Файл: Организация и разработка бизнес-плана организации ЗАО СЭУ «Спецгазификация».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т.е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
- определение направлений деятельности, перспективных рынков сбыта и места фирмы на этих рынках;
- оценка затрат;
- выявление соответствия кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- анализ материального и финансового положение фирмы;
- анализ рисков и способов их преодоления.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала и расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее при поддержке инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры,
Цель данной работы заключается в изучении влияния бизнес-плана на повышение эффективности деятельности фирмы.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, функции и структуру бизнес-плана;
-изучить направления планирования деятельности;
-проанализировать механизм разработки и составления бизнес-плана на примере ЗАО СЭУ «Спецгазификация»
Объектом данной курсовой является предприятие ЗАО СЭУ «Спецгазификация».
Предметом является бизнес-план предприятия ЗАО СЭУ «Спецгазификация».
В ходе работы над курсовой работой использовались: экономические; расчетные; статистические методы исследования.
В детализации и уточнении некоторых аспектов темы курсовой работы оказали помощь публикации отечественных специалистов, среди них можно выделить таких известных людей, как: Попова В.И., Пивоварова К.В., Петрова А.Н.
Среди зарубежных специалистов можно выделить Хеддервика К., Эрика С. Зигеля.
Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены понятие, назначение и функции бизнес-плана, теоретические аспекты составления основных разделов бизнес-плана, а также формы и методы его реализации.
Вторая глава посвящена расчетам основных показателей бизнес-плана и обоснованию экономической эффективности стратегического планирования деятельности предприятия.
Глава1.Теоретические аспекты бизнес-плана как инструмента менеджмента
1.1 Понятие, назначение, функции и структура бизнес-плана
План осуществления предпринимательского проекта получил название бизнес-план. Пользуясь прежней терминологией можно говорить, что бизнес-план представляет собой соединение технико-экономического обоснования и программы проведения работ. Обычно такие планы составляются при создании или реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. Но вполне правомочна разработка такого плана и для отдельной бизнес-операции.
Из самого понятия составляющей часть этого слова «план» следует, что бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках.[1] Итак, бизнес-план – это обоснование программы поведения бизнес-опреации, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата.
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании.[2] В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.
Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита, в других ответственных случаях.[3]
Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой, программный. А формулирование плана в терминах направленных действий, с одной конкретной целью – получение прибыли, существенно приближает его к целевой программе.
Перечисленные признаки позволяют рассматривать бизнес-план как систему расчетов и обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение максимально возможной прибыли путем осуществления конкретной предпринимательской операции. Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы.[4] Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.
Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, реализуемости, надежности сделки и осуществляющей ее фирмы.[5] И что немало важно, наличие бизнес-плана свидетельствует о солидности планируемой операции и ее организаторов и создает благоприятную обстановку для исполнения намеченного дела. Контрагенты, лица, с которыми предпринимателю придется взаимодействовать, будут интересоваться уровнем, степенью проработанности всего дела. Одновременно бизнес-план является собственностью предпринимателя, составляет определенную коммерческую тайну. На изучение бизнес-плана всегда должно быть получено согласие предпринимателя.[6] Но главное все-таки – не наличие документа. Важно, чтобы сделка была хорошо продуманна, организована, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны. Благодаря такому плану удается оценить рациональные масштабы дела.
Следует понимать, что в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, прибыльного результата, а научно-технические и социальные составляющие представлены менее детально либо вообще отсутствуют. Бизнес план определяет договоры, контрагентов, сделки, которые надо заключить для поведения всей бизнес - операции.
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы.[7] Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-план – краткое, точное и ясное описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий их достижения.[8]
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.[9]
Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.[10]
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:
-текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
-возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
-предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
-целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно[11]:
Титульный лист
Аннотация
Меморандум о конфиденциальности
Оглавление
Основные разделы:
-
- Резюме
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- Характеристика объекта бизнеса организации
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Оценка и страхование риска
Данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой.[12] Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
1.2 Направления планирования деятельности
Основными направлениями планирования деятельности являются:
-анализа рынка;
-план маркетинга;
-производственный план;
-организационный план;
-финансовый план и анализ рисков.
Анализ рынка сбыта – это важнейший этап подготовки бизнес-плана.
В данном разделе необходимо провести анализ рынка сбыта, дать оценку конъюнктуры рынка, составить прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения предпринимательского проекта.[13]
Самые первые сведения, которые потребуются: кто будет покупать товары, где ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответ на вопрос: кто, почему и сколько будет готов купить данной продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух лет?
Первый этап – оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц или за год.
Величина эта зависит от многих факторов – социальных, национальных, культурных, климатических, а главное – от экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их доходов, темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.[14]
Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать. Но чтобы их получить реально, нужен третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказанные услуги) в конкретных условиях вашей деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который вы намерены установит, а главное – как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.[15]
При этом необходимо раскрыть информацию о возможных конкурентах: их товарах, качестве, примерных ценах и условиях продаж.Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
-Кто является производителем аналогичных товаров?
-Много ли внимания и средств они уделяют рекламе?
-Их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
-Какой уровень цен на их продукцию? Какова их политика цен?
Исследования рынка в ходе разработки бизнес-плана носят явно прогнозный характер.[16]
В том случае, когда исполнение бизнес-проекта, сделки занимает немного времени, исследование потребительского спроса позволяет достаточно достоверно определить сферу потребления продукта и сделать оценку объема продаж. В отдельных случаях при краткосрочных сделках заказ может определять конкретный объем продукта, это идеальная ситуация. При составлении данного раздела бизнес-плана для долговременных, как правило, крупных проектов, рассчитанных не на удовлетворение заявки конкретного заказчика, а на рыночную реализацию, процесс представляется более трудоемким.[17] В этой ситуации для получения информации о том, как будет изменяться спрос, продажа, потребление, придется производить дополнительные специальные расчеты, строить прогнозы и делать предложения, что потребует дополнительных трудозатрат для качественной проработки раздела.