Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирование труда.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы мотивации персонала в целях повышения качества труда
1.1Современные концепции мотивации персонала в целях повышения качества труда
1.2. Понятие качества труда, показатели и оценка качества труда на предприятии
1.3. Процесс мотивации персонала, как инструмент повышения качества труда
2 Анализ и оценка управления мотивацией персонала в целях повышения качества АО «Ромашка»
2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия АО «Ромашка»
3 Совершенствование системы мотивации персоналом в целях повышения качества труда
3.1 Отечественный и зарубежный опыт мотивации персонала в целях повышения качества труда
3.2 Предложения по улучшению мотивации персонала на предприятии по повышению качества труда
Критерии оценки
- Профессиональные и личностные качества сотрудников.
- Уровень квалификации работников.
- Сложность выполняемых работ.
- Результаты труда.
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:
Д = ПК + РС (3)
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценке значения каждого элемента выражается в долях единицы. Подробнее методика комплексной оценки результативности и деловых качеств труда будет рассмотрена во второй главе ВКР.
Таким образом, оценка качества труда предполагает систематическое и тщательное изучение качественного состава рабочей силы с целью его постоянного развития путем обновления, перемещения и повышения квалификации. Поэтому в экономически развитых странах оценке качества труда уделяется большое внимание на предприятиях. Эта работа рассматривается как составная часть процесса совершенствования организации труда и управления.
1.3. Процесс мотивации персонала, как инструмент повышения качества труда
Организация трудовой деятельности работников должна отвечать принципам комплексности, непрерывности, рациональности, научности, гуманности и эффективности [29]. Лишь отвечая данным принципам организация труда способна без существенных инвестиций, значительно повысить производительность и качество труда, в результате чего обеспечивается получение дополнительной прибыли.
При этом рост производительности труда приводит к относительному или абсолютному высвобождению работников, а значит, к снижению расходов на оплату труда, снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.
Повышение качества труда приводит к сокращению брака, более экономному использованию сырья и материалов, топлива, электроэнергии, что также обеспечивает снижение себестоимости продукции и увеличение прибыли. Нередко повышение качества труда ведет к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоению новых рынков сбыта, увеличению объемов производства, что также способствует получению дополнительной прибыли [29].
Качество труда улучшается за счет последовательного внедрения передового опыта, борьбы против «косности» и «рутины», бесхозяйственности и расточительства, изменения экономического мышления, наиболее полной реализации возможностей работника.
Высокое качество труда немыслимо без соблюдения трудовой и производственной дисциплины, обеспечения высокой организованности и ритмичности производства. В основе оценки качества труда, материального и морального поощрения работника должен действовать принцип социальной справедливости.
В связи с этим, любое предприятие, должно уделять самое внимание вопросам повышения качества труда, мотивации труда. К сожалению так происходит далеко не везде, что объясняется сложившимися традициями, доставшимися от перестроечных времен, и еще не преобразованным менталитетом российских руководителей.
В данной связи особую значимость приобретает мотивация персонала предприятия, так как без материального и нематериального стимулирования труда не возможно повышение качества и результативности труда.
При анализе мотивации необходимо сосредоточиться на факторах, которые побуждают действия и усиливают их. Это мотивы, потребности и стимулы. Взаимосвязь понятий мотивации представлен на рисунке 2.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. [12].
Рис.1.3.1. Взаимосвязь понятий мотивации [12]
Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:
- возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.);
- разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию, или загасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.);
- определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, проанализировать альтернативы, выбрать решения и т.п.);
- удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
В современном понятии различают четыре основные формы стимулов.
- Принуждение.
- Материальное поощрение.
- Моральное поощрение.
- Самоутверждение.
Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека (рис.1.3.1) [12]
Различают внутреннюю (самомотивация) и внешнюю мотивацию. В первом случае человек, руководствуясь психологическими потребностями и ценностями и используя сознание, волю и стимулы, сам побуждает себя к определенному поведению, во втором – он побуждается другими или ситуацией, т.е. посредством воздействия извне [24].
В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А без заинтересованности любые планы повышения качества, вероятнее всего, останутся лишь на бумаге.
Система мотивации необходима для того, чтобы сотрудники были заинтересованы работать эффективно. Построение СМ следует начинать с исследования, чтобы выявить мотивирующие и демотивирующие факторы для сотрудников. В простейшем виде это может закрытое анкетирование сотрудников.
С мотивацией персонала тесно связано его обучение, т. е. повышение квалификации. С ростом квалификации работника могут изменяться и его мотивации, например повышение значимости для него карьерного роста [21].
Обучение и мотивация персонала – это, несомненно, две разные функции. Объединяет их то, что они направлены на формирование активного и квалифицированного персонала, который наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из трех основных факторов качества. Как уже отмечалось, только квалифицированные и заинтересованные работники, располагающие необходимой материальной базой, способны при соответствующей организации работ обеспечить требуемое качество продукции.
Отбор и прием на работу сотрудников для выполнения обязанностей, непосредственно влияющих на качество услуг, должен осуществляться так, чтобы обеспечить надлежащий уровень компетентности нанимаемых кадров.
2 Анализ и оценка управления мотивацией персонала в целях повышения качества АО «Ромашка»
2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия АО «Ромашка»
Шинный завод Акционерное Общество «Ромашка» (сокращенное название – АО «Ромашка») – ведущее российское предприятие отрасли выпускающее автомобильные шины около 100 типоразмеров для любых автомобилей и сельскохозтехники. Каждая третья шина, произведенная в России, изготовлена на заводе «Ромашка». В настоящее время основная продукция – это лучшие шины КАМА-ЕВРО, производенные по технологии итальянской компании «PIRELLI».
По решению акционеров в 2015 году Общество было перерегистрировано из открытого акционерного общества в публичное акционерное общество в связи с необходимостью приведения организационно-правовой формы Общества в соответствие с изменениями в Гражданском кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
С 14 декабря 2011 года обыкновенные акции АО «Ромашка» допущены к торгам в процессе обращения без прохождения процедуры листинга путем включения в раздел «Перечень внесписочных ценных бумаг» списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ». В настоящее время акции АО «Ромашка» включены в третий (некотировальный) уровень списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ».
Акционерное общество «Ромашка» (далее «Общество» или «АО «Ромашка») занимается производством резиновых шин, покрышек и камер, а также оказанием услуг по сдаче имущества в аренду и прочими видами деятельности и входит в нефтехимический холдинг ОАО «Татнефть». [39].
В качестве основных факторов, влияющих как на состояние отрасли в целом, так и на деятельность общества, можно указать:
географическая близость к крупным кластерам автосборочных заводов, а также развитая дилерская сеть;
близость к источнику поставок технического углерода;
близость к источнику поставок синтетического каучука.
Ключевыми рынками сбыта продукции АО «Ромашка» являются – страны дальнего зарубежья и страны СНГ Всего география экспортных поставок насчитывала в 2015 году 33 страны мира (рис.2.1.1, 2.1.2).
Рис.2.1.1. Структура реализации шин в дальнее зарубежье,% [39]
Доля сбыта шинной продукции АО «Ромашка» в странах дальнего зарубежья составляет: Южная Осетия 21%, Литва 16%, Турция -12%, Сербия -10%, Грузия-7%, Египет-6% и прочие 17 стран-29%.
Доля сбыта шинной продукции АО «Ромашка» в странах СНГ составляет: Казахстан-50%, Украина-18%, Беларусь-18% и прочие 8 стран 18%.
В ходе работы АО «Ромашка» последовательно реализовывает основную задачу, связанную с определением приоритетных направлений деятельности и стратегии его развития
Рис.2.1.2. Структура реализации шин в СНГ [39]
Приоритетные направления деятельности Компании:
- обновление ассортимента выпускаемой продукции;
- повышение ее качества;
- освоение новых рынков сбыта.
В специальной экономической зоне г. Астана (Казахстан) Торговый дом «Кама-Казахстан» открыл крупнейший автоматизированный шинно-логистический комплекс по продаже и обслуживанию шин, выпускаемых Нижнекамским шинным комплексом «Татнефти».
В рамках реализации программы по развитию розничной сети ООО «Торговый дом «Кама» открылся новый шинный центр Tyre&Service в гИжевск (Удмуртская Республика).
Шинный комплекс ОАО «Татнефть» получил благодарность за поставку шин на конвейер завода «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» в Калуге и качество своей продукции. На имя руководства АО «Ромашка» направлено благодарственное письмо, в котором компания «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» благодарит за плодотворное сотрудничество и совместную работу
Шинная продукция нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» стала лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги РТ - 2017» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
По итогам Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2017 года лауреатами в номинации «Продукция производственно-технического назначения» признаны шины КАМА ЕШО - 129 175/70 R14, Viatti Bosco A/T (V-237) 215/65 R16, выпускаемые АО «Ромашка». В этой же номинации среди победителей шина КАМА NU 701 315/80 R22,5 Нижнекамского завода шин ЦМК. Дипломантами конкурса стали шины КАМА серии N: КАМА NR 201 315/80 R22,5 и КАМА NF 201 315/80 R22,5, выпускаемые ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК». [39]
Предприятиям шинного комплекса ОАО «Татнефть» вручены сертификаты соответствия корпоративной системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISOTS 16949.
В ходе своей деятельности за 2015-2017 гг. предприятие достигло определенных результатов. Основные технико-экономические показатели АО «Ромашка» представлены в таблице 2.1.1. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2015-2017 гг. представлена в приложении 1.
Таблица 2.1.1
Динамика технико-экономических показателей АО «Ромашка» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение |
|
в руб. |
в % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выпуск товарной продукции, млн.руб. |
10180 |
8960 |
12678,2 |
2498,6 |
124,5 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
16256 |
13596 |
15343,6 |
-912,7 |
94,4 |
Продолжение табл.2.1.1 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. |
14994 |
12771 |
14153,8 |
-839,9 |
94,4 |
Прибыль от продажи, млн.руб. |
440,8 |
182,18 |
573,4 |
132,6 |
130,1 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
35,9 |
-55,8 |
226,1 |
190,2 |
629,8 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
3929 |
3474 |
2960 |
-969 |
75,3 |
Средняя заработная плата 1 работника, руб. |
29825 |
31601 |
32712 |
2887 |
109,7 |