» стала лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги РТ - 2017» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

По итогам Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2017 года лауреатами в номинации «Продукция производственно-технического назначе­ния» признаны шины КАМА ЕШО - 129 175/70 R14, Viatti Bosco A/T (V-237) 215/65 R16, выпускаемые АО «Ромашка». В этой же номинации среди победителей шина КАМА NU 701 315/80 R22,5 Нижнекамского завода шин ЦМК. Дипломантами конкурса стали шины КАМА серии N: КАМА NR 201 315/80 R22,5 и КАМА NF 201 315/80 R22,5, выпускаемые ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК». [39]

Предприятиям шинного комплекса ОАО «Татнефть» вручены сертификаты соответствия корпоративной системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISOTS 16949.

В ходе своей деятельности за 2015-2017 гг. предприятие достигло определенных результатов. Основные технико-экономические показатели АО «Ромашка» представлены в таблице 2.1.1. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2015-2017 гг. представлена в приложении 1.

Таблица 2.1.1

Динамика технико-экономических показателей АО «Ромашка» за 2015-2017 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение

в руб.

в %

1

2

3

4

5

6

Выпуск товарной продукции, млн.руб.

10180

8960

12678,2

2498,6

124,5

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

16256

13596

15343,6

-912,7

94,4

Продолжение табл.2.1.1

1

2

3

4

5

6

Себестоимость реализованной продукции, млн.руб.

14994

12771

14153,8

-839,9

94,4

Прибыль от продажи, млн.руб.

440,8

182,18

573,4

132,6

130,1

Чистая прибыль, млн.руб.

35,9

-55,8

226,1

190,2

629,8

Среднесписочная численность персонала, чел.

3929

3474

2960

-969

75,3

Средняя заработная плата 1 работника, руб.

29825

31601

32712

2887

109,7